I. Св. Филарет милостивый, память коего совершается ныне, принадлежал к богатому и знатному роду. Родители с ранних лет внушили ему любовь к Богу, и он жил в таком довольстве и счастии, какие редко выпадают на долю людям. Но Филарет помнил свои обязанности. «Не для того Бог дал мне богатство», говорил он жене своей Феозве, «чтобы я пользовался им один, а чтобы делился с неимущими». И действительно Филарет делился последним с бедными не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут Филарет свою часть делил с нищими «Прими, благодаря Бога» – говорил он, отдавая часто последнее нищему и уклоняясь от всякой благодарности себе. Богу угодно было вновь наделить богатством доброго и кроткого Филарета. Внучка его сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатыя поместья. Но Филарет по прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным.
II. а) Прежде всего замечательны для нас, бр., те побуждения, по которым праведный Филарет поприще милосердия избрал главною целию всей своей жизни. Сын благочестивых и благородных родителей Георгия и Анны, праведный Филарет с первых лет своих научился благочестию, и сердце доброго юноши, горевшее любовию к Богу и ближнему, без сомнения не раз вопрошало: «Господи, что мя хощеши творити (Деян. 9, 6), какой укажешь мне путь, каким бы мог я достигнуть спасения?» Ответ был дан. Супружество с доброю и благочестивою Феозвою обогатило его, и потом изобильно потекли к нему блага жизни. Имел он много стад, богатыя усадьбы, дом его был полною чашею всякого изобилия, он сделался одним из первых богачей в своей стране. Как понял праведник тот путь, который указал ему промысл Божий? Он рассудил в сердце своем: «для того ли дано мне все это, чтобы тратою богатства угождать чреву! А если скупостию сохраню богатство, то какую пользу получу от него на последнем суде?» Помнил он наставление псалмопевца: «богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11). Представлялась умному взору его и другая заповедь Спасителя: «куплю дейте, дóндеже прииду» (Лук. 19, 13). Богатство, рассуждал праведник, это талант, который должно пустить в оборот, приумножить делами любви и возвратить к подателю чрез руки нищих. И вот он разверз щедрую десницу свою для подаяния бедным, искал их, радовался случаю помочь кому либо, и скоро имя его прославилось, как имя великого благодетеля в стране.
Вот как надобно и всем нам смотреть на блага, которые Господь подает нам в жизни! Это таланты, данные нам не для собственного наслаждения, но для благого употребления на дела любви: строго взыщет их от нас праведный Судия, если благовременно не приложим старания приумножить их и возвратить Ему в полезном служении ближнему.
Дары Божии разнообразны: не одни богатые дадут ответ в употреблении своих сокровищ; телесная крепость, способный к познаниям ум, нежное сердце – это также дарования Божии, которые можно употребить или своекорыстно для себя, или согласно с волей Божией, на дело любви и милосердия. Никто не лишен возможности быть полезным в своем кругу, и Господу будет угодно, если каждый из нас, подобно праведному Филарету, сознает долг – быть милосердым, будет стараться исполнить этот долг, чем может, и поспешит на дела любви и милосердия, пока есть время и возможность.
б) В то время, как праведный Филарет расточал свои сокровища убогим, страна, в которой он жил, подверглась опустошительному нашествию врагов, и сам он из богатого сделался бедным, так что тяжким трудом земледельца едва мог пропитывать себя и свое семейство.
Можно было бы думать, что с прекращением изобилия прекращается и призвание к благотворению. Не так думает и поступает праведник. По собственному опыту, он теперь еще более чувствует нужду другого и не перестает благотворить из того немногаго, что осталось: одного за другим отдает бедному земледедьцу двух оставшихся у него волов, воину последняго коня, за оскудением сокровищ питает нищих медом из ульев, раздает взятую заимообразно у соседей пшеницу, наконец делится с другими и тем, что ему самому было прислано от благотворителя. Несомненно, что, если бы было нужно, он отдал бы за других и жизнь. Вот истинное милосердие, плод «любви николи же отпадающей» (1Кор. 13, 8), и еще урок нам из жизни праведника! Надобно помнить, что испытанию подвергаются от Бога не одна вера и терпение человека; но своего рода искушения бывают и для добродетели милосердия. Так испытывается милосердый, когда на своем благотворительном поприще встречает затруднения со стороны других людей, не понимающих его добрых намерений, когда со стороны самих облагодетельствованных видит холодность и неблагодарность, или когда, подобно праведному Филарету, сам терпит лишения и недостатки. Тогда только докажем, что мы рабы Богу верные, когда и среди этих неблагоприятных обстоятельств не угасим в себе любви, не ожесточим своего сердца, не закроем своей благодетельной руки.
в) Наконец достоин примечания самый способ благотворения у святого Филарета. Он тщательно удаляет мысль о себе, нарочито скрывает благороднейшие движения своего исполненного любовию сердца, представляя единственным виновником своих даяний Бога. «Прими – благодаря Бога,» вот что он обыкновенно говорил при благотворении. Бедный воин, которому он отдал последняго коня, старался расположить его к благодеянию изображением того наказания, которое за неимение коня он потерпит от руки тысящника. Праведник сказал: «прими, но ведай, что не ради прещения тысящника, но милости ради Божией даю тебе» В этом случае праведник не только смиренно сознавал, что «Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Фил. 2, 13), но свидетельствовал и о той высокой истине, что наше милосердие к бедным есть благодеяние им Божияго промысла, только чрез наши руки совершающееся. Так должны стараться поступать и мы, ежели желаем, чтобы к нам были отнесены слова Спасителя: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40): на Господа Бога Промыслителя должны указывать, к прославлению и благодарению Его единого должны располагать бедных, получающих из наших рук. Господь сказал: «тебе творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6, 3). Как возможно скрыть дело милости не только от других, но и от самого себя? – Это будет возможно, когда будем и сами всегда представлять, и другим напоминать о действующем чрез нас Боге, Который един есть Отец сирых и питатель нищих. Проникнутый этим убеждением, святый праведный Филарет достиг глубокого смирения при благотворении, которого не могли поколебать и те высокие почести, коими он был окружен при конце жизни, как дед царицы. Поразительным образом открылось смирение праведного благотворителя, когда он, повелев приготовить пышную трапезу для принятия и угощения царя, по заповеди Спасителя (Лук. 14, 13), созвал нищих, прокаженных, слепых, хромых, и сам, как раб, им служил, вместе с сыном и внуками. Представляя себя глубоким смирением в орудие пекущегося о людях провидения, св. Филарет имел утешение примечать, как действительно невидимая десница Божия управляла его благодетельною рукою. Когда он, осматривая внешний вид и одежду просившего милости, считал его менее других нуждавшимся, рука его, повинуясь высшему водительству, вынимала из влагалища более, нежели сколько он хотел: – и, действительно, в последствии оказывалось, что по-видимому не бедно одетый весьма нуждался в помощи, случалось и наоборот. «Бог знает нужду каждого просящаго; Он и устрояет руку дающаго, как хощет»: вот какое убеждение было у милосердого праведника! Но смирение не могло сокрыть этого светильника. Еще при жизни он был высоко «поставлен на свещнице», да «светит всем» (Мф. 5, 15): и любители благотворений искали у него наставлений и руководства, и вручали ему свои сокровища для раздачи нуждавшимся.
III. Да напечатлеется же и в нашем сердце образ милостивого праведника для нашего наставления и руководства в делах милосердия! Возчувствуем, подобно ему, как одну из главнейших в жизни, обязанность быть милосердыми; не изменим ей и во дни счастия, и во время напасти и искушений; не ослабим ее близоруким опасением за участь нашу и присных наших; наконец смиренно предадим себя в орудие пекущегося о всех Провидения и взыщем молитвою и верою путей его на поприще благотворения, да будет един Бог действуяй вся во всех, и Ему Единому слава и благодарение. (Из Слов и речей настоятеля Спб. Исаакиевского собора о. прот. П. Смирнова).
Прот. Григорий Дьяченко.
Нет комментариев