Максим Михаленя
-
Максим, ты художник. Живопись для тебя не хобби и не развлечение. Это
выбранное дело жизни. Каково это быть представителем искусства в
контексте современности?
- У меня встречный вопрос.
Где грань между искусством и остальной жизнью? Что такое искусство? Или
вот это словосочетание – «современное искусство». Люди привыкли называть
так довольно странные эксперименты, придумали слово «контемпорари», что
дословно обозначает «создающееся здесь и сейчас» и почему-то это
обязательно должно быть непонятным для зрителя. Но если я классический
понятный художник-реалист, стою и пишу этюд в настоящем времени, здесь и
сейчас, значит, я уже занимаюсь современным искусством, не так ли? И
для этого вовсе не обязательно эпатировать публику.
- В твоем ответе ощущается как будто некий конфликт или как минимум достаточно эмоциональное отношение к теме.
-
Буквально ещё год назад я реагировал очень бурно и активно спорил.
Многие художники, на мой взгляд, прячутся за «я так вижу». А ты попробуй
сначала изобразить как есть, максимально приблизиться к правде жизни
так, чтобы глядя на картину можно было почувствовать запах, ветер, как
тает снег. Вообще что-то почувствовать. А современность… На этот счет
Дали говорил: «Не пытайтесь быть современным. Это единственное, что вас
не минует, как бы вы ни старались». Сегодня я несомненно лояльнее. Мне
видится, что рамок нет, в которые можно было бы зажать слово
«искусство». Для меня это всё в мире. И как понять, разделить, что вот
это искусство, а это нет – большой вопрос. Ученые искусственно разделили
на «современное классическое» и «современное контемпоральное». Меня же
больше заботит, как мне и другим художникам в современной цифровой
реальности донести свои творения до зрителя, придумать такую форму
подачи без потери содержания, чтобы больше людей было приобщено:
смотрели картины, ходили на выставки. Вот ты когда последний раз была на
художественной выставке? И к сожалению, в тех же соц. сетях на мои
работы реагируют меньше, чем на мое лицо. Получается, что на сегодняшний
день художник обязан быть социальным, а вопрос личного брэнда стоит не
на последнем месте. Например, в начале октября в Рыбных рядах будет
областная Выставка, и я обязательно лично буду приглашать всех.
-
Твои работы дышат умиротворением. В них много тишины и света. Я
правильно понимаю, что ты принадлежишь к русской реалистической школе
живописи?
- Да, я последователь Саврасова, Левитана, Серова,
Пластова. В России самая сильная мировая школа живописи. Потому что
здесь пока ещё понимают важность сохранения традиций. В Европе школы
практически не осталось, и если будет новая эпоха Ренессанса, то им не
от чего будет оттолкнуться. А вообще, художники, как и поэты, призваны
беречь души так же, как врачи стоят на страже здоровья, а военные
обеспечивают физическую безопасность. Переоценить это невозможно. Именно
поэтому искусство обязано созидать, а не разрушать.
- Ты ещё преподаешь академическую живопись в Костромском государственном университете?
-
Да, в Институте культуры, это мне интересно. Когда ты учишь – сам
движешься. Ещё мне хочется, чтобы студенты получили то, что в свое время
не получил я, и хочется подарить им ощущение удовольствия от процесса.
Для начинающего художника очень важно пройти некую школу. Большинство же
хочет все и сразу, а самые талантливые ребята вечно занимаются всем,
чем угодно: рок-н-ролл, катание на скейтборде, фотография – всем, кроме
академической живописи. Конечно, и в нашей жизни есть место «ван гогам»,
есть исключения, но они скорее подтверждают правила. Меня, кстати, в
своем время тоже выгоняли с 4ого курса за то, что уехал играть в Москву в
команде КВН. В направлении художественного образования останавливаться
не хочется, поэтому я постоянно провожу разные мастер-классы с детьми и
взрослыми, а благодаря моему другу, скоро в Костроме открывается
художественная школа «Акварель», к которой я буду причастен и этому
очень рад.
- Видно, что ты живешь своим делом и отдаешься ему без остатка, что художник в твоем случае – это призвание.
-
Я ощущаю это своего рода миссией своей. Дело это передалось мне от
отца. Он тоже художник, большой мастер, пишет фрески, иконы, занимается
росписью храмов в Нижнем Новгороде. И я, конечно, ощущаю
преемственность. Он и поддерживает, и главный критик, всегда может
подсказать, потому что багаж знаний и жизненного опыта очень большой. -
Кострома – красивый город и, наверное, благодатный для этюдов? -
Москвичи очень любят Кострому. Я иногда дразню своих друзей оттуда и из
других городов съёмками местных пейзажей – пусть приезжают и пишут. Сам
тоже люблю ездить. Недавно вернулся из Санкт-Петербурга с Всероссийского
пленэра и Международного пленэра «У стен древнего Кремля», посвященного
840-летию Коломны. Были художники из Сербии, Англии, России. Почти
сразу отправимся в Волжский прибой. Там будет группа американских
художников-реалистов, будем вместе писать и обсуждать, куда катится
искусство. И еще в рамках этого пленера у меня откроется персональная
выставка живописи в Доме музыки П. Герштейна. На которую я всех милости
прошу. Вообще, хочу сказать: ходите в музеи, смотрите искусство, любите
жизнь, держите глаза открытыми. Ведь даже в самом, казалось бы, обычном
можно увидеть красоту. Прислушивайтесь и верьте себе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 10
В Вашем творчестве есть
какая-то скрытая сила, скромность и величие, полное ощущение неги и красоты, сдержанность.
Вы замечательный, талантливый, восхитительный художник и мысли у Вас чистые и
светлые. Удачи Вам во всём!
Масленичная неделя
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка ко...Ещё
Масленичная неделя
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!