(Из романа «Идиот» Ф. М. Достоевского)
В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он громко всем, — князь утверждает, что мир спасёт красота!
А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблён.
Господа, князь влюблён; давеча, только что он вошёл, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасёт мир? Мне это Коля пересказал...
Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».
***
Ф. М. Достоевский был далёк от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает главному замыслу романа — создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».
Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле». Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасён, и спасёт его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях). Разумеется, в одночасье это не произойдёт — нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот».
Писатель в своём толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное — это символ морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасёт, то в романе «Бесы» логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм.) убьет...»
Текст - "Энциклопедический словарь крылатых слов".
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ,
как видите, Фёдор (Божий дар)
Достоевский не просто писатель,
а писатель-филосов, обладающий пророческим даром, выраженным
в художественной форме.
Это по-своему, как и у Мишеля Нострадамуса, зашифрованные предсказания будущих событий, что относительно нашего времени уже произошли и происходят, или ещё произойдут. Вот почему есть читатели, которые любят перечитывать
те произведения Достоевского, в которые автор вложил пророческие мысли. Эти мысли-предсказания ещё надо разгадать, а с одного прочтения редко когда получается. Вот, в хорошем смысле, и "подсаживаются" на Достоевского некоторые литературные критики (достоеведы) и просто дотошные читатели.
В данное время, по моему мнению, человечество буквально находится в процессе выбора по Достоевскому:
МИР СПАСЁТ КРАСОТА ИЛИ НЕКРАСИВОСТЬ УБЬЁТ.
Вот и "Борется Дьявол с Богом, а поле битвы сердца людей". Победят ли живущие по чести и совести или те, чей девиз: "Бога нет, всё позволено". Опять же много колеблющихся, живущих на грани добра со злом по-раскольнически:
"Тварь я дрожащая, или право имею."
Дьяволу в любом случаи надо забрать себе как можно больше колеблющихся душ, а ранее падшие души и так уже его. Если вы относите себя к колеблющимся - знайте сейчас ваш последний выбор.
Да, это действительно КОРОННЫЙ ВЫБОР!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3