Святая Нина (Нино) родилась в Каппадокии в конце III века. Она была единственной дочерью полководца Завулона, родственника святого великомученика Георгия, и святой Сусанны, выросшей в Иерусалиме. Когда Нине было 12 лет, ее родители отправились в Иерусалим, где посвятили себя Богу, а дочь доверили благочестивой женщине благородного происхождения по имени Сара Ниафора. Она наставила девочку в великом таинстве спасения души и открыла, что нешвенный хитон Господа нашего был приобретен раввином из Мцхеты и находится в стране иверов (Картли), расположенной в пределах Кавказа, между Черным и Каспийским морями.
Воодушевленная великой ревностью, юная дева с тех пор стала просить Матерь Божию привести ее в эту страну, дабы там поклониться хитону, сотканному Ее руками, и чтобы проповедовать Евангелие язычникам. Пресвятая Дева явилась ей во сне и доверила проповедь слова Божия в Иверии, вручив в залог Своей помощи крест из виноградной лозы.
Проснувшись, Нина со слезами поцеловала крест и привязала к нему прядь своих волос. Она рассказала об этом видении дяде со стороны матери, епископу Иерусалимскому. Тот благословил ее и отправил в Иверию вместе со святой Рипсимией и ее духовной матерью Гаианией.
Эти христианки, дабы ускользнуть от знаков внимания со стороны императора Диоклетиана, приготовились бежать в Армянское царство с тридцатью пятью благородными девами. Армянский царь Тиридат получил от Диоклетиана приказ передать святых жен в его руки. Но когда они прибыли в столицу Армении Вагаршапат, царь в свою очередь воспылал страстью к Рипсимии. Получив отказ, Тиридат обезумел от ярости и приказал подвергнуть пыткам служительниц Божиих. Нина присутствовала при их мученичестве, спрятавшись в кустах диких роз, и сумела бежать. Путем долгих поисков она достигла озера Паравани, окруженного высокими горами. Узнав дорогу у пастухов, говоривших по-армянски, она пошла вдоль берегов реки Куры (Мтквари). Так Нина добралась до города Урбниси, где была принята в еврейском квартале.
В Урбниси Нина смогла изучить грузинский язык и обычаи жителей Картли. Через месяц, когда почти все население приготовилось отправиться в Мцхету для поклонения богам, она пошла вместе со всеми. С ужасом присутствуя на их кощунственных жертвоприношениях в честь бога Армази, она вознесла молитву ко Господу – и тотчас ужасная гроза низвергла идолов и разрушила языческое капище.
Три дня Нина провела около царского сада. Жена садовника Анастасия пригласила ее обосноваться у них. Для Нины построили хижину в углу сада. В ней святая проводила дни и ночи в молитве перед крестом, подаренным Божией Матерью. Вскоре она начала совершать чудеса (в частности разрешив бесчадие Анастасии) и проповедовать Евангелие как язычникам, так и иудеям этого города.
Таким образом ей удалось обратить главу синагоги Авиафара и его дочь Сидонию. Авиафар рассказал Нине, что его дед Элиоз был призван евреями Иерусалима присутствовать при Страстях Христовых и что он получил хитон Господа от воинов, которые о нем бросали жребий. Вернувшись в Мцхету, он показал драгоценную реликвию своей сестре Сидонии. Та, умирая, сжимала хитон в руках и орошала его слезами. Поскольку оказалось невозможным взять хитон из рук покойницы, его погребли вместе с ней в царском саду, и на могиле вырос величественный кедр.
Святая Нина, как только услышала этот рассказ, стала по ночам возносить горячие молитвы около этого дерева. В одну из ночей она увидела, как на сад опускается огромная стая черных птиц. Они искупались в водах реки, протекавшей около кедра, и внезапно стали белыми, как снег, а потом расположились на ветвях дерева, наполнив сад мелодичным пением. Это был данный Богом знак о будущем обращении язычников и возведении храма на этом благословенном месте.
В то время случилось, что ребенок одной благородной горожанки тяжело заболел. Не сумев найти никого, способного прийти на помощь, несчастная мать в полной растерянности обратилась с просьбой к рабе Божией. Святая Нина велела принести ребенка к себе, уложила в свою постель, и, как только она воздела руки к небу, дабы молить Господа о милосердии, ребенок, к глубочайшему изумлению язычников, встал совершенно здоровым.
Слава об удивительных способностях Нины дошла вскоре до царицы Наны, которая была поражена неизлечимым недугом. Царица была ревностной почитательницей идолов и враждебно относилась к Нине, но от безнадежности положения в качестве последнего средства прибегла к помощи святой. Она велела отнести себя к хижине Нины и попросила ходатайствовать о ней перед христианским Богом. Нина осенила Нану крестным знамением с помощью креста, дарованного Богородицей, и царица встала здоровой, во всеуслышание объявляя о своей вере во Христа. Святая Нина отказалась от любого вознаграждения, объяснив, что это чудо произошло не по ее воле, но силой Христа – Сына Божия и Творца неба и земли, воплотившегося ради освобождения человеческого рода от смерти душевной и телесной.
Узнав об исцелении супруги, царь Мириан изумился, но не обратился и даже захотел избавить свое царство от всех христиан вместе со святой Ниной. Некоторое время спустя, когда царь охотился в дремучем лесу на горе Тхоти, глубокий мрак внезапно объял его, отчего он сильно испугался. Поскольку языческие боги не вняли его мольбам, Мириан в конце концов обратился к Богу Нины и тотчас прозрел, стяжав таким образом и духовный свет веры. По возвращении в столицу он поспешил со слезами броситься к ногам святой, решив крестить весь народ Иверии, и незамедлительно отправил послов к святому Константину с просьбой прислать в его царство епископа и священников.
Когда епископ Иоанн и клирики, отправленные Константином, прибыли в Иверию, царь крестился вместе со всей семьей, затем приняли крещение военачальники и придворные. Место, где совершалось это таинство, расположенное при слиянии рек Куры и Арагвы, получило название «царская крестильня». В последующие дни весь народ в горячем порыве был просвещен в водах возрождения, оставляя языческие обычаи.
Немного спустя, когда царь по совету святой решил построить церковь около кедра, была предпринята попытка срубить дерево, чтобы сделать из него колонну, но усилия рабочих были напрасны. Святая пришла туда вместе с двенадцатью ученицами, и они провели ночь в молитве. На заре, когда другие женщины задремали, Нина продолжала простирать руки к Богу. Тогда явился сияющий юноша и приподнял кедр, который стал подобен огненному столпу, вознесся на двадцать шагов над землей и опустился на свое основание. Из него истек душистый бальзам, обладавший свойством исцелять многочисленные болезни. Во время молитвы Нине было открыто, что именно в этом месте находится нешвенный хитон Христов.
Исполненный радости царь повелел возвещать Благую Весть во всех своих владениях. Святая со слезами молилась об утверждении веры, и в том месте, где падали ее слезы, забил чудотворный источник, который имел свойство даровать молоко матерям, лишенным его.
После явления на небе огромного сияющего креста над церковью в Мцхете Нина отправилась вместе с несколькими смелыми клириками проповедовать Евангелие другим языческим народам Кавказа. Благодаря несокрушимой силе слова Божия и многочисленным чудесам, она убедила некоторых уничтожить идолов и крестила их, но большая часть горных народов осталась при своих строптивых нравах.
Проповедь святой Нины имела больший успех в соседнем царстве Кахетия (на восток от Мцхеты). Царица Сонтзе (София) отправилась к Нине в кахетинское селение Бодбе, чтобы услышать рассказ о чудесах, совершенных Богом в Картли. Она была крещена вместе со слугами и знатью.
Завершив свою миссию, Нина удалилась в хижину, чтобы приготовить себя к уходу в мир иной. Извещенный о ее близком конце Рев, сын царя, его супруга Саломея и их дочь пришли проводить святую. Когда епископ Иоанн, посланный царем, хотел отвезти святую Нину в столицу, она отказалась и посоветовала ему сделать своим преемником священника Иакова. Затем передала епископу письмо, которое получила от святой Елены вместе с частицами древа Креста.
Святая Нина причастилась Святых Таин из рук епископа и отошла ко Господу...
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV);
Прп. Феодула, иеромонаха (V);
Прп. Стефана Вифинского (Халкидонского) (VIII);
Преподобномучеников Раифских: Антония (Чиркова), иеромонаха, Варлаама (Похилюка), иеромонаха, Иова (Протопопова), Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова) и Петра (Тупицына) (1930);
Исп. Иоанна (Кевролетина), иеросхимонаха (1961).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства, а жителей Санкт-Петербурга – с Днем снятия блокады! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
.
Подробное толкование,
смотрите на видео по ссылке.
https://clck.ru/3FyrCj
Нет комментариев