ДЕТСКИЕ ОБРЯДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка формировались на протяжении столетий. В них отразилась национальная мифология и менталитет казахского народа. В современности большинство семей исполняют эти ритуалы, но не все знают их значения. Казахи отличаются любовью к детям, терпеливостью, щедростью и душевной теплотой. На казахских праздниках связанным с рождением ребенка всегда можно увидеть яркие и пышные тои.
Обряд «Шілдехана»
Это самый первый обряд, который связан с рождением малыша. В давние времена, как только ребенок появлялся на свет, ко всем родственникам и друзьям посылали гонцов – чтобы сообщить всем радостную весть. Получив известие, все близкие и знакомые собирались на «Шілдехана той». Гости поздравляли родителей и ребенка, приносили малышу первые подарки, а вечером собирались за праздничным дастарханом (столом), пели песни и играли на домбре – по древнему поверью считалось, что таким образом гости отгоняли злых духов и охраняли ребенка.
Обряд «Қалжа»
Не остается без внимания и роженица. Специально для нее в первый же день после выписки из роддома проводится обряд «Калжа» – ритуальное угощение матери новорожденного. Привозят барана и готовят блюдо родственники со стороны новоиспеченной матери. В обязательное меню входят бульон и вареная молодая баранина – для быстрого восстановления сил после родов.
Обряд «Бесік тойы»
Казахская колыбель необыкновенно простая в использовании и удобная при кочевом образе жизни. Колыбель изготавливалась из ивы, а боковые части (изголовье и подножье) делались из бересты.
Сложилось поверье, что в жилищах людей водятся нечистые силы, приносящие вред ребенку. Поэтому, перед тем, как малыша внести в комнату и положить в колыбель, проводился обряд «аластау» – очищение комнаты ребенка и колыбели от всякой нечисти. «Алас» – переводится, как священный огонь. Этот обряд выполняла уважаемая в ауле женщина, которая обладала положительными качествами. Металлическое блюдце, в котором на угольках кизяка дымилась сера, козий или бараний жир. Женщина с этим блюдцем обходила комнату (юрту), колыбель малыша со словами, изгоняющими злых духов, призывающими здоровье и добро к ребенку.
Обряд «Қырқынан шығару»
По древнему казахскому обычаю, до сорокового дня новорожденного ребенка никому не показывают, не стригут ему ногти и волосы – это считается, что в это время ребенок еще очень слаб и не защищен от злых сил. А вот через 40 дней после рождения его представляют собравшимся на торжество гостям. Кроме того, в обряд входит ритуальное купание малыша и первое обрезание ногтей и волос. И, конечно же, одаривали новорожденного и участниц ритуала подарками, а также накрывали праздничный дастархан.
Обряд «Ат қою»
По истечению 40 дней с момента рождения родители давали ребенку имя. Как правило, делали это не сами родители, а почетный аксакал или мулла. Имя трижды сообщалось малышу на ушко и при этом читая строчки из корана. Почетный аксакал или мулла, проводивший ритуал получает подарки от семьи.
Обряд «Тұсау кесу»
Проводится этот обряд, когда ребенок начинает ходить. Ребенку обвязывают ножки черно-белыми «путами» (чтобы отогнать злых духов) и ставят на белую дорогу (скатерть или полосу белой ткани). Бабушка или дедушка со счастливой судьбой ножом разрезают путы на ножках — чтобы ребенок хорошо ходил, твердо стоял на ногах и уверенно шел по жизни — белая дорожка, по которой потом проводили малыша, символизирует светлый жизненный путь. В конце дорожки клали разные предметы, например, деньги, книгу, домбру и т.д. По традиции считалось, что какой предмет приглянется ребенку, какой предмет малыш выберет – его будущее будет связано с этой сферой деятельности, например, домбра – искусство, деньги – сфера финансов, книга – наука и т.д.
Обряд «Сундет тойы»
Это важная религиозная традиция казахского народа, событие, которое символизирует не только взросление мальчика, но и его присоединение к мусульманской общине.
Обряд обрезания проводится в 3, 5 или 7 лет. Раньше процедуру обрезания проводил мулла, а сейчас обрезание проводят в медицинском учреждении. Как и все значимые события, обряд сопровождается пышным празднованием, на которое приглашают всех близких и родных, которые несут значимые, дорогие подарки на это мероприятие.
Обряд «Тілашар тойы»
В буквальном переводе название праздника звучит как «открой язык» или же «первое слово». Школа, получение образования оценивается как один из особых этапов в жизни ребенка. Получение образования в старину было большим благом, позволяющим человеку достигнуть определенных высот в казахской родовой иерархии.
Обряд «Мүшел»
В истории развития любой человеческой цивилизации просматривается стремление к упорядочиванию повседневной жизни и религиозно-обрядовой составляющей определенным циклам: смене времен года, движению Земли вокруг Солнца, фазам Луны, и. т. п. Каждому циклу соответствовали определенные хозяйственные дела и обряды.
Казахский цикл «мүшел» образуется каждые 12 лет, подобно буддийскому «циклу зверей» и ежегодному “зодиаку”. Когда ребенку исполняется 13 лет, заканчивается один «мүшел». Далее к каждому циклу прибавляется по 12 лет.
Таким образом, первый возраст «мүшел» наступает в 13 лет, второй – в 25 лет, третий – в 37 лет, четвертый – в 49 лет, пятый – в 61 год, шестой – в 73 года, седьмой – в 85 лет, восьмой – в 97 лет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев