Моли́тва Иису́сова – молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или более краткие ее формы.
Как еще называют Иисусову молитву?
За Иисусовой молитвой также закреплено название «умно-сердечного делания», «делания сердца», «умной молитвы», «тайной молитвы», «священной молитвы», «сердечной молитвы», «затвора ума и сердца», «трезвения», «хранения ума».
Почему Иисусова молитва имеет так много названий?
В зависимости от степени действия слова, ума, сердца и Духа Божиего (на богомольца), а, можно сказать, что в зависимости от того, с какой стороны мы рассматриваем эту молитву, она обозначается тем или иным наименованием. Вообще различают несколько видов молитвы:
— словесная (произносится вслух);
— умная деятельная (называется умной потому, что читается мысленно, а деятельной – потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком намеренно, а не самодвижно Духом Святым),
— умно-сердечная деятельная (вместе с умом молится и сердце).
Следующие два вида молитвы обретаются молящимся по очищении сердца от страстей и греха:
— умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом),
— умно-сердечная чистая, или непарительная (чистая от посторонних помыслов).
По соединении души с Иисусом Христом в «один дух» (1Кор.6:17) обретается высшая степень молитвы: молитва зрительная (соединившись с Господом, подвижник зрит великие тайны Божии).
Откуда берет начало молитва Иисусова?
Прообраз Иисусовой молитвы представлен в Евангелии (Мк.10:46-52): когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей, «сын Тимея». Услышав, что здесь Иисус Назорей, слепой начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня»… Также некоторое сходство молитва Иисусова имеет с молитвой хананеянки, которая кричала Иисусу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22). Подобно Вартимею и хананеянке просил Бога о помиловании и мытарь из евангельской притчи: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).
Приходилось слышать Иисусову молитву с некоторыми незначительными изменениями в тексте. Допустимо ли менять слова?
Иисусова молитва имеет различные формы. Наиболее распространенная из них: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную)». Во множественном числе: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных», а раньше молились: «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».
В кратких формах молитва выглядит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».
В акафисте Иисусу, чтение которого святитель Игнатий (Брянчанинов) считал приготовлением к непрестанному творению молитвы Иисусовой, предназначенному только для уже преуспевших подвижников, содержится иная краткая форма: «Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)». Самая же краткая форма Иисусовой молитвы: «Го́споди, поми́луй».
Слово «грешнаго» не всегда содержалось в этой молитве. Оно было добавлено святым преподобным Григорием Синаитом.
Существует также предначинательная Иисусова молитва, она выглядит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не и Сло́ве Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стой Твое́й Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй нас. Ами́нь».
Нужно ли испрашивать благословение на Иисусову молитву?
Если Иисусова молитва используется как особое делание, особый духовный труд, то она должна совершаться под руководством и по благословению опытного наставника, того, кто хорошо знает духовную жизнь обратившегося к нему христианина. «Без руководства, – предупреждает преподобный Варсонофий Оптинский, – эту молитву проходить опасно». Причем сам этот священник должен быть весьма опытным молитвенником, он сам должен иметь опыт этой молитвы.
В обычном употреблении Иисусова молитва не отличается ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это естественное состояние жизни христианина (1Фес.5:17), то и в отдельном благословении такое её употребление не нуждается. Так, протоиерей Димитрий Смирнов говорил: «Не надо наделять Иисусову молитву какими-то особыми качествами. Это просто одна из молитв. Но в силу чеканной формулы она полюбилась всем молитвенникам Церкви так же, как и Литургия Иоанна Златоуста, которая в хорошем смысле слова вытеснила все остальные чины Литургии – и теперь, в основном, мы молимся устами этого замечательного святителя… Если человек молится Иисусовой молитвой – на здоровье».
Могут ли случаться искушения с творящим Иисусову молитву?
Твердое намерение человека совершать молитву Иисусову может проявляться в испрашивании благословения у священника на подобное делание. Но как только лукавый увидит эту решимость, он может восстать на молящегося, поэтому во время совершения богомольцем Иисусовой молитвы на него часто находит буря помыслов, которые всевает враг.
Преподобный Илларион Оптинский учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию: «А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить – противоречить не твоей еще меры».
О том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби как на молитве, так и после нее, предупреждал и преподобный Варсонофий Оптинский: «Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби». Совершающий Иисусову молитву должен обращать особо пристальное внимание на свою духовную жизнь. «Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя эту молитву, не отступают от каких-либо грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца», – пишет святитель Феофан Затворник.
Чем отличается Иисусова молитва от медитации?
Отличий множество. В Иисусовой молитве решительно выражается вера в Бога, Который заботится о спасении человека. В этой молитве мы стремимся встретиться не с безликим богом (абсолютом), но наша молитва сосредоточивается на личностном Боге – Богочеловеке Иисусе Христе. Важно понимать, спасение, о котором мы просим в этой молитве – не абстрактное состояние, но единение с Триипостасным Богом.
Еще одно отличие: в процессе моления (вследствие моления) мы не стремимся привести ум к абсолютному «ничто», но хотим обратить его в сердце и стяжать благодать Божию. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21).
Тело, по учению Церкви, – не зло, а злом же является плотской разум. Оно не «одеяние души» как говорят философские учения, и его нужно стремиться не сбросить, но спасти. Ибо под спасением всего человека подразумевается и его душа, и его тело. Следовательно, мы не стремимся к гибели тела, но воюем против греховного служения ему. Мы не хотим гибели жизни, не стремимся впасть в такое состояние, чтобы ради прекращения страданий не иметь желания жить.
Еще один важный аспект: в нас нет безразличия к окружающему миру, восточные же учения избегают углубляться в человеческие проблемы, стремятся сохранить свой мир и безмятежие. Православный же христианин непрерывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является подлинной радостью.
И, наконец, мы не придаем большого значения психотехническим методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Молящийся стремится не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати.
Монастырский устав об Иисусовой молитве
Церковный устав законополагает неграмотным мирянам все молитвословия и псалмопения заменять Иисусовой молитвой: Малое повечерие – 400, Великое повечерие – 700, Часы без междочасия – 1000, Часы с междочасием – 1500, Полунощница – 600, Утреня – 1500, Кафизма – 300, Слава – 100, Псалтирь – 6000.
Цитаты об Иисусовой молитве
«Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной».
преподобный Амвросий Оптинский
«Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу и во всегдашнем внимании к Богу и Ему предстоянии умном».
святитель Феофан Затворник
«Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы. Вот еще нашлись новые хулители Иисусовой молитвы! Не понимают сами, что говорят. В прелесть впадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния».
прп. Иоанн Валаамский
«Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными качествами человека. Человек остается даже как бы беззащитным; настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Даже внушается самоубийство и совершается. А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамени. Иисусова молитва разрушает все дьявольские приражения, это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Враг всячески старается отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит».
прп. Варсонофий Оптинский
Комментарии 1
Молитва Иисусова - молитва «Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»