В 1980году в республиканском журнале «Агидель» в третьем номере на башКОРТском ЯЗыке в городе Уфе опубликовали одну из работ московского ученого, доктора исторических наук Г.Н. Матюшина.
Согласна проделанной им работы, мною уважаемого ученого Г.Н. Матюшина, неопровержимо им доказан, что территории Абзелиловского и Учалинского районов БашҠОРТоСТАНа были густо заселены и в древние времена.
Так на озере ҠАРАбалыҡты оказалось более двадцати стоянок каменного века, на озере СУРтанды было более десяти стоянок, на озере Яҡты-Ҡуль (Банное) было более десяти стоянок, на озере Сабаҡты было семь поселений, на озере Чебар-Ҡуль (Давлетово) было восемь стоянок.
Во время раскопок на озере ҠАРАбалыҡты в 1962 - 1968 годах на длинном мысе западного берега озера, слой за слоем, были обнаружены: сАР-МАТская (СИРеүМАТская) культура древностью в 2500 лет, СУР-тан-дин-ская культура 6 -7 тысячелетней давностью, далее, шёл слой 15 тысячелетней давностью и на самих скалах были найдены орудия 100 тысячелетней давностью.
То есть, в Абзелиловском и Учалинском районах БашҠОРТоСТАНа, люди жили и в раннепалеолитическое время.
Что же привлекало древних людей на озёрах Башкирского Зауралья? Естественно, СВЯтость мест и яшма. Такого твердого и красивого камня редко где можно найти. В то время яшма Башкирского Зауралья особо ценилась древними людьми как самый лучший материал для изготовления орудий, хотя, яшма имелась и на АлТае. Так на яшмовом поясе Башкирского Зауралья по сей - день существуют такие поселения как Таштимерово (Село железного камня) и село Ташбулатово (Село булатного камня).
Древние люди озёр Яҡты-Ҡуль (Банное), ҠАРАбалыҡты, СУРтан-ды одомашнили диких лошадей уже 6 -7 тысяч лет назад. То есть самую древнюю лошадь одомашнили именно в Башкирском Зауралье.
В Башкирском Зауралье, из-за увлажнения климата, наблюдались и неоднократные подъёмы воды. С подъёмом воды, древние люди, снимались с насиженных мест и уходили вглубь территории современного БашҠОРТоСТАНа. Когда же климат изменялся, древние люди, вновь, возвращались в Башкирское Зауралье. Именно о таких явлениях природы повествуется в предании нашего племени о богине Ауыр-Зат, которая была перевезена на РаКушке бога Зәмhәрир к месту АРз ( АРья) к комплексу гор Ятыш - Атас. То есть в каждом наименовании скрываются периоды сильнейших климатических увлажнений Башкирского Зауралья.
Около 5 – 6 тысяч лет назад наблюдалось и сильное увлажнение климата на всей территории Евразии. Последнее увлажнение климата в Башкирском Зауралье наблюдалось около 5 тысяч лет назад.
Когда из Башкирского Зауралья люди внезапно исчезали, так же внезапно появлялись множества стоянок на соседних и удаленных от озёр местах. Такие внезапные заселения происходили по берегам таких рек как: УРал, Малый Кизил, Уй, Юрюзань, Ай и т.д.
Именно такое направление переселений древних людей были не случайны, так как человеческая память еще хранила память о глобальной катастрофе, которая произошла во время резкого смещения планетарной ОСи ЗЕМли. Тогда, планетарная ОСь ЗЕМли находилась на координате 55 градусов с. ш. и 175 градусов в. д.
После резкого смещения планетарной ОСи ЗЕМли, менее подверженным к остаточным явлениям глобальной катастрофы, оставались территории только на координате между 52 градусов и 56 градусами с. ш. и между 56 градусами и 60 градусов в. д. То есть на территории современного БашҠОРТоСТАНа (смотрите мою публикацию на стр.7 в номере 23 «Седой УРал», независимой газеты «Вечерний Магнитогорск», работа от 18.09.04 г.).
Для доктора исторических наук Г.Н. Матюшина остался загадкой, отсутствия каких - либо погребений яшмового пояса на протяжении десяти тысяч лет. То есть, люди жили, а погребений не было, и нет.
Согласно народной памяти башҠОРТов Башкирского ЗаУРалья, у предков башҠОРТов тогда не практиковался ОБряд захоронения. Захоронения производились только в особых риТУАЛьных случаях.
Древние люди Башкирского Зауралья своих покойников кремировали на горе Уле-Утәүсе-Тау (Маячная гора). Подобные кремирования покойников проводили и у речки Утәгән и на Аркаиме (дальний могильник падших), но, только с одной разницей, что, там кремировали именно падших людей, очищая их прах, сжиганием КАРАғанки (крушина/ чилига: «вот отсюда у древних и пошло как, всякий мусор, выметать именно ЧИЛИГОЙ»).
Сегодня, потомки тех, которые осуществляли очистиТЕЛьный ОБряд кремации падших, проживают в селе Утәгән Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН.
Название как «Ула-Утассе-Тау», в правильном произношении как «Yле-Утәусе-Тау», буквально понимается как «гора кремирования покойников», где «Yле» буквально как «МЁРТвый», а «Утәусе» означает как «сжигающий». Но, определение как «Yтәүсе» буквально понимается и как «исполняющий» и как «исполниТЕЛь». То есть понимается как «гора исполняющий волю МЁРТвых» («МӘРТ» с башк. как «ЛЕТАРГИЧЕСКИЙ СОН»).
Гора имеет и второе и третье названия как «Мейес Яҡ» (Маяк) и как «Мәйет Яҡ», что буквально понимается как «Печная грань» и как «Гребень праха», где «Мейес» буквально означает как «Печь», «Мәйет» - как «прах», а «Яҡ» буквально понимается как «грань» и как «гребень». То есть понимается как «Гребень печей» и как «Гребень покойников».
