В XIX веке профессия артиста не пользовалась той почестью, которой обладает сегодня, и в театральные училища преимущественно поступали представители малообеспеченных сословий. Таким образом, неудивительно, что и Истомина оказалась в одном из таких заведений.
Она стала ученицей маэстро танца Шарля Луи Дидло, специально приглашенного в Санкт-Петербург для руководства балетной труппой Российских императорских театров. Как и её сверстники, Авдотья рано вышла на сцену — уже в девять лет она блистала в кордебалете спектакля «Зефир и Флора», который принес ей заслуженный успех. После завершения обучения её, рекомендованную самим Дидло, немедленно пригласили на сцену.
В семнадцать лет состоялся её полноценный дебют в балете «Ацис и Галатея». Благодаря своему выдающемуся таланту, Авдотья в одночасье завоевала сердца представителей золотой молодежи.
В ту пору русский балет становился не просто танцем, а уникальным синтезом с драматическим искусством. Истомина виртуозно использовала свои актёрские навыки, передавая эмоции своих героинь с помощью выразительной мимики и жестов. Благодаря всенародной любви к ней, юная красавица быстро завоевала ведущие позиции в Петербургской труппе императорских театров, став первой русской танцовщицей, которая встала на пуанты, в то время как остальные продолжали танцевать в туфлях на каблуке.
Авдотья покорила не одно мужское сердце. Описания её внешности одним из театральных критиков позволяют понять, как ей это удавалось. «Истомина была среднего роста, брюнетка с завораживающей красотой, стройная и с огненными черными глазами. Её взор, затененный длинными ресницами, придавал её лицу особый характер. Она обладала силой в ногах, высоко поднятой челкой на сцене и в то же время грацией и лёгкостью движений», — отмечал знаменитый Пимен Арапов, первый историк российского театра.
Она стала не только главным светилом балета, но и постоянной участницей общественных скандалов. Множество поклонников-аристократов стремилось завоевать её расположение. Так, однажды Истомина была причиной «дуэли четверых».
Дело обстояло так: два года она являлась возлюбленной штабс-ротмистра Василия Шереметева, но между ними произошла ссора. Авдотья оставила избранника и приняла приглашение писателя Александра Грибоедова провести время с Александром Завадовским, широко известным в Петербурге светским льстителем. Танцовщица задержалась у него на несколько дней, но вскоре помирилась с Шереметевым и вернулась к нему.
Кажется, всё разрешилось благополучно, но Шереметев, подстрекаемый приятелем Александром Якубовичем, решил вызвать Завадовского на дуэль. Грибоедов согласился быть секундантом друга, но стреляться ему пришлось с Якубовичем, что не состоялось из-за трагических событий первой дуэли. Завадовский ранил Шереметева в живот, и тот скончался. Секунданты встретились лишь через год. Дуэль Грибоедова закончилась для него ранением ладони — он выбирал стрелять в воздух.
Однако этот печальный инцидент не отразился на успехах Истоминой. Она продолжала сиять на сцене практически во всех постановках своего наставника Дидло. В 1823 году состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» (по мотивам поэмы Александра Пушкина), который как будто был специально создан для неё. В светских кругах долго обсуждали слухи о её черкесских корнях.
Сам Пушкин, находясь в Кишинёве, не успел увидеть эту постановку, но писал своему брату: «Пиши мне… о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то ухаживал, подобно Кавказскому пленнику». Поэт был так увлечён балериной, что запечатлел её образ в первой главе «Евгения Онегина»:
«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет».
Несмотря на впечатляющий карьерный взлёт, последние годы жизни Авдотьи были полны трудностей. Из-за постоянных болей в ногах она утратила возможность танцевать и поддерживать физическую форму.
Когда балерина обратилась к Николаю I с просьбой отправиться на лечение, он отказал ей и даже распорядился уволить из театра. Так сложилась её судьба под гнётом драмы «дуэли четверых» и дружбы с декабристами.
Авдотья дважды была замужем, но детей у неё не было. В 1848 году, на 49-м году жизни, Истомина скончалась от холеры.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев