Притч из двух членов с годовым жалованием в 444 руб.
Дома для помещения священно-церковных служителей построены Грудиновской Экономией. (В.Г.: Замечу, что здесь живут священники церквей волости - сел Бовец, Грязивец, Долгий Мох, Кутня, Островы и Церковный Осовец).
Вокруг церкви и колокольни устроена каменная ограда с железными решетками.
Кладбище находится на особо-отведенном близ селения месте.
Кроме того, граф Толстой (год не известен) построил еще одну каменную церковь в селе Кузьковичи - Благовещенскую со священником Матфием Яковлевичем Паславским.
1895 год. Кузьковичский приход - 1233 мужчин и 1301 женщин. Всего 2534 прихожан. Священник тоже живет в Грудиновке.
1910 год.
В составе прихода 205 дворов, входят следующие селения с общим числом прихожан 1495: cело Грудиновка - 1/30, д.Рыжковка - 69/590, д.Перекладовичи - 72/383, д.Быново - 54/445, поселок Дмитриевка - 1/6, фольварк Дмитриевка - 1/3, хутор Павловка - 1/1, приемный покой Рыжковка - 1/11, церковный погост - 4/13 волостное правление - 1/13. Деревни расположены кучно вокруг Грудиновки на расстояние превышающие 3 версты.
Церковный погост состоит из 4 дворов и 13 человек.
Священник церкви: Протоиерей - титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви, старший иерей (официальное название провославного священника) - Антоний Антонович Шафрамский, прав. духовая семинария.
К церкви приписывается земля: усадебная, на которой расположилось здание и погост - 3 и 1/4 десятин и земля для ведения сельско-хозяйственных работ 51 десятина (такое соотношение 4 и 50 было одинаковы для всех приходов).
В Памятной книге Могилевской губернии за 1894 год: Грудиновский православный приход: число прихожан мужчин - 576, женщин - 596, всего 1172 прихожан.
ГПИБ (государственная публичная историческая библиотека России. Опыт описания Могилевской губернии под ред. А.С.Дембовецкого книга 2 1883 стр.426.489.5о8):
д.Рыжковка - 48 домов 244 жителей, д. Дабужа - 44/224, д. Красница - 79/434, с. Кузьковичи - 108/599, д. Перекладовичи - 58/244, д. Следюки - 110/680, д. Смолица - 82/471.
И это без имения Грудиновка и Грудиновская колония (Латышская колония).
17 июня 1913 год. Графиня Толстая пожертвовала в Грудиновскую церковь разных вещей из церковной утвари на 1500 рублей. Граф Александр Павлович Толстой пожертвовал в ту же церковь и для притча 700 рублей.
Приходы представляли из себя территориальные единицы в волости, с возложенными на них государственно-регистрационными функциями.
Дело в том, что церковь выполняла не только душеспасательные, но и административные функции. Она являлась палатой мер и весов, ЗАГСом, моргом а также сельским «клубом», где собирались жители для обсуждения важных вопросов.
Церковь была хозяйственным и административным центром которая обьединила некоторое количество деревень, хуторов вокруг себя.
Даже после коллективизации ситуация не изменилась. Просто обязанность церкви переняли на себе государственно-административные учреждения.
Вся «цивилизация» - органы власти (сельсовет, милиция, клуб, больницы, средняя школа и многое другое) находятся именно в селах.
Замечено, что если в селе был разрушен храм и место это никак не почтено, заброшено и запущено - село само становится запущенным.
Воочию видно, как за грех нескольких поколений (одни разрушали, другие оскверняли руины) Бог наказывает все население.
Центром жизни человека должна быть духовность, центром жизни села должен быть храм.
Храм есть дом Божий, куда можно прийти и в радости и в скорби. Где можно получить утешение и помощь.
Где можно попросить и поблагодарить Бога.
А сейчас опустела деревня. Нет половины Центральной улицы, где я жил, нет и моего дома. И чувство какой-то щемящей боли почему-то не оставляет меня. Красота и запустение...
Что ещё известно о грудиновской церкви? Из статьи «Три рождения и смерть церкви» А.В.Горбацкого сохранились отрывочно-фрагментарные сведения:
Читать
https://ok.ru/profile/563017539325/statuses/156014282998781 Старая деревянная церковь, построенная в начале 18 ( В.Г.?) века, совсем обветшала и служба в ней не шла ( В.Г.: с какого года?).
Поэтому, при выходе в отставку, Д.А.Толстой в 1820г. поставил новую деревянную церковь, в которой и был похоронен в 1832 г.
Однако в середине 1830-х годов церковь сгорела и унаследовавщий Грудиновку сын Дмитрия Александровича - Павел Дмитриевич Толстой (В.Г.: унаследовал старший сын Александр) построил вместо нее кирпичную церковь (В.Г. в каком году?), освященную в честь Святой Троицы.
В разных источниках (В.Г.: каких?) указывается, что Д.А.Толстой и его внук Д.П.Толстой были похоронены не то в Грудиновской церкви, не то возле нее.
Очевидно, что Д.А.Толстой был похоронен в деревянной церкви, которая сгорела и его захоронение оказалось вне новой кирпичной церкви, а внука похоронили рядом с местом погребения деда (В.Г. ?) возле новой церкви.
В 1944 г., при наступлении Советских войск в церковь попала бомба и сильно разрушила ее. Церковь восстанавливать не стали, в 1956 г. окончательно взорвали.
Так умерла грудиновская церковь.
Комментировать материал не буду, у меня от прочтения появилось много вопросов к автору.
А самое главное - нет исторических документов. Это кто поверит, что могилевский губернатор - хозяин губернии, который воспринимался местным обществом как хлебосольным хозяином, который мог и должен служить центром притяжения и жил без церкви? Я - нет.
Комментарии 2