(Толкование на книгу Исход)
Глава 30
"1–10. Устроение алтаря кадильного. 11–16. Священная подать. 17–21. Об устроении умывальницы. 22–33. Елей помазаний. 34–36. Священное курение".
***
Исход 30:17. И сказал Господь Моисею, говоря:
Исход 30:18. сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды;
Как видно из текста, умывальница состояла из двух частей: вместилища для воды и подножия; некоторые указания на устройство первой части дает Исход 38.8 (смотри толкование на это место). Умывальница находилась между скинией и жертвенником, – на прямой линии от последнего ко входу в святилище.
Исход 30:19. и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои;
Исход 30:20. когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу,
Исход 30:21. пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.
Благоговейное отношение к святости места: «когда они должны входить в скинию собрания», и к святости действия: «когда должны приступать к жертвеннику» (по связи речи, к алтарю кадильному), требует физической чистоты. Небрежение о ней, проявление неблагоговейного отношения к святыне, наказывается смертью.
Исход 30:22. И сказал Господь Моисею, говоря:
Исход 30:23. возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят,
Елей, назначенный для помазания скинии, ее принадлежностей, Аарона и его сыновей (Исход 30:26 и другие), был приготовлен Веселиилом. В его состав входила «самоточная смирна», то есть, смола миррового кустарника, сама собой выступающая каплями на разных местах ствола этого кустарника. Количество этой смолы обозначено словом: «пятьсот», без указания меры.
Но как видно из замечания Исхода 30:24: «по сиклю священному», мерой служил «священный сикль», 500 священных сиклей равняются почти 16 фунтам. Корица, то есть, кора с коричного дерева, встречающегося и теперь в Индии и на острове Цейлоне, должна быть взята в количестве 250 сиклей, то есть, восьми фунтов. Благовонный тростник, имеющий пахучие корни, был известен древним, как одно из самых благовонных веществ.
Исход 30:24. касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин;
Кассия – ароматическая кора от дерева «laurus cassia». Гин равнялся четвертой с небольшим доле ведра.
Исход 30:25. и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;
В чем состоял способ приготовления мира, в особом ли изготовлении каждого из благовонных веществ до соединения его с остальными, или же в особом приготовлении всей смеси, в точности неизвестно.
Исход 30:26. и помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения,
Исход 30:27. и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения,
Исход 30:28. и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его;
Исход 30:29. и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится;
Помазание миром перечисленных в предшествующих стихах предметов выделяло их из круга обычных житейских вещей. Оно служило видимым знаком осуществления Божия изволения о сообщении помазанным предметам такого значения и такой силы, которых сами по себе они не могли иметь.
Исход 30:30. помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне.
Помазание Аарона, как и помазание принадлежностей скинии, выделяло его с сыновьями из среды остального народа, поставляло в посредники между Богом и людьми.
Исход 30:31. А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
Исход 30:32. тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно – святыня: святынею должно быть для вас;
Исход 30:33. кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.
Священный елей изъемлется из обычного человеческого употребления; нарушающий это постановление наказывается смертью (Бытие 17.14).
Исход 30:34. И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
Входящие в состав благовонного курения вещества в точности неизвестны. Еврейское слово «стакт», буквально означающее: «капля, каплющее», указывает не на самое вещество, а на его появление из растения капля по капле. Под «онихом» разумеют или нарост на раковине, или саму раковину одной из пород улиток, водящихся в водах Индии и Чермного моря. Название третьего вещества «халван» указывает на его белый цвет, похожий на цвет молока. Под «халваном» разумеют смолу, добываемую из одного кустарника, растущего в Сирии и Персии. Замечание «душистый» указывает на то, что халван был благовонный и неблаговонный.
Четвертое благовоние – «ливан» есть смола растения из породы теревинфов, встречающегося в южной Аравии. Прибавление к названию этого вещества слова «чистый» указывает или на отсутствие какой-либо примеси, которую было выгодно подмешивать в состав этого ценного предмета, или на способ собирания смолы. Именно для получения совершенно чистой смолы расстилают около растения подстилку, на которую и опадают ее капли. Определена только одинаковость количества каждого из веществ, имевших войти в состав курения.
Исх.30:35. и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
Способ приготовления фимиама остается неизвестен.
Исх.30:36. и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
Повеление: «истолки его мелко» указывает не на способ приготовления курения, а на тот вид, в каком приготовленное курение должно быть возлагаемо в скинии собрания. Взяв часть изготовленного фимиама, надлежало мелко истолочь его и в таком виде употреблять. Из Исхода 40.5 ясно видно, что курение должно было возлагаться на жертвенник, стоявший во святилище против ковчега завета, находившегося за завесой во святом святых.
(профессор Александр Павлович Лопухин)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев