Часть 1.
История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви
***
Глава I.
"Перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык"
5) Минея общая – книга, подобная Октоиху, только содержащая в себе не недельные восследования, но восследования праздникам Богородицы и Предтечи и главное, восследования общие целым чинам святых, как-то: пророкам, апостолам, святителям, мученикам и прочим, чем и отличается от Минеи месячной, или частной, в которой заключается особое восследование в частности каждому святому в продолжение всех двенадцати месяцев года.
В древнейших наших изданиях общей Минеи (именно в издании 1599 года при царе Борисе Феодоровиче и в издании 1609 года при царе Василии Иоанновиче Шуйском) замечено в послесловии, что эта книга есть творение и собрание святаго отца Кирилла Философа, учителя словеном и булгаром.
Конечно, такому позднему свидетельству нельзя дать веры, тем более, что неизвестно, откуда оно заимствовано. Но во всяком случае необходимо, кажется, допустить, что по крайней мере, некоторые из чинопоследований общей Минеи для совершения памяти угодников Божиих были переведены солунскими братьями, когда известно например, что святой Мефодий творил память святого Димитрия Солунского.
6) Паремейник, или собрание чтений из Ветхого, а частию из Нового Завета, обыкновенно называемых паремиями, которые читаются на вечернях в разные дни года. О существовании этой книги на славянском языке во дни святых Кирилла и Мефодия упоминает папа Иоанн VIII (8) в письме к моравскому князю Святополку: “Ничто не препятствует ни здравой вере, ни здравому учению петь литургию на языке славянском или читать святое Евангелие, или божественные чтения из Нового и Ветхого Завета”. Если не разуметь здесь паремий, то что ж это за чтения из Ветхого Завета?
7) Устав, или общий чин православного богослужения на дни всего года.
Перевод сей книги можно приписать святому Кириллу частию уже на основании обоюдного выражения в его жизнеописании, что он преложи весь церковный чин, но преимущественно на основании общих, выше представленных нами свидетельств, что святые братья перевели все книги, необходимые для богослужения, а Устав есть бесспорно, необходимое при этом руководство.
Только тогдашний Устав был несравненно короче нынешнего, если даже не был и совсем другой – кратчайший, ибо тогда на Востоке по разным патриархиям употреблялись еще разные Уставы. И не без причины нынешний наш Устав (Студийский) введен к нам не со введением христианства, когда принесены к нам из Болгарии все славянские церковные книги, а уже в XI (11) веке, при преподобном Феодосии. Верно, этого Устава южные славяне не имели и следовательно, не получили из рук своих первоучителей, а получили другой, который сначала был введен и к нам, а потом заменен Студийским.
Вот и все богослужебные книги, о которых хотя сколько-нибудь известно или можно догадываться, что они были переведены святыми Кириллом и Мефодием. Что же? Можно ли было перевести эти книги в четыре с половиною года? Без всякого сомнения: их, во-первых, не совсем много; почти все они невелики и ныне, а тогда были еще гораздо меньше; с другой же стороны, святые Кирилл и Мефодий трудились тогда двое и имели у себя несколько помощников из учеников своих.
Каких же книг из богослужебных не перевели славянские апостолы? Только тех, которые еще не были тогда введены во всеобщее употребление и без которых как-нибудь можно было обойтись. Не перевели обеих Триодей – постной и цветной, которые только что были собраны в один состав в IX (9) веке, хотя содержание их большею частию явилось гораздо прежде, и которые притом, по нужде, могли быть несколько заменяемы Октоихом.
Не перевели всей Минеи месячной, состоящей ныне из двенадцати больших книг и следовательно, самой огромной из всех книг богослужебных, хотя в то время она была едва ли не в половину против настоящего, заменивши ее Минеею общею; не перевели Анфологиона и простого Ирмология, которые по нужде, могли быть заменяемы Октоихом и общею Минеею.
(митрополит Макарий (Булгаков)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев