I. ВОСПОМИНАЕМЫЙ В НЫНЕШНИЙ ДЕНЬ ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН МНОГОБОЛЕЗНЕННЫЙ ЖИЛ В ХII-М ВЕКЕ. И РОДИЛСЯ ОН БОЛЕЗНЕННЫМ, И РОС В БОЛЕЗНЯХ. РОДИТЕЛИ ОЧЕНЬ СОКРУШАЛИСЬ О СВОЕМ БОЛЬНОМ ЕДИНСТВЕННОМ СЫНЕ, КОТОРОГО ОНИ РАССЧИТЫВАЛИ ВОСПИТАТЬ В ДОВОЛЬСТВЕ И НАДЕЛИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ НАСЛЕДСТВОМ ПО СВОЕЙ СМЕРТИ. НО НЕ ТАК ДУМАЛ ИХ СЫН. ОН, НАПРОТИВ, БЛАГОДАРИЛ ГОСПОДА, ЧТО ГОСПОДЬ СМИРЯЛ И ВРАЗУМЛЯЛ ЕГО БОЛЕЗНЯМИ. ОБ ОДНОМ ОН ПРОСИЛ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ ДОЗВОЛИЛИ ЕМУ ПОСТУПИТЬ ИНОКОМ В КИЕВО-ПЕЧЕРСКУЮ ОБИТЕЛЬ, ГДЕ СЛАВИЛИСЬ ТОГДА СВЯТОСТИЮ ЖИЗНИ МНОГИЕ ИЗ ИНОКОВ, ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЕЛИКИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНИКОВ ИНОЧЕСТВА – АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКИХ. РОДИТЕЛИ НА ЭТО ПО СВОИМ ВИДАМ НЕ СОГЛАШАЛИСЬ; ОНИ МОЛИЛИ ГОСПОДА ТОЛЬКО ОБ ОДНОМ, ЧТОБЫ ИХ СЫН БЫЛ ЗДОРОВ. ПРИВЕЗЛИ ОНИ СВОЕГО БОЛЬНОГО СЫНА И В КИЕВО-ПЕЧЕРСКУЮ ОБИТЕЛЬ К ПРЕПОДОБНЫМ ОТЦАМ ПЕЧЕРСКИМ, ЧТОБ ОНИ ЕГО ИСЦЕЛИЛИ СВОИМИ МОЛИТВАМИ; А СЫН ВТАЙНЕ МОЛИЛСЯ, ЧТОБЫ ГОСПОДЬ, ПО СВОЕЙ СВЯТОЙ ВОЛЕ, ПРОДОЛЖАЛ ВЕСТИ ЕГО ПУТЕМ БОЛЕЗНЕЙ И СКОРБЕЙ И УДОСТОИЛ БЫ ИНОЧЕСКОГО ПОСТРИЖЕНИЯ. И ГОСПОДЬ УСЛЫШАЛ МОЛИТВУ ВЕРНОГО РАБА СВОЕГО: ПИМЕН УДОСТОИЛСЯ ТАИНСТВЕННОГО ПОСТРИЖЕНИЯ НА БОЛЕЗНЕННОМ ОДРЕ, – И ВСЕ-ТАКИ ПРОДОЛЖАЛ БОЛЕТЬ, ХОТЯ ДРУГИХ И ИСЦЕЛЯЛ ОТ БОЛЕЗНЕЙ, ПО БЛАГОДАТИ ЕМУ ДАННОЙ. ТОЛЬКО ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПРЕД СВОЕЙ КОНЧИНОЙ, КАК ПРЕДУКАЗАНО ЕМУ БЫЛО СВЫШЕ, ОН ВСТАЛ С БОЛЕЗНЕННОГО ОДРА, ПОШЕЛ, ПОКЛОНИЛСЯ СВЯТЫНЯМ МОНАСТЫРСКИМ, ПРОСТИЛСЯ С КАЖДЫМ ИЗ БРАТИИ, ПРИЧАСТИЛСЯ СВ. ТАИН ХРИСТОВЫХ И ЗАТЕМ МИРНО ПОЧИЛ О ГОСПОДЕ. «ТЕРПЕНИЕ БОЛЬНЫХ НЕ ПРОПАДАЕТ ДАРОМ, ГОВОРИЛ ПРЕПОДОБНЫЙ ОДНОМУ ИСЦЕЛЕННОМУ ИМ БРАТУ: ЗДЕСЬ СКОРБЬ И ТУГА; ТАМ РАДОСТЬ И ВЕСЕЛИЕ. ПОТОМУ-ТО Я И ТЕРПЛЮ ВСЕ. БОГ, КОТОРЫЙ ИСЦЕЛИЛ ТЕБЯ ОТ БОЛЕЗНИ, МОЖЕТ И МНЕ ДАРОВАТЬ ЗДОРОВЬЕ: НО Я НЕ ЖЕЛАЛ БЫ ТОГО. ПРЕТЕРПЕВЫЙ ДО КОНЦА, ТОТ СПАСЕТСЯ. ПУСТЬ ВЕСЬ Я СГНИЮ В ЭТОЙ ЖИЗНИ: ТОЛЬКО БЫ ТАМ ПЛОТЬ МОЯ ОСТАЛАСЬ БЕЗ ИСТЛЕНИЯ; ПУСТЬ ЗДЕСЬ БУДЕТ СМРАДНЫЙ ЗАПАХ, ТОЛЬКО БЫ ТАМ НАСЛАЖДАТЬСЯ БЛАГОУХАНИЕМ НЕИЗРЕЧЕННЫМ. ЧТО ЗНАЧИТ ЭТА СМРАДНАЯ И ТЕСНАЯ ХРАМИНА, КАК НЕ СУД ПРЕЖДЕ СУДА ТОГО, – МУЧЕНИЕ ПРЕЖДЕ МУКИ БЕСКОНЕЧНОЙ?» НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА МНОГОБОЛЕЗНЕННОГО И ДОНЫНЕ ПОЧИВАЮТ В ПЕЩЕРАХ КИЕВСКИХ И ИЗЛИВАЮТ ИСТОЧНИКИ ИСЦЕЛЕНИЙ, В ЗНАМЕНОВАНИЕ СВЯТОСТИ ЕГО ПОДВИГОВ.
II. ПОУЧИМСЯ ЖЕ И МЫ, БР., У ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА МНОГОБОЛЕЗНЕННОГО – КАК И НАМ БЫТЬ В НАШИХ БОЛЕЗНЯХ, ЕСЛИ ГОСПОДУ УГОДНО БУДЕТ ПОСЛАТЬ ИХ НАМ: НЕ МАЛОДУШЕСТВОВАТЬ, НЕ РОПТАТЬ СЛЕДУЕТ НАМ В БОЛЕЗНЯХ, А СМИРИТЬСЯ ПРЕД ГОСПОДОМ, КАЯТЬСЯ В СВОИХ ГРЕХАХ И МОЛИТЬСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ О СПАСЕНИИ ДУШИ, О ДАРОВАНИИ НАМ БЛАЖЕННОЙ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.
БУДЕМ ПОМНИТЬ, ЧТО БОЛЕЗНИ ПРИНОСЯТ ВЕЛИКУЮ ПОЛЬЗУ НАШЕЙ ДУШЕ.
А) КРЕСТ БОЛЕЗНЕННЫХ СТРАДАНИЙ ЕСТЬ ОДИН ИЗ ТЕХ ВЕРНЫХ ПУТЕЙ К ЦАРСТВИЮ БОЖИЮ, КОТОРЫМИ ВЕДЕТ ГОСПОДЬ ТОЛЬКО ИЗБРАННЫХ СВОИХ. В ЖИТИЯХ СВВ. УГОДНИКОВ БОЖИИХ МЫ НАХОДИМ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ – БЕЗ ОСОБЕННЫХ КАКИХ-ЛИБО ПОДВИГОВ И ДЕЛ, ОДНИМ БЛАГОДАРНЫМ И БЛАГОДУШНЫМ ТЕРПЕНИЕМ ТЯЖКИХ И ДОЛГОВРЕМЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ТЕЛЕСНЫХ ВЗОШЛИ НА ВЫСОКУЮ СТЕПЕНЬ ХРИСТИАНСКОГО СОВЕРШЕНСТВА И ПРОСЛАВЛЕНЫ БОГОМ НА РЯДУ С ВЕЛИКИМИ ПОДВИЖНИКАМИ ВЕРЫ. И НЕ ДИВНО: ПОТОМУ ЧТО БОЛЕЗНИ ТЕЛЕСНЫЕ СКОРЕЕ ВСЕГО ОБРАЩАЮТ НАС К БОГУ И К ПОСЛЕДНЕЙ ЦЕЛИ БЫТИЯ НАШЕГО, ОТВЛЕКАЮТ ОТ МИРА И ОБРАЩАЮТ ВЗОР НАШ НА САМИХ СЕБЯ И НА ПРЕДСТОЯЩИЙ КОНЕЦ ЖИЗНИ, ОЧИЩАЮТ, ПРОСВЕЩАЮТ И УКРЕПЛЯЮТ ДУШУ В ТЕРПЕНИИ И УПОВАНИИ НА БОГА.
Б) БОЛЕЗНЬ ОБРАЩАЕТ НАС К БОГУ. НАСЛАЖДАЯСЬ ЗДОРОВЬЕМ, ПОЛЬЗУЯСЬ ВСЕМИ БЛАГАМИ ЖИЗНИ, МЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ЗАБЫВАЕМ О БОГЕ – ПОДАТЕЛЕ ВСЕХ БЛАГ, ПРЕВРАТНО СМОТРИМ И НА САМУЮ ЖИЗНЬ СВОЮ. РАДУЮЩИЙСЯ БЫВАЕТ ЗАНЯТ ТОЛЬКО САМИМ СОБОЮ И ЛЕГКО ТЕРЯЕТ ИЗ ВИДУ ВСЕМОГУЩУЮ ДЕСНИЦУ, КОТОРАЯ ПОДАЕТ ЕМУ ВСЕ, ЧЕМ УСЛАЖДАЕТСЯ ЕГО СЕРДЦЕ. ЦВЕТУЩИЙ ЗДОРОВЬЕМ МЕНЕЕ ВСЕГО ПОМЫШЛЯЕТ О КОНЦЕ ЖИЗНИ И ВЕЧНОЙ УЧАСТИ, ОЖИДАЮЩЕЙ НАС ПО СМЕРТИ, ЛЕГКОМЫСЛЕННО ТРАТИТ ЖИЗНЬ СВОЮ В УДОВОЛЬСТВИЯХ И НАСЛАЖДЕНИЯХ ЧУВСТВЕННЫХ, С БЕЗУМНЫМ РВЕНИЕМ ЖЕРТВУЕТ ЗДОРОВЬЕМ СВОИМ ИДОЛАМ КОРЫСТОЛЮБИЯ, ТЩЕСЛАВИЯ, ЛЮБОЧЕСТИЯ. ОСЫПАННЫЙ ДАРАМИ СЧАСТИЯ, В НЕМ ПРИВЫКАЕТ НАХОДИТЬ ПОЛНОТУ СВОЕГО БЛАЖЕНСТВА, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ВСЕМ ЖЕЛАНИЯМ И СТРЕМЛЕНИЯМ СВОЕГО СЕРДЦА. НО, КОГДА ПОРАЖАЕТ НАС БОЛЕЗНЬ, КОГДА, ПОСЛЕ МНОГИХ НАПРАСНЫХ УСИЛИЙ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ НЕЯ, ОНА УКОРЕНЯЕТСЯ В НАШЕМ ТЕЛЕ, ОСЛАБЛЯЕТ ВСЕ СИЛЫ, ОТРАВЛЯЕТ ВСЕ НАСЛАЖДЕНИЯ ПЛОТСКИЯ, – РАЗУМ НАШ ОТРЕЗВЛЯЕТСЯ, ОБАЯНИЕ ИСЧЕЗАЕТ, ВСЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ НАМ В НАСТОЯЩЕМ СВОЕМ СВЕТЕ. ТОГДА МЫ УБЕЖДАЕМСЯ, ЧТО НЕ ЧЕЛОВЕК САМ ВИНОВНИК СВОЕГО СЧАСТИЯ, ЧТО ЕСТЬ НЕВИДИМАЯ СИЛА, КОТОРАЯ МОЖЕТ ОБРАТИТЬ В НИЧТО ВСЕ НАШИ ПРЕДПРИЯТИЯ И УСИЛИЯ, – ЕСТЬ ВЫСОЧАЙШАЯ ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ НЕ ОСТАВЛЯЕТ НАС И ТОГДА, КОГДА МЫ ЗАБЫВАЕМ О НЕЙ, КОТОРАЯ ИЩЕТ НАС И ПРИЗЫВАЕТ К СЕБЕ. ТОГДА НАМ СТАНОВИТСЯ ЯСНО, ЧТО ВСЕ СОКРОВИЩА МИРА НЕ ИЗБАВЯТ НАС ОТ СМЕРТИ И НЕ ПОМОГУТ ДУШЕ НАШЕЙ НА СУДЕ БОЖИЕМ; ЧТО ИСТИННО ДРАГОЦЕННО ДЛЯ НАС ТОЛЬКО ТО, ЧТО МОЖЕТ ПРИБЛИЗИТЬ НАС К БОГУ И СОДЕЛАТЬ ДОСТОЙНЫМИ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ.
В) С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, НАСЛАЖДАЯСЬ ЗДОРОВЬЕМ, МЫ НАХОДИМСЯ БОЛЬШЕЮ ЧАСТИЮ КАК БЫ ВНЕ СЕБЯ. БОЛЕЗНЬ ОБРАЩАЕТ ВЗОР НАШ НА СЕБЯ. ЖИЗНЬ ВНЕШНЯЯ ОХВАТЫВАЕТ НАС СО ВСЕХ СТОРОН И НЕ ДАЕТ УГЛУБИТЬСЯ В СЕБЯ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО СОБЕСЕДОВАНИЯ С СВОЕЮ СОВЕСТИЮ И СЕРДЦЕМ. ТО ЗАБОТЫ И ПОПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЙСКИЯ, ТО РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ СВЕТА, ТО ОБЫЧНЫЕ ПОСЕЩЕНИЯ И ПРАЗДНЫЕ БЕСЕДЫ, ОСОБЕННО УСТРЕМЛЯЮЩИЯСЯ НА ОСУЖДЕНИЕ И ЗЛОСЛОВИЕ НАШИХ БЛИЖНИХ, ЗАНИМАЮТ ВЕСЬ УМ НАШ, НАПОЛНЯЮТ ВСЕ СЕРДЦЕ, ПОГЛОЩАЮТ ВСЕ ВРЕМЯ. СОВЕСТЬ НЕ ИМЕЕТ НАД НАМИ ВСЕЙ СВОЕЙ СИЛЫ И ВЛАСТИ, НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ НАШЕ СЛАБО И ТУСКЛО, ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ НАШЕЙ НАМ ПОЧТИ НЕИЗВЕСТНО. НО, КОГДА БОЛЕЗНЬ ТЕЛЕСНАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ НАС ОСТАВИТЬ НЕ ТОЛЬКО ИЗЛИШНИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, А ОБЫЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДЕЛА НАШИ, УЕДИНИТЬСЯ ОТ ВСЕХ И ВСЕГО, БЫТЬ ТОЛЬКО С САМИМИ СОБОЮ; ТОГДА РАССЕЯННОСТЬ МЫСЛЕЙ ИСЧЕЗАЕТ, ПОКРОВ САМОЗАБВЕНИЯ РАСТОРГАЕТСЯ, ВЗОР НАШ ОБРАЩАЕТСЯ МАЛО-ПО-МАЛУ ВНУТРЬ СЕБЯ, ГОЛОС СОВЕСТИ РАЗДАЕТСЯ ГРОМЧЕ ВО ГЛУБИНЕ ДУШИ НАШЕЙ, ВСЯ ПРОШЕДШАЯ ЖИЗНЬ НАША ВОСТАЕТ И ОЖИВАЕТ В НАШЕМ СОЗНАНИИ, И ВСЕ ГРЕХОВНЫЕ ДЕЛА НАШИ, ВСЕ НЕЧИСТЫЯ НАКЛОННОСТИ И УВЛЕЧЕНИЯ, ВСЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПЯТНА, КОТОРЫЕ ЗА БЛЕСКОМ СВЕТСКОЙ ЖИЗНИ БЫВАЮТ НЕ ВИДНЫ НАМ САМИМ, ВЫХОДЯТ НАРУЖУ, ТРЕВОЖАТ СОВЕСТЬ, ВЫЗЫВАЮТ СТЫД И ОТВРАЩЕНИЕ. ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЕСТЬ НАЧАЛО И КОРЕНЬ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ: ОНО ПОБУЖДАЕТ ОБРАТИТЬСЯ К БОГУ С СЕРДЕЧНЫМ РАСКАЯНИЕМ И ИСПОВЕДАНИЕМ ГРЕХОВ СВОИХ, ВОЗЖЕЛАТЬ ВСЕМ СЕРДЦЕМ ПРИМИРЕНИЯ С ПРАВОСУДИЕМ БОЖИИМ, СТАРАТЬСЯ О ЗАГЛАЖДЕНИИ ГРЕХОВ СВОИХ ДЕЛАМИ БОГОУГОДНЫМИ.
Г) НАКОНЕЦ, БОЛЕЗНЬ СОКРУШАЕТ НАШУ САМОНАДЕЯННОСТЬ И УКРЕПЛЯЕТ УПОВАНИЕ НА БОГА. НАХОДЯСЬ В КРЕПОСТИ СИЛ И ЗДОРОВЬЯ, МЫ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ УВЛЕКАЕМСЯ САМОНАДЕЯННОСТИЮ, ВСЕ ПРИПЫСЫВАЕМ СВОИМ СИЛАМ И СПОСОБНОСТЯМ, СВОЕМУ УМЕНЬЮ И ИСКУССТВУ. УСПЕВАЕМ ЛИ В ЧЕМ-НИБУДЬ? САМОДОВОЛЬНО РАДУЕМСЯ. ВСТРЕЧАЕМ ПРЕПЯТСТВИЯ И НЕУДАЧИ? РОПЩЕМ И НЕГОДУЕМ, ОБВИНЯЕМ ВСЕХ И ВСЕ, ИСКЛЮЧАЯ ТОЛЬКО САМИХ СЕБЯ. БОЛЕЗНЬ ТЕЛЕСНАЯ СОКРУШАЕТ ЭТОТ ИДОЛ САМОНАДЕЯНИЯ И ОБНАЖАЕТ ВСЮ НАШУ НЕМОЩЬ И БЕССИЛИЕ, ВСЮ БРЕННОСТЬ И НИЧТОЖЕСТВО ЕСТЕСТВА НАШЕГО. ТОГДА МЫ ЧУВСТВУЕМ, ЧТО НЕ ТОЛЬКО ВСЕ УСПЕХИ И НЕ УСПЕХИ НАШИ, НО И САМЫЕ СИЛЫ И ЖИЗНЬ НАША НЕ В НАШЕЙ ВЛАСТИ; ЧТО ЕСТЬ ПРИСНОСУЩНАЯ СИЛА, КОТОРАЯ ПОДАЕТ НАМ И ДЫХАНИЕ И ЖИЗНЬ, ПОДДЕРЖИВАЕТ И СОХРАНЯЕТ НАШИ СИЛЫ, ИЛИ ЖЕ НИЗЛАГАЕТ И СОКРУШАЕТ ИХ; – ЕСТЬ ВЫСОЧАЙШАЯ ПРЕМУДРОСТЬ, КОТОРАЯ УПРАВЛЯЕТ СУДЬБОЮ НАШЕЮ, КОТОРАЯ МЕРТВИТ И ЖИВИТ, ВОЗВОДИТ СМИРЕННЫХ И НИЗЛАГАЕТ ГОРДЫХ, БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ТРУДЫ НАШИ ЖЕЛАЕМЫМ УСПЕХОМ, ИЛИ ЖЕ ОСТАВЛЯЕТ ИХ ТЩЕТНЫМИ. ЧЕМ ЖИВЕЕ ВОЗБУЖДАЕТСЯ В НАС ЭТО СОЗНАНИЕ, ТЕМ БОЛЕЕ УКРЕПЛЯЕТСЯ НАША НАДЕЖДА И УПОВАНИЕ НА БОГА, ТЕМ СОВЕРШЕННЕЕ УТВЕРЖДАЕТСЯ СЕРДЦЕ НАШЕ В ПРЕДАННОСТИ ВОЛЕ БОЖИЕЙ.
III. МОЛИТВАМИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ПИМЕНА, ДА ПОДАСТ НАМ ГОСПОДЬ ТЕРПЕНИЕ В ПЕРЕНЕСЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ, СТОЛЬ ПОЛЕЗНЫХ, СТОЛЬ НЕОБХОДИМЫХ, СТОЛЬ СПАСИТЕЛЬНЫХ ДЛЯ НАШЕЙ ДУШИ. (СОСТ. ПО Ч.-М. И «ПОЛН. СОБ. ПРОПОВ. ДИМИТРИЯ, АРХИЕП. ХЕРСОН. И ОДЕССК.» Т. V).
ПРОТ. ГРИГОРИЙ ДЬЯЧЕНКО.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ПЕЧЕРСКОГО, МНОГОБОЛЕЗНЕННОГО.
ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН МНОГОБОЛЕЗНЕННЫЙ (ХI В.) ПУТЕМ ТЯЖКОЙ БОЛЕЗНИ ДОСТИГ ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО. РОДИЛСЯ И ВЫРОС ЭТОТ РУССКИЙ ПОДВИЖНИК БОЛЬНЫМ. ОН ДОЛГО ПРОСИЛ РОДИТЕЛЕЙ ОТНЕСТИ ЕГО В КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. КОГДА ОНИ ПРИНЕСЛИ СЫНА В ПРОСЛАВЛЕННУЮ ОБИТЕЛЬ, ТО СТАЛИ ПРОСИТЬ В МОЛИТВАХ О ЕГО ВЫЗДОРОВЛЕНИИ. НО САМ СТРАДАЛЕЦ, СОЗНАВАЯ ВЫСОКУЮ ЦЕННОСТЬ СТРАДАНИЙ, ПРОСИЛ ГОСПОДА О ПРОДОЛЖЕНИИ БОЛЕЗНИ, А ТАКЖЕ О ПОСТРИЖЕНИИ ЕГО В ИНОЧЕСТВО. И ВОТ АНГЕЛЫ В ВИДЕ ИНОКОВ СОВЕРШИЛИ НАД НИМ ЧИН ПОСТРИЖЕНИЯ. НЕКОТОРЫЕ ИЗ БРАТИИ СЛЫШАЛИ ЗВУКИ ПЕНИЯ И, ПРИДЯ К ПРЕПОДОБНОМУ ПИМЕНУ, НАШЛИ ЕГО ОБЛАЧЕННЫМ В МОНАШЕСКИЕ ОДЕЖДЫ. В РУКЕ ОН ДЕРЖАЛ ГОРЯЩУЮ СВЕЧУ, А ПОСТРИГАЛЬНЫЕ ВОЛОСЫ ЕГО ОКАЗАЛИСЬ В РАКЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ. МНОГО ЛЕТ ПРОВЕЛ ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН В ТЯЖЕЛОЙ БОЛЕЗНИ, ТАК ЧТО ПРИСЛУЖИВАЮЩИЕ ТЯГОТИЛИСЬ ИМ И ЧАСТО ОСТАВЛЯЛИ БЕЗ ХЛЕБА И ВОДЫ, НО ОН ТЕРПЕЛ ВСЕ С РАДОСТЬЮ. ЖАЛЕЯ БРАТИЮ, ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН ИСЦЕЛИЛ ОДНОГО ТАКОГО ЖЕ РАССЛАБЛЕННОГО БРАТА, ВЗЯВ С НЕГО СЛОВО СЛУЖИТЬ БОЛЬНЫМ ДО САМОЙ СМЕРТИ. РАЗ БРАТ ОБЛЕНИЛСЯ В СЛУЖЕНИИ, И ЕГО ПОСТИГЛА ПРЕЖНЯЯ БОЛЕЗНЬ. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН ВНОВЬ ИСЦЕЛИЛ ЕГО С ПОУЧЕНИЕМ, ЧТО БОЛЬНОЙ И СЛУЖАЩИЙ БОЛЬНОМУ ПОЛУЧАЮТ РАВНУЮ НАГРАДУ. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПРОВЕЛ ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН В ТЯЖЕЛОМ СТРАДАНИИ. ЗА ТРИ ДНЯ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ, КАК И ПРЕДСКАЗЫВАЛ РАНЬШЕ АНГЕЛ, ОН СТАЛ ЗДОРОВ. В ЦЕРКВИ ПРЕПОДОБНЫЙ ПРОСТИЛСЯ СО ВСЕЙ БРАТИЕЙ И ПРИЧАСТИЛСЯ СВЯТЫХ ТАИН. ЗАТЕМ, ПОКЛОНИВШИСЬ ГРОБУ АВВЫ АНТОНИЯ, ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН УКАЗАЛ МЕСТО ДЛЯ СВОЕГО ПОГРЕБЕНИЯ И САМ ОТНЕС К НЕМУ ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННЫЙ ГРОБ. ОН УКАЗАЛ ТАМ НА ПОГРЕБЕННЫХ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА ИНОКОВ И ПРЕДРЕК, ЧТО БРАТИЯ НАЙДЕТ ПОГРЕБЕННОГО В СХИМЕ БЕЗ НЕЕ, ТАК КАК ИНОК ВЕЛ ЖИЗНЬ НЕДОСТОЙНУЮ ЕЕ; ТОТ ЖЕ ИНОК, ЧТО БЫЛ ПОГРЕБЕН БЕЗ СХИМЫ, ОБЛЕКСЯ В НЕЕ ПО СМЕРТИ, ТАК КАК МНОГО ЖЕЛАЛ ЭТОГО ПРИ ЖИЗНИ И БЫЛ ДОСТОИН. ПОСЛЕ КОНЧИНЫ ПРЕПОДОБНОГО БРАТИЯ УБЕДИЛАСЬ В ПРОЗОРЛИВОСТИ ЕГО СЛОВ. В ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА БЫЛО ЯВЛЕНИЕ ТРЕХ ОГНЕННЫХ СТОЛПОВ НАД ТРАПЕЗОЮ, ПЕРЕШЕДШИХ НА ВЕРХ ЦЕРКВИ. ПОДОБНОЕ СОБЫТИЕ ОПИСАНО В ЛЕТОПИСИ ПОД 11 ФЕВРАЛЯ 1110 ГОДА (СМ. 5 АВГУСТА ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОКТИСТА ЧЕРНИГОВСКОГО), ПОЧЕМУ И ДНЕМ КОНЧИНЫ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ДЕНЬ 11 ФЕВРАЛЯ 1110 ГОДА.
МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ПОЧИВАЮТ В АНТОНИЕВОЙ ПЕЩЕРЕ.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ПИМЕНА МНОГОБОЛЕЗНЕННОГО СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
СМ.
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/652ТРОПАРЬ, ГЛАС 5
БОГОНО́СНАГО АНТО́НИЯ СМИРЕННОМУ́ДРИЕМ ПОДРАЖА́Я,/ ТЕРПЕ́НИЕМ И́ОВУ ПОДО́БЯСЯ,/ НЕ ИСЦЕЛЕ́НИЯ ОТ БОЛЕ́ЗНИ, НО ПА́ЧЕ ПРОТЯЖЕ́НИЯ ТОЯ́/ ЖЕЛА́Л ЕСИ́ СЕБЕ́, ТЕРПЕЛИВОДУ́ШНЕ ПИ́МЕНЕ,/ ДА НЕ КА́КО, ЗДРАВ БЫВ/ И ОТ МЕ́СТА СЕГО́ РОДИ́ТЕЛЬМИ ИСТО́РЖЕН,/ СОЖИ́ТИЯ ПРЕПОДО́БНЫХ И ЧИ́НА ИХ ЛИШИ́ШИСЯ,/ ТЕМ ПА́ЧЕ НАДЕ́ЖДЫ ОТ САМИ́Х А́НГЕЛ ПОСТРИЖЕ́Н БЫЛ ЕСИ́,/ С НИ́МИЖЕ МОЛИ́ ХРИСТА́ БО́ГА// СПАСТИ́СЯ ДУША́М НА́ШИМ.
ПЕРЕВОД:
БОГОНОСНОМУ АНТОНИЮ СМИРЕННОМУДРИЕМ ПОДРАЖАЯ, ТЕРПЕНИЕМ УПОДОБЛЯЯСЬ ИОВУ, НЕ ИЗЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ, НО ПРОДОЛЖЕНИЯ ЕЕ ТЫ ЖЕЛАЛ СЕБЕ, ТВЕРДЫЙ ДУХОМ ПИМЕН, ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ ЗДОРОВЫМ, НО ОТ МЕСТА ЭТОГО УДАЛЕННЫМ РОДИТЕЛЯМИ И ЛИШЕННЫМ ЖИЗНИ РЯДОМ С ПРЕПОДОБНЫМИ И ИХ ЧИНА, ПОТОМУ СВЕРХ НАДЕЖДЫ САМИМИ АНГЕЛАМИ БЫЛ ПОСТРИЖЕН, С НИМИ ЖЕ МОЛИ ХРИСТА БОГА О СПАСЕНИИ ДУШ НАШИХ.
КОНДАК, ГЛАС 6
ДОЛГОВРЕ́МЕННУЮ БОЛЕ́ЗНЬ БЛАГОДА́РНЕ ПРЕТЕРПЕ́ВШАГО,/ ПРИИДИ́ТЕ, СОШЕ́ДШЕСЯ, ВОСХВА́ЛИМ ПИ́МЕНА МНОГОТЕРПЕЛИ́ВАГО,/ И́ЖЕ БО ИНОГДА́ ЗА СМРАД В БОЛЕ́ЗНИ БЕ ГНУША́ЕМЬ,/ СЕЙ НЫ́НЕ БЛАГОУХА́НИЕ ИСПУЩА́ЕТ/ С ВЕ́РОЮ К РА́ЦЕ МОЩЕ́Й ЕГО́ ПРИХОДЯ́ЩИМ/ И ПРОГО́НИТ ЗЛОСМРА́ДИЕ СТРАСТЕ́Й ОТ ВОПИЮ́ЩИХ:// ПРИИДИ́, ПИ́МЕНЕ, К НАМ, И НИЧТО́ЖЕ УСПЕ́ЕТ ВРАГ НА НЫ.
ПЕРЕВОД:
ДОЛГОВРЕМЕННУЮ БОЛЕЗНЬ БЛАГОДАРНО ПРЕТЕРПЕВШЕГО, ПРИДИТЕ, СОБРАВШИСЬ, ПРОСЛАВИМ ПИМЕНА МНОГОТЕРПЕЛИВОГО, ТОТ, КОГО КОГДА-ТО ЧУЖДАЛИСЬ ИЗ-ЗА СМРАДА БОЛЕЗНИ, СЕЙЧАС ИСТОЧАЕТ БЛАГОУХАНИЕ С ВЕРОЙ К РАКЕ С ЕГО МОЩАМИ ПРИХОДЯЩИМ И ИЗГОНЯЕТ ЗЛОВОНИЕ СТРАСТЕЙ ОТ ВЗЫВАЮЩИХ: «ПРИДИ, ПИМЕН, К НАМ, И ВРАГ НЕ ОДОЛЕЕТ НАС».
#РусскаяПравославнаяЦерковь__________________________________________________
#МарияизРадонежского #Проповедь
Комментарии 1