На одном из возвышенностей комплекса гор Ятыш-Атас, под номером «6», имеется алтарь, в котором проглядывается тема 100 тысяч летней давности. Сам алтарь, с боку, по конфигурации, напоминает белого медведя, вытянувшего мордочку к медвежонку.
Действительно, 100 тысяч лет назад Большая Медведица имела именно такой контур расположения звезд, чем сегодня. Согласно мифологеме Башкирского ЗаУРалья, медведицей на алтаре является молодица по имени как «ҠИЛ-ЕН-сәҡ», а медвежонком является младшая служанка по имени как «ҠИНйә- СУРа».
Согласно мифологеме, ҠИЛЕНсәҡ является дочерью болтливой тараторки Лыҡылдаҡ. Дочь Лыҡылдаҡа, ҠИЛЕНсәҡ, пристрастилась к охоте на горе Берйөҙҙөҡке (как «почитаемое»/сегодня как «Березка»).
Данная страсть принудила ҠИЛЕНсәҡ последовать за блаженной и помешанной Диуаной, которая устремилась ( АРт-ТАВан/ АРтемида) на охоту. Диуана не запрещала ҠИЛЕНсәҡ следовать за собою, так как характер ее соответствовало ее характеру. По истечению некоторого времени, ҠИЛЕНсәҡ соблазняется Урал-батыром (Зевс-патер/ Ю-питер/ Дьяус-питер).
Незадолго до родов, когда ҠИЛЕНсәҡ осуществляла омовение на речке (сегодня это маленький ручей между ОБ-СЕРваТОРией: возвышенность номер «8» и, возвышенность номер «6», где древний алтарь с темой 100 тысяч летней давностью), её выросший живот увидела Диуана, которая, лишив ҠИЛЕНсәҡ девичьей внешности, превратила её в медведицу («Ай-йыу», буквально как «Луна! Очистись, отмойся»/ «Ай-йыу», с башк. как «медведь»).
В Башкирском Зауралье подобных мифологий немало. Они своими корнями уходят в глубину древности.
Согласно мифологеме Башкирского Зауралья, каждые 12 лет древние люди подымались к ОБ-СЕРваТОРию (СЕР-КӘш/ ЧЕР-КЕсская обл./ СЕР-ко, первопредок УКРАинцев/ под этим именем известны башКОРТы) комплекса гор Ятыш-Атас, чтобы ОПределить положение Ю-питера ( УРал- батыра) по звездному небу.
Также наблюдали и расположения СОЗвездий по звёздному небу, а в светлое время суток, и высоту подъёма Солнца (экспонат «16»).
На ОБ-СЕРваТОРии (СЕР-КӘш/ СЕР-КО) имеется метка-алтарь, которая имеет связь с ОСновным алтарем возвышенности номер «6», где мордочка медведицы-волчицы, направлена в сторону появления Большой и Малой Медведиц (ЕТЕгән). Под мордочкой медведицы-волчицы, проглядывается образ служанки ҠИНйә-СУРа (экс. «12»/ ҠОРТҡатабыныу). Именно на данной метке алтаря, при определенном положении СОЗвездий медведиц, в апреле месяце, через каждые 12 лет, должен соответствовать планете Ю-питер (Урал-батыр).
Через каждые 820 лет в апреле месяце шли грандиозные шествия к комплексу гор Ятыш-Атас.
К этому Великому дню, каждая женщина, старалась приУРочить рождение своего сына-первенца, так как именно родившегося мальчика в этот Великий момент, когда Луна (Ай) закроет Ю-питер (Урал-батыра), считали посланником Великого Бога (первопредок) и царём всех царей. В этот день в ложбине у возвышенностей под номерами «21» и «7», семь дней играли Ҡ-УРа-ИСты (ИСт-як), так как считалось, что Ю-питер (Урал-батыр) посетил родной очаг (уҫаҡ) и отдыхает.
До нашего летоисчисления, такое совпадение Ю-питера (Урал-батыра) с Луной, приходилось на 17 апреля 6 года до нашей эры. Вот с какого момента должно было вестись наше летоисчисление.
На комплексе гор Ятыш-Атас, гора под названием как «Березовая», своим возникновением, обязана именно башҠОРТской мифологии о ҠИЛЕНсәҡ. Само название как «Березовая» возникла от башҠОРТского восприятия данной мифологии под определением как «бер-йөҙлөҡ», где как «бЕР», в сочетании с именами существиТЕЛьными выступает в роли неопределенного АРТиКУЛя (Ҡиленсәҡ лишается девичьей внешности и превращается в медведицу).
ОПределение же как «йөҙлөҡ» у башҠОРТов понимается как «оболочка плода в утробе матери», в данном случае, в утробе ҠИЛЕНсәҡ. Под ОПределением как «йөҙләу» у башҠОРТов понимается как «заделывать» и как «сглаживать» (что-то). В мифологии, ҠИЛЕНсәҡ старается скрыть свою беременность от Диуаны.
Под ОПределением как «йөҙөҡ» у башҠОРТов понимается как «перстень», в мифологеме, ҠИЛЕНсәҡ соблазняется Ю-питером. Под ОПределением как «йөҙөу» у башҠОРТов понимается водоем, где можно поплескаться и окунуться, по мифологии, незадолго до родов, ҠИЛЕНсәҡ, на речке осуществляет омовение. Под ОПределением как «йөҙәу» у башҠОРТов понимается как состояние человека как «уставать» и как «измучиться» (от надоедливых упрёков и приставаний Диуаны), также, понимается и как «теряться от