(Толкование на книгу Левит)
Глава 11
"1–32. Различие чистых и нечистых животных. 33–47. Случаи осквернения ими человека".
***
Левит 11:3. всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
Левит 11:4. только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
Левит 11:5. и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
Левит 11:6. и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
Левит 11:7. и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
Левит 11:8. мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
Чистые и нечистые животные четвероногие млекопитающие. Для них указывается (Левитом 11 и другими) два признака чистоты и годности к употреблению в пищу:
1) полная раздельнокопытность – присутствие на копытах животного "глубокого разреза» (Второзаконие 14.6)
2) жвачность животного. В параллельной рассматриваемой главе книги Левит, главе Второзакония 14.4–5, названы 10 пород животных, удовлетворяющих обоим требованиям и потому чистых и употребляемых в пищу, но конечно, под указанные признаки подходили, а потому и употреблялись в пищу, и многие другие породы млекопитающих четвероногих. Отрыгание жвачки – принадлежность только травоядных, следовательно плотоядные животные этим признаком исключались; признак же раздельнокопытности ограничивал круг самих травоядных.
Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым. Первого признака недостает, например верблюду – разрез на копытах у него есть, но неглубокий, и копыто его представляет лапообразную подушку; также – тушканчику или горной мыши (еврейский schaphan, греческий χοιρογρύλλἰ᾿ος ср. Псалом 103.18; Притчи 30.26) и зайцу (Левит 11:4–6; Второзаконие 14.7); второй признак отсутствовал, например у свиньи, считавшейся у евреев самым нечистым и оскверняющим животным (по раввинам, 910 всех нечистот в мире происходит от свиньи, как по ее нечистоплотности (ее почитали также источником проказы), так и по употреблению ее в языческих жертвоприношениях (название «ядущий свинину» было синонимом идолослужителя, пророк Исаия 65:4, 66:17, 2 книга Макавеев 6:18, 7 и другие).
Неядение свинины евреями и в древности, и в новое время считалось одним из характерных черт этой нации (Ювенал в сатире 14 осмеивал иудеев за это). Моральный или аллегорический смысл указанного правила о различении четвероногих животных, по блаженному Феодориту (вопрос 11), таков: «раздвояющее копыто означает различение дел добрых и противоположных им, сверх же сего жизнь не в настоящем только веке, но и в будущем, и предоставление одному веку только необходимого, а другому всего, то есть души и тела, и относящегося к телу. А отрыгающее жвание означает поучение в божественных словесах».
Левит 11:9. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
Левит 11:10. а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;
Левит 11:11. они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
Левит 11:12. все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.
Закон о рыбах, которые и в истории миротворения названы (Бытие 1.21) ранее птиц. Признаки рыб чистых или дозволенных к употреблению в пищу указаны со всею определенностью – эти рыбы должны иметь:
1) плавательные перья
2) чешую (по Мишне, Хуллин, 3:7, достаточно было присутствия лишь последнего признака, так как первый признак, необходимо предполагается при наличности второго признака). На основании этого закона, евреи и теперь не употребляют в пищу, например осетра (так и персы-шииты).
Левит 11:13. Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла,
Левит 11:14. коршуна и сокола с породою его,
Левит 11:15. всякого ворона с породою его,
Левит 11:16. страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
Левит 11:17. филина, рыболова и ибиса,
Левит 11:18. лебедя, пеликана и сипа,
Левит 11:19. цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
Именем птиц, haoph, названы все существа, способные летать, со включением летучих мышей и крылатых насекомых. Закон насчитывает 19 (по Левиту11.13–19) или 20 (по Второзаконию 14.13–20) пород нечистых летающих, с неоднократным еще прибавлением: с породою их, то есть с всеми разновидностями данной породы. Общих признаков нечистоты этих птиц Библия не указывает: это пытается сделать уже зоология Талмуда. В Мишне (Хуллин 3:6) даются такие правила на этот счет: «всякая птица, которая терзает, нечиста», «всякая птица, разделяющая свои лапы, нечиста», «если, садясь на вервь, она отделяет два пальца вперед и два назад, то она нечиста»; «птица, живущая среди нечистых и похожая на нечистых, нечиста»; чистая птица имеет выдающийся зоб, лишний палец, легко отдирающийся желудок.
Названные в библии птицы большею частью такие, которые питаются мясом, падалью, червями, насекомыми или омерзительными для человека предметами. Блаженный Феодорит говорит: «из птиц Моисей называет нечистыми хищных, питающихся мертвыми телами и любящих тьму, научая тем нас воздерживаться от любостяжательности, отрицаться зловонной пище греха и ненавидеть тьму». Отожествление еврейских названий с существующими породами во многих случаях затруднительно, тем более, что перевод LXX (Левит 11:15–18) вносит здесь вместо пояcнения ещё большую спутанность (впрочем, Властова, Свящ. летоп. 2:154–157). Нетопырь, еврейский atalleph, – летучая мышь по виду своему отнесена к птицам.
(профессор Александр Павлович Лопухин)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1