Рано утром 15 мая 1904 года адмирал К.П. Иессен на крейсере 1-го ранга «Богатырь» вышел в Амурский залив для личного ознакомления с условиями морской обороны Посьетского района и согласования минных заграждений с армейским начальством. С утра стоял такой сильный туман, что пришлось стать на якорь. Командир корабля, капитан 1-го ранга А.Ф. Стемман хотел возвратиться на рейд, но адмирал решил идти дальше по счислению.
Из вахтенного журнала крейсера «Богатырь»:
«2 мая 1904 года 12 ч. 33 м. дня. Вскочили на камни у мыса Брюса. Густой туман. Пробили водяную тревогу, изготовили к спуску шлюпки. По наружному осмотру оказалось, что таран сломан, отвернут влево и держится обшивкой, образовав пробоину. Таранное отделение затоплено – обмер вокруг корабля.
Перетаскивание снарядов из носовых погребов в корму.
2 ч. 55 мин. дня. Давали ход назад обеими машинами до 2 ч. 55 мин., когда застопорили. Крейсер назад не тронулся. Подвели пластырь и протащили его насколько можно вперед. Спустили катер паровой №1-й и послали мичмана Аквилонова в 3 ч. 25 мин. дня во Владивосток с донесением Командиру Порта.
Таранное отделение наполнено водой. Вода оказалась в междудонном пространстве в 2 отделениях II отсека, в 2 отделениях IV отсека, в 4-м отделении II отсека, в 1-м и 3-м отделениях III отсека. В трюме I-го и III-го отсеков вода показалась. Вода откачивается судовыми средствами, но держится на одном уровне. Завезли на левый крамбол стоп-анкер и взяли перлинь на шпиль.
В 4 ч. 45 мин. пополудни дали ход назад обеими машинами, выхаживая одновременно на шпиль перлини стоп-анкера. Крейсер ни назад, ни влево не тронулся. В 4 ч 50 мин. застопорили машины и носовой шпиль. Перетащили запасные канаты из канатных ящиков на шканцы.
В 7 час. 57 мин. вечера давали ход назад обеими машинами, доводя до 95 оборотов. Крейсер назад не тронулся. В 8 ч. 3 мин. застопорили машины. Продолжают перегрузку снарядов на корму. Вытащили и перенесли на шканцы канат левого якоря. В помощь пришли из Владивостока: ледокол «Надежный» и миноносец № 210.
Днем были спущены водолазы. Результат осмотра подводной части крейсера с правой стороны: пробоя или трещин нет, кроме отлома тарана. Крейсер стоит килем с 1-го до 85-го шпангоута на семи камнях. Камни конусообразные. Дно от носа на корму быстро понижается. Выкачивали воду помпой Стона из междудонного пространства II-го и III-го отсеков, турбиной из трюмов I-го и III-го отсеков. Для устройства дифферента на корму заполнили междудонное пространство VII-го и VIII-го отсеков водой».
***
«… Ветер перешел на OZO с силою до 4-х баллов. В 7 ч. 10 мин. зыбь настолько увеличилась, что начало бить крейсер о камни. В 8 ч. вечера ветер засвежел до 6 баллов. В 8 ч. 40 мин. вечера ударами крейсера о камни пробило оба дна отделений III отсека. Вода залила междудонное пространство и трюм. Из воздушных труб вода стала сильно бить на жилую палубу. Трубы обмотали парусиной. Из угольных ям носовой кочегарки показалась вода, затопляя кочегарку...
В 9 ч. вечера крейсер сдвинулся с места и встал по направлению SW15°, раньше же стоял на SW 22°. Сильным ударом крейсера о камни проломило верхнее дно носовой кочегарки, вода затопляет последнюю. Двери задраили, люди вышли».
***
«В 9 ч. 40 мин. опять предприняли попытку снять крейсер с камней, дав машинами полный ход назад, и безуспешно. Тем временем ветер усилился до 7 баллов. Положение крейсера ухудшалось. В 11 ч. вечера начали свозить команду на берег, продолжая бороться с поступлением воды, но безуспешно».
***
«Операционный пункт заполняется водой. III отсек задраен. В отсеке началось заполнение водой отделений над броневой палубой. В полночь подняли пары во всех котлах кормовой кочегарки. Размахи крейсера при качке доходили до 15° на правый борт и 11° на левый борт. Крейсер бьется о камни. Ветер и волны усиливаются. Туман. Перед свозом команды отдали правый якорь. Выкачали воду из VII-го и VIII-го отсеков. Залило водой до жилой палубы I отсек, задраили дыры на жилой палубе. Показалась вода и стала быстро заполнять через воздушную трубу шпилевую машину и подшкиперскую. Задраили люки на жилой палубе. Заполнило водой междудонное пространство 1-2, и стало сильно течь через дверь угольной ямы в средней кочегарке».
***
Ночью 4-го мая ветер продолжал усиливаться. В средней кочегарке «Богатыря» показалась вода, которая поступала из угольных ям. Размахи крейсера увеличились и стали доходить до 22° на правый борт и 16° – на левый. Ветер доходил до 10 баллов. Всю ночь продолжался своз команды на берег.
В 5 ч. 40 мин. утра 4 мая вся команда была свезена на берег. В 5 ч. 50 мин спустили кормовой и контр-адмиральский флаги, после чего «Богатырь» покинули контр-адмирал Иессен с офицерами штаба, а также командир крейсера Стемман, который покинул борт корабля последним.
Покинутый экипажем корабль продолжал испытывать жестокие удары волн, бившие его о камни. Волнение все более усиливалось, размахи крейсера на правый борт доходили до 23°, на левый – до 18°, в 6 ч. утра, по наблюдениям с берега, они еще больше увеличились. Казалось, что крейсеру суждена неминуемая гибель, но, к счастью, к 9 утра ветер стал стихать.
5 мая в 6 ч. утра ветер стих, командир корабля и часть команды перебрались назад на крейсер и стали выяснять степень повреждений и искать способы их устранения.
В 7 ч. утра пришли из Владивостока «Россия», «Громобой» и «Рюрик», транспорт «Лена» и миноносцы № 202, 204, 206 и 210. В 7 ч. утра на «Богатырь» прибыл Иессен. К этому времени на «Богатыре» уже развели пар в двух котлах. В 8 ч. 20 мин. пришел «Надежный» с баржей на буксире. С «России», «Рюрика» и «Лены» прибыли водолазы, которые тут же занялись осмотром подводной части крейсера.
***
«Осмотр водолазами показал, что в результате ветра и ударов волн крейсер съехал с камней влево и сел носом в ложбину между ними, заклиниваясь так, что нос не может иметь движения. Пробоина с правой стороны III-го отсека. Рваный разрыв листов по шпангоуту, доступный осмотру, имеет 2 фута длины, расширяется книзу и пропадает под дном... В IV отсеке разрыв листов обшивки. Пробоина в IV отсеке. При осмотре выяснилось также, что водой залиты до жилой палубы все отделения I, II, III, IV отсеков и до водяных коллекторов V отсек».
Из-за малого количества спасательных средств работы по снятию с камней крейсера «Богатырь» затянулась. Для прикрытия работ от возможных диверсий японцев на берегу соорудили укрепленный лагерь с полевой артиллерией, остальные корабли владивостокского отряда отменили походы и охраняли место аварии.
Через полтора месяца «Богатырь» сняли со скал и перевели во Владивосток, где его поставили в док. Ремонт корабля длился более года, в строй корабль вошел уже после окончания войны.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев