Святой Феофил родился и воспитывался в Царьграде при императоре Константине Порфирородном и матери его святой Ирине. Во время нашествия арабов он был назначен главнокомандующим греческими войсками. Благодаря личной храбрости и военному искусству он потопил много неприятельских судов и не раз наносил поражения арабам.
Божиим попущением однажды его флот был окружен более многочисленными неприятельскими кораблями, и святой Феофил взят был в плен. Когда его представили арабскому государю, тот, пораженный красотою и мужеством святого Феофила, стал убеждать его отречься от христианской веры; но ни обещания всяческих почестей, ни угрозы победителей не подействовали на доблестного христианского военачальника. Когда он увидел, что воины его перебиты, стал упрекать варваров за их жестокость и обличать нечестивую их веру. Отведенный в их страну, святой Феофил был заключен там в темницу.
Через четыре года, по случаю совершавшегося арабами какого-то их религиозного торжества, святого страстотерпца вывели из тюрьмы и стали принуждать к участию в торжестве; когда же святой Феофил отказался повиноваться, ему отсекли голову. Так воин Христов воспринял мученический венец.
В русском языке слово «мученик» иногда вызывает неверные ассоциации. Для простого обывателя «мученик» – это персонаж античной трагедии, который претерпел невыносимые страдания и скончался от пыток или казни. Мученицей могут назвать женщину, которая в одиночку воспитывает много детей или живет с мужем-алкоголиком. Но в Церкви слово это означает совсем другое.
Греческое слово martis переводится как «свидетель». Христианские мученики почитались как святые не за то, что могли стойко переносить пытки или не бояться страданий, а за способность свидетельствовать о Христе даже перед лицом смерти. Это была очень страшная форма миссионерства.
Первый текст о мученичестве за Христа можно найти в Деяниях апостолов. В 6-й и 7-й главах Книги рассказывается об обстоятельствах мученической кончины Стефана. Бесстрашный архидьякон защищает новую веру перед иудейскими старейшинами, произносит большую проповедь, а затем гибнет под градом камней.
Исторически свидетельство Деяний апостолов чрезвычайно ценно, поскольку содержит в себе не только упоминание о гонениях на христиан со стороны иудеев, но и сюжетное ядро будущих мартириев – повествований о мученичестве.
Древние повествования о мучениках не стремятся пощекотать нервы читателям детальным рассказом о побивании камнями, распятии или других казнях. Древние мартирии – это сухой протокол допроса римскими судьями. Судопроизводство в империи было делом формальным. Прежде всего чиновник должен был записать имя обвиняемого, его возраст, социальное происхождение и сформулировать суть обвинения. Сам процесс начинался после утвердительного ответа на вопрос: «Христианин ли ты?»
За три века, прошедших с момента основания Церкви, язычники привыкли мирно жить рядом с христианами. Де-факто между ними установились терпимые отношения, и никто в империи не хотел плодить новых мучеников. Дело доходило до того, что судьи на процессе подсказывали епископам и священникам правильные ответы...
В этом свидетельстве со стороны мучеников не было какого-то вызова империи или желания позлить судей. Страдальцы умирали на крестах или отправлялись в серебряные рудники не потому, что им надоела жизнь и они хотели прекратить ее как можно скорее, а потому, что свидетельство о Христе Воскресшем было для этих людей самым важным событием в их жизни, истиной, ради которой они были готовы идти на смерть.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также празднуется:
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого;
и совершается память святых:
Сщмч. Ипполита, епископа Остинского, и с ним мчч. Кенсорина, Савина, мц. Хрисии, девы, и прочих 20 мучеников (III);
Блж. Пелагии Дивеевской (Серебренниковой) (1884);
Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV);
Прп. Зинона Каппадокийского, ученика свт. Василия Великого (V);
Блгв. Петра, царя Болгарского (967);
Сщмч. Владимира Хрищеновича, пресвитера (1933);
Мч. Стефана Наливайко (1945).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Подробное толкование,
смотрите на видео по ссылке.
https://clck.ru/3GL9ik
Нет комментариев