Здесь были специально отобраны и оставлены 13 человек из окрестных аулов. В основном это были уже глубокие старцы. Однако, не следует думать, что это были только больные , как нередко утверждается в ряде местных публикаций. Их вина заключалась, прежде всего, в хорошем знании местных обычаев, фольклора, народной медицины, и в значительном уважении к ним соплеменников.
28 февраля их собрали в башенном поселке Таргим, в жилом доме, где ранее обитала семья Гагиевых. Здесь все они были расстреляны, а тела их сожжены. Некоторые их имена сейчас удалось восстановить. Шадиев Мочи, глубокий старец,большой знаток обычного права и фольклора ингушей,житель селения Кахк; Аушев Оси, глубокий старец, хранитель исторического фольклора и эпоса ингушей, житель селения Кели; Мургустов Ибрагим,глубокий старик,знаток народной медицины и обычаев ингушей, житель селения Бархин; Барахоева Бази, престарелая ингушка, талантливый знаток и исполнитель традиционного песенного фольклора ингушей,жительница селения Барах; Костоева Гомок , дочь Хасбулата 17 лет. Она добровольно осталась со своим дедом, который считался наиболее мудрым из их фамилии.
В это же время еще несколько десятков ингушских старожилов(Оздоевы, Дзейтовы,Евлоевы и др.) были согнаны в одну из башен средневекового поселка Цори (бывшего горноингушского Цоринского общества) и подвергнуты аналогичной жестокой экзекуции с той лишь разницей , что они все были здесь сожжены заживо. Еще более 20 мудрецов-ингушей постигла подобная же участь в самом восточном и наиболее труднодоступном башенном поселке Гул.
Очевидцы сообщают,что еще в те страшные 40-е годы местный комсомольский работник М.Зязиков узнал об этих злодеяниях , нелегально выехал с жалобой в Москву. Однако, он так ничего и не добился, а сам был репрессирован . Именно в это суровое время, под воздействием этих злодеяний НКВД активно выступил ингушский абрек Ахмед Хучабаров, восставший против сталинско-бериевского террора. О его мужестве, отваге и благородстве до настоящего времени бытует много легенд и преданий среди ингушей.
Наряду с местными жителями, варварскому уничтожению и надругательству подверглись также уникальные местные средневековые башенные жилища, погребальные и культовые памятники ингушей(сел. Эзми, Помет, Джейрах, Гарак, Лежги, Мецхал,Фалхан, Хамхи и др.) Часто даже успошие ингушские предки, веками лежавшие в солнечных склепах, подвергались огню и осквернению.
Я уверен, что наступит тот час, когда в возрожденной Ингушетии на пепелищах Таргима, Цори ,Гула будут воздвигнуты традиционные белоснежные мемориалы со всеми именами невинно загубленных ингушских старцев-мудрецов гор и хоть таким образом будут отданы им полагающиеся почести. Это нужно мертвым, это нужно и живым! Дала г1ешт долда царна!
Д.Чахкиев. Член Совета Ассоциации ученых "1илма", кандидат исторических наук.
P.S.: Согласно дополнительным сведениям, а именно
по свидетельству жительницы Маликат Цечоевой, в селе Цеча- Ахки, рядом с с. Нижний Алкун, также, было сожжено 80 человек.
Комментарии 29
Дала гешт долда бейначараьхь!
.
Только после этого Россия станет Великой державой.
Не нужно ни кого не к чему принуждать, все народы уникальны, Верховной власти самой нужно быть умной, грамотной, честной и не коррумпированной, и в то же время без тирании.