II. Если Господь поставил в образец детскую невинность, то значит в ней Он нашел такие качества души и сердца, иметь которые обязан каждый христианин, чтобы удостоиться царствия небеснаго. Что же, спросите, есть такого в детях, чему с пользою могли бы поучиться у них взрослые?
а) Поучительна, во-первых, их искренность, простосердечие, откровенность. Неиспорченное дурными примерами дитя не может лгать, не умеет притворяться, не знает скрытности, недоверчивости, подозрения, говорит то, что знает и что думает, делает то, чего желает, хвалит то, что ему нравится, негодует на то, что нехорошо и что действует на него неприязненно, от чистого сердца верит тому, что говорят ему его родители и старшие. Не есть ли это истинно драгоценное свойство, которое необходимо для нас и в отношении нашем к Богу и в отношении к собратиям нашим, человекам, от которого зависит спокойствие жизни нашей и внутренней и внешней? Что делает веру нашу нетвердою, убеждения наши шаткими, духовный союз наш со Христом Спасителем непрочным? Недостаток искренности и доверия, простосердечия и полной преданности Господу. С другой стороны, отчего бывают непрочны все связи общественныя? Отчего и такие крепкия, по-видимому, узы, как узы семейныя, нередко слабеют и разрываются? Опять от недостатка искренности, доверия и простосердечия. Чувствуя неискренность и ложь в самих себе, мы то же самое предполагаем в других. Отсюда взаимное недоверие, взаимное притворство, взаимные обманы и лукавства. Не верим словам других, потому что наши собственные уста в разноречии с сердцем, привыкли говорить не то, что есть в уме и сердце. Подозрительно смотрим на действия других, потому что наши собственные действия бывают часто только личиною, под которою скрываются совсем другие стремления и цели. Стараемся обеспечить и обезопасить жизнь свою всеми попадающими под руку средствами, потому что, зная собственное себялюбие и своекорыстие, не верим ни доброжелательству, ни усердию и братолюбию других. Завидуем и строим друг другу козни, потому что, не чувствуя чистосердечия и доброжелательства в себе самих, боимся возвышения и преимущества пред нами других. И кто исчислит все виды зол, от которых страждут общества человеческия, которые все вырождаются из той неискренности и лжи, из того недоверия и подозрительности, которые лежат в основе наших связей общественных! Поистине, аще не обратимся и не будем яко дети, искренни, простосердечны, откровенны и доверчивы друг к другу, не внидем в царство небесное, которое есть царство мира и правды, любви и единодушие.
б) Не менее драгоценна в детях та нежность души, та мягкость сердца, то сочувствие к другим, по которым они способны сливаться, так сказать, душою и сердцем с душою других. Дитя не может не заплакать, увидав слезы на глазах матери, не может не радоваться при ее радости, не может не стараться сделать что-либо приятное своим родителям. Скажут, что это недостаток возраста, что это показывает несамостоятельность дитяти, которое живет не столько своею жизнию, сколько жизнию родителей. А мы, братие мои, разве совершенно самостоятельны, разве не зависим от всеоживляющей, присносущной жизни Божией, от Главы нашей Господа Иисуса Христа, Который питает нас Своею плотию и кровию, Которому, по сему самому, мы, как говорит апостол, «члены тела Его, от плоти Его и от костей Его?» Разве не живем жизнию и того общества, которого мы члены? Итак, если что, то это нежное детское сочувствие необходимо для нас и в отношении к Богу Отцу нашему и в отношении к собратиям нашим, детям того же небесного Отца.
Господь Иисус Христос, возродивший нас Духом Святым, питающий нас Своим телом и кровию, являет к нам, как детям и вместе братиям Своим, самое полное и живое сочувствие, самое искреннее участие во всех обстоятельствах жизни нашей. Можно ли же нам оставаться безчувственными в отношении к Нему, не отвечать Ему живейшим чувством любви? В посте и молитве и сокрушением сердечным воспоминают истинные ученики Христовы спасительные страдания Его: шаг за шагом сопровождают Его молитвенным размышлением от Гефсимании до Голгофы, поклоняются с умилением сердца каждой язве пречистого тела Его, оплакивают сердечными слезами каждое поругание, нанесенное Ему нечестивыми судиями и распинателями Его. Потому то и день воскресения Его для них неизъяснимо светел и радостен, как день собственного воскресения, приводит сердце их в неописанный, небесный восторг. Точно так же не может быть истинной любви и к собратиям нашим, членам церкви и общества, без живого, родственного сочувствия к ним, как истинным братиям нашим. Что это за любовь, которая боится видеть живое несчастие в лице страждущего брата своего, отвращается одного вида нищеты и страдания человеческих, и довольствуется тем, что бросает лепту свою в общую корвану на бедных? Что это за человеколюбие, которое предается необузданному веселию под предлогом, что это делается для утешения плачущих, или предается объядению будто бы в пользу голодных? «Покажи ми веру твою от дел твоих», говорит апостол; покажи и любовь твою действительным состраданием к несчастному: прими живое участие в скорби бедствующаго, насыть от собственной трапезы алчущаго, раздели свою одежду с наготующим, омой своею рукою раны и язвы болящаго. Тогда можешь надеяться услышать глас пострадавшего за нас Господа: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе».
III. Но мы утомили бы вас, братие мои, если бы захотели подробно исчислять все, чему с пользою можно поучиться у детей. Невинная душа дитяти есть целый рай, который благоухает многообразными цветами. Непорочное сердце его есть сокровищница, в которой сокрыты различные драгоценности. Всякий может брать из нея на свои потребности. Гневливый и раздражительный пусть научится детской кротости и снисхождению, злобный и злопамятный – детскому незлобию и незлопамятности, своевольный и своенравный – детской покорности и послушанию, лживый и коварный – детской прямоте и простосердечию, гордый и высокомерный – детской простоте и смирению, обуреваемый нечистыми страстями и похотями плоти – детской непорочности, чистоте и целомудрию. «Аще же не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное». Аминь.
Прот. Григорий Дьяченко.
ЖИТИЕ СВЯТОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА.
Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху.
Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 70 году, скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.
Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67–107 гг..). В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать Ангельское пение. По образцу Ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.
В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.
В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший любовь не ненавидит».
ТВОРЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ.
СМОТРЕТЬ ВСЕ ТРУДЫ В БИБЛИОТЕКЕ →
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/ТРУДЫ О СВЯТОМ В БИБЛИОТЕКЕ.
ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ. ЕПИСКОП-МУЧЕНИК И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕПИСКОПАТА (БРЕНТ АЛЛЕН)
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/ignatij-antiokhijskij-episkop-muchenik-i-proiskhozhdenie-episkopata/ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ, СВ. ЕПИСКОП АНТИОХИЙСКИЙ (ПРОФЕССОР СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ ТРОИЦКИЙ)
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troickij/ignatij-bogonosets-sv-episkop-antiohijskij/МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ (АРХИМ. КИПРИАН (КЕРН))
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologija-svjatogo-grigorija-palamy/1_2_10МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ И АПОЛОГЕТЫ (Л.П. КАРСАВИН)
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/svjatye-ottsy-i-uchiteli-tserkvi-raskrytie-pravoslavija-v-ih-tvorenijah/#0_4МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ. ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО (А. Л. ДВОРКИН)
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-vselenskoj-pravoslavnoj-tserkvi/5МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА.
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/muchenichestvo-svjatogo-ignatija-bogonostsa/ЖИТИЯ И КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ.
СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ ЖИЗНЬ И ТРУДЫ АПОСТОЛОВ
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/89СТРАДАНИЕ СВЯТОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1122ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/99ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА ИЕРОМ. МАКАРИЙ СИМОНОПЕТРСКИЙ
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/books/21235-sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-2/52_1СВ. СВЯЩЕННОМУЧ. ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА СВТ. ФИЛАРЕТ ЧЕРНИГОВСКИЙ
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/zhitija-svjatyh-so-svedenijami-o-prazdnikah-gospodskih-i-bogorodichnyh-i-o-javlennyh-chudotvornyh-ikonah-dekabr/20_1ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, Богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Игна́тие,// моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
ПЕРЕВОД: И нравам апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Игнатий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
КОНДАК, ГЛАС 3
Све́тлых по́двиг твои́х светоно́сный день/ предпропове́дует всем в верте́пе Рожде́наго:/ Сего́ бо жажда́я от любве́ наслади́тися,/ потща́лся еси́ от звере́й снеде́н бы́ти;// сего́ ра́ди и Богоно́сец наре́клся еси, Игна́тие всему́дре.
ПЕРЕВОД: Светлых подвигов твоих светоносный день предвозвещает всем в пещере Рожденного, ибо желая насладиться Его любви, ты решился (на мученичество) быть съеденным зверями, потому и назвался Богоносцем, Игнатий премудрый.
СВЯЩЕННОМУ́ЧЕНИЧЕ ИГНА́ТИЕ, МОЛИ́ БО́ГА О НА́С.
Источник:
http://azbyka.ru___________________________________________________
#православие #христианство #религия #РПЦ #Бог #проповедь #РусскаяПравославнаяЦерковь.
Нет комментариев