Сундук — это короб для хранения и перевозки вещей. Первые сундуки появились еще в Древнем Египте, и считается, что они были прообразом шкафа. Традиционно их использовали для перевозки или хранения вещей, но нередко такой ящик являлся и универсальным предметом мебели. В России сундуки появились уже в период раннего Средневековья. Но, несмотря на это, они считаются «коренной русской утварью», как их назвал Владимир Даль в своем словаре.
На Урале сундучный промысел зародился в старейшем горнозаводском городе — Невьянске. Особым украшением невьянских сундуков были железные вставки, выполненные из знаменитого уральского кровельного железа. Металл для сундуков не просто украшение, он облагораживает дерево и придает изделиям прочность.
Основу сундука и крышку изготавливали жители поселка Петрокаменского завода, а остальную фурнитуру — скобы, шарниры, замысловатые набойки и замки с различными секретами — делали работники Быньговского завода. Но основные отличительные черты Невьянских сундуков от других придавали уже, конечно, в Невьянске — местные мастера оковывали их железом или жестью, красили сундуки или покрывали лаком. Последним штрихом было украшение изделия «печатным» цветочным орнаментом, чеканкой или «морозкой».
Отличительной особенностью Невьянских сундуков является особый метод украшения – «морозец». Внешне схожий с зимней оконной изморозью, этот метод декора жести попал в Невьянск на рубеже 19-20 веков благодаря купцу Перезолову, узнавшему в Англии в одной из своих заграничных поездок рецепт «морозки» жести. Рецепт этот принял от него на вооружение владелец сундучной мастерской Подвинцев. Провел первые опыты, сделав жесть на сундуках «мороженой», и невозможно стало её отличить от английской. Так разошлись первые сундуки по Нижегородской, Ирбитской, Троицкой и Крестовской ярмаркам. С тех пор и до 1956 года, когда на базе сундучного производства была организована мебельная фабрика, невьянские мастера семьями ли, артелями ли, были заняты на сундучном промысле.
Сундук теперь один из символов ушедшей эпохи и стремительно уходящей традиции. Такой привычный ранее в быту предмет – теперь редкость. Уже музейный экспонат. Предмет коллекционирования. Как бы хотелось, чтобы мы ценили старые сундуки и старались найти им применение. Неужели только музеи борются за уходящую культуру? Многие выставляют старые сундуки за ненадобностью на улицу. Сундуки больше не в моде. Не в моде и народная традиционная культура. На беглый взгляд. Но если посмотреть внимательней, можно заметить, что сундук никогда из моды и не выходил. Поскольку был не модной тенденцией, а жизненно важной необходимостью. Как стол. Или стул. Или кровать. Со своим сочетанием утилитарного и декоративного.
Элементы традиционной народной культуры (ларцы или сундуки, например) лишь на время могут стать модой. Но сама она не принадлежит никаким тенденциям. Поскольку есть в традиционной культуре первооснова того простого уклада жизни, из которого мы все вышли.
Сундук. Конец XIX века. Коллекция Невьянского историко- архитектурного музея.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2