Наверняка многие помнят детей Никитиных, которых отдавали в школу в 5 лет и выгуливали босиком по снегу. В советское время это многодетное семейство стало весьма знаменитым, благодаря необычной по тем временам методике воспитания, которую использовали их родители, педагоги-экспериментаторы Борис и Лена Никитины.
Их метод называли гениальным, и не только в Союзе, о нём знали в Японии, Европе и США. Однако были и те, кто называл родителей-экспериментаторов опасными сумасшедшими, а их метод воспитания - садистским.
В своей семье Никитины смогли воплотить в жизнь мечту о супер-школе, которую в советские времена открыть было нереально. Своих детей, а их у пары было семеро, они воспитывали по прогрессивной методике раннего развития. Полученным опытом Никитины делились в своих книгах, а изобретенные ими настольные логические игры вызывали большой интерес. Но вместе с тем, принципы, по которым супруги растили своих отпрысков, постоянно подвергались критике.
Семья, постоянно находясь под наблюдением единомышленников и оппонентов, буквально жила на виду у всей страны, поскольку телевизионщики, репортёры, учителя, медики, соседи и одноклассники позволяли себе постоянно обсуждать и осуждать их жизнь
Тем не менее, супруги Никитины продолжая воспитывать детей по собственной методике, стали примером для тысяч родителей. Они написали полтора десятка книг о детском здоровье и воспитании. В их методику многие искренне верили, поскольку виден был отличный результат: дети Никитиных почти никогда не болели, были самостоятельными и любознательными, очень рано учились читать, писать и считать.
Супруги были уверены: "Физически и умственно ребенок будет развиваться сам – достаточно создать вокруг него развивающее пространство. Задача же родителей не заставлять, а направлять. А еще радоваться успехам и поддерживать его, но и не слишком опекать, чтобы ни в коем случае не подавлять самостоятельность. Причем начать формировать способности ребёнка нужно как можно раньше, чтобы его таланты не успели угаснуть".
С тех пор прошло более шести десятков лет. Дети Никитиных сами давно стали родителями и даже дедушками и бабушками. И многим читателям наверняка будет интересно узнать кем они стали по жизни, как сложились их судьбы, одним словом, чем же закончился нашумевший эксперимент советских педагогов-энтузиастов Бориса и Лены Никитиных.
История семьи Никитиных, начавшаяся с судьбоносной встречи
В семье Никитиных долгие годы сохранялась незыблемая традиция: ежегодно 10 декабря покупать яблоки и сладости, а потом разламывая и разрезая их напополам делиться друг с другом. Именно так семейство отмечало и, наверняка, продолжает отмечать день встречи Лены Литвиновой и Бориса Никитина, которая состоялась 10 декабря 1957 года на педагогической конференции в Москве.
По счастливой случайности они оказались рядом в одной очереди в буфете. Борис купил яблоко, Лена — пирожное. Приветливый мужчина достал перочинный ножи и, разрезав им фрукт, половину протянул симпатичной девушке. А та в свою очередь поделилась десертом с улыбчивым молодым человеком. С этого всё и началось.
Позже они оба вспоминали, что ехать на ту конференцию не хотели. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. Инженер-авиатор Борис Никитин, военный в отставке преподавал в училище. Лена учила детей русскому языку и литературе в деревне. Оба были энтузиастами и недолюбливающими официальную советскую педагогику. Борис, всерьёз увлекавшийся методикой Макаренко, даже пытался реализовать идею создания «трудовых школ», но благое дело было зарублено на корню советскими чиновниками. Лена также недовольная существующей системой образования, пыталась внедрять собственные педагогические методики в свои уроки.
Именно похожие взгляды на жизнь, педагогику, творчество, школьное преобразование очень быстро сблизили Лену и Бориса. Когда они поженились, ему был 41 год, а ей — 27. Для Никитина этот брак стал вторым. От первого у него осталось трое детей, с которыми ему запрещено было видеться.
И так по судьбе сложилось, что именно в собственной семье им удалось создать «школу будущего», о которой так мечтал Борис. Чета Никитиных воспитала по своей новаторской системе семерых детей, и началось все со старшего – Алексея, родившегося в 1959 году. В 1960-м у пары родился второй сын Антон, затем Ольга, Анна, Юлия, Иван, а в 1971-м - самая младшая – Любовь.
"Первопроходец"
В 1959 году у Бориса Павловича и Лены Алексеевны (её так назвал отец, в честь сибирской реки Лены) родился первенец. Спустя месяц родители стали замечать, что на голове и лице маленького Алеши начали появляться прозрачные прыщики непонятного происхождения, которые причиняли сильный зуд малышу. Тот их расчесывал, отчего кожа покрывалась сплошной коркой. Предписанные врачами лекарства, мази, кварц, присыпки - не помогали. В какой-то момент родители отметили, что прыщики сходят с лица, когда Алеша спит в прохладном месте. Постепенно ребёнка стали приучать находиться в помещении с температурой не выше 15 градусов, и проблема постепенно отступила.
Борис Никитин, будучи инженером по образованию и исследователем по природе, с первых дней после рождения сына начал вести дневник наблюдений, куда записывал все, что связано со здоровьем и воспитанием Алеши. «Мы раздевали Алешу и голенького выносили в тамбур или даже на воздух зимой. Сначала, конечно, побаивались и выносили на 10–15 секунд, а потом на минуту и больше, пока он весь не станет прохладненький. И так в любую погоду. К концу зимы мы уже так осмелели, что на двух-трехградусный мороз выходили, надев Алеше только распашонку и посадив его в мешок — мама нашила Алеше мешков с резинкой вместо пеленок, они очень удобны».
Семья - как экспериментальный объект
Впоследствии аналогичную систему закаливания супруги Никитины применяли и к остальным своим детям: Антону, Ольге, Анне, Юлии, Ивану и Любе. Они были уверенны, что каждому ребенку ещё при рождении закладывается большое количество задатков, но если их не развить вовремя - они очень быстро угаснут. И Никитины эти задатки стали развивать во всех направлениях. На каждого из детей отцом был заведен дневник, все вместе они стали предметом для его экспериментов и исследований.
Помимо закаливания с младенческого возраста, их система подчинялась соблюдению незыблемых принципов: обязательное грудное вскармливание, избегать стерильности, не кутать, не перегревать и не перекармливать детей, позволять им самостоятельно знакомиться с окружающим миром, даже с небезопасными предметами, не запрещать трогать и пробовать на вкус все, что находится вокруг, искренне радоваться даже самым мелким достижениям.
Именно благодаря этим принципам все дети Никитиных практически никогда не болели, были активны и жизнерадостны. А с помощью развивающих игр, они рано осваивали грамматику и математику. И как результат: в школу шли гораздо раньше сверстников и заканчивали ее экстерном.
Кроме этого дети Никитиных были чрезвычайно физически развиты. Борис, в юности всерьез занимавшийся акробатикой и спортивной гимнастикой, соорудил для ребят деревянный гимнастический комплекс: маленький турник, кольца, шведская стенка. Здесь ребятня проводила все свое свободное время.
Почему эксперимент подвергся осуждению
В 1965 году о семье, в которой «дети бегают босиком по снегу», написали несколько центральных газет, и о феномене Никитиных заговорили по всей стране. Тогда же вышел первый короткий пятнадцатиминутный фильм под названием «Правы ли мы?», вызвавший также немалый резонанс.
Мнения общественности разделились: одни - тут же прогрессивную методику взяли на вооружение в воспитании собственных детей, другие - начали громко заявлять, что такое садистское воспитание губит детскую психику. Они никак не могли смириться с мыслью, что родители вместе с маленькими детьми могут обливаться прохладной водой, стоя на снегу, что мальчики в 3-4 года уже мастерят себе игрушки, а девочки в столь раннем возрасте - завидные хозяюшки.
Сегодня эти принципы кажутся вполне прогрессивными и приемлемыми, но в то время со всех сторон слышалось, что Никитины, подвергая детей опасности, лишают их детства и всячески издеваются. Супруги же в свою очередь видя положительные результаты своей деятельности были вынуждены отстаивать свое право воспитывать детей так, как считают нужным.
И вместе с тем Никитины никогда не стремились вырастить вундеркиндов, Лена и Борис просто в будущем хотели видеть своих детей здоровыми, умными, самостоятельными и творческими, чтобы они безошибочно смогли найти себя в профессии и жизни.
Хотя спустя годы, супруги признали, что им не удалось обойтись без серьезных ошибок и, что кое-где они всё таки перегнули палку. И первым минусом их методики было отсутствие строгой дисциплины. Так, к примеру, родители разрешали детям пропускать занятия, если в школу идти не хотелось. Да и тот факт, что знания и навыки приобретались Никитиными-младшими легко и непринужденно, некоторым из них дало ложную иллюзию, что и в дальнейшем все будет даваться играючи. Но, как выяснилось, получать знания, которые уже им не могли дать дома, было гораздо труднее.
Да и к социуму, настроенному не всегда дружески, им было приспособиться довольно сложно. Они не посещали детский сад, а в школе были младше всех и поэтому общий язык со сверстниками найти им было сложно. Лишь под крышей родительского дома всем вместе им было действительно хорошо и уютно. Именно здесь оказывались среди равных и снова становились самыми умными, самыми сильными и самыми нужными. В их семье всегда сохранялась атмосфера всеобщей любви ко всему живому.
Для начала нужно отметить, что никто из семерых детей Бориса Павловича и Лены Алексеевны не стал сверхчеловеком, хотя все семеро выросли творческими и интеллигентными людьми, которые нашли свое место в жизни. Они очень дружны и с большим уважением и признательностью вспоминают своих родителей. Часть опыта своих предков они успешно применяют и сегодня на своих уже внуках.
Никитины-младшие переиздают книги, выпускают развивающие игры. Но вместе с тем они не стремятся впускать в свои семьи любопытных журналистов. И что больше всего любопытно - ни один внук, ни один правнук Никитиных не пошел в школу ранее положенного срока.
Да, никто из них не стал мировой знаменитостью. Впрочем, ожидали от них этого не родители, а люди, наблюдавшие за чудесным экспериментом. Сам Борис Павлович говорил об этих ожиданиях так: «Я совершенно не могу понять людей, которые мечтают, что из одного ребенка выйдет Бетховен, из другого — Ньютон, из третьего — Менделеев. Люди, которые так думают, вообще ничего не понимают в воспитании. Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей по их возможностям и желаниям».
Борис Никитин умер в январе 1999 года в возрасте 83 лет от разрыва аорты. За две недели до этого он продолжал рубить дрова во дворе в одной рубашке и выжимал гирю. Лена Алексеевна Никитина пережила мужа на пятнадцать лет и умерла дома, в окружении детей и внуков, в мае 2014 года. Ей было 84 года. А вот дело их - живо до сих пор...
________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев