Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов
***
"Беседа Господа с богатым юношей... Беседа с учениками об опасности богатства и о наградах Христовым последователям... (от Матфея глава 19: стихи 16–30)"
***
Святитель Филарет Московский замечает, что «кроме этих двенадцати судей, и еще многие судии должны будут явиться». И действительно, апостол ясно говорит, что не одни апостолы, но вообще святые «будут судить племена» (Премудрость 3:8). А пророк еще яснее выражается, что «честь сия» – быть судиями, будет всем святым Его (Псалом 149:9). То же видит в Откровении и таинник Христов Иоанн Богослов. «Словами: «всякий, кто оставит жену»,
Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки; но как, говоря о душе, что «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Евангелие от Матфея 10:39), говорил это не для того, чтобы мы, слыша эти слова, убивали самих себя и тотчас разлучали душу с телом, но для того, чтобы предпочитали всему благочестие, так и здесь того же требует Он, повелевая оставить жену и братьев. Кажется также, что Он говорит здесь и о гонениях.
В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию». Итак, когда они от вас этого требуют, – говорит Господь, – оставьте и жену, и отца, о чем и апостол Павел говорит: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится» (1 послание апостола Павла к Коринфянам 7:15).
«Смотри, – говорит древний толковник Евфимий Зигабен, – все дома верных были для них открыты; братьями и сестрами стали им все святые, отцами – все отечески полюбившие их, матерями – все жены, таким же образом расположенные к ним, детьми – все ученики. Кроме того, и все, что имели верующие, имели они в своей власти. И что особенно дивно: все это имели они среди гонений от врагов веры».
«Сам Господь для сердца верующего и ходящего в воле Божией был и есть – и брат, и сестра, и мать. Он один заменяет все родство на столько в высшей степени, на сколько есть Сам превыше всех»... (блаженный Феофилакт Болгарский). Он наполняет их сердца миром, радостью духа, утешением неизглаголанным и другими дарами благодати.
«Возвысив таким образом апостолов и утвердив их в надежде награды, назначенной Им Самим и всей вселенной» (святитель Иоанн Златоуст), чтобы они не возгордились своим первенством в Царстве Его, Господь присовокупил: МНОГИЕ ЖЕ БУДУТ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ, И ПОСЛЕДНИЕ ПЕРВЫМИ; там, в будущей жизни, все окажутся такими, каковы есть на самом деле, многие, которые в настоящей жизни кажутся достойными первых наград, там окажутся последними, а те, которые в своем смирении считались последними здесь, будут первыми в Царстве Небесном» (святитель Иоанн Златоуст).
Иуда был сыном Царствия и вместе с другими слышал: «сядете на двенадцати престолах», однако, сделался сыном геенны. А Ефиоплянин, будучи варваром, удостоился венцов вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. Об этом и Предтеча Христов говорил: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Евангелие от Матфея 3:9).
Итак, если стоим, не будем надеяться на себя, но будем говорить самим себе: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 послание апостола Павла к Коринфянам 10:12), а если лежим, то не будем отчаиваться, но будем говорить себе: «разве упавший не может встать?»
(архиепископ Никон (Рождественский)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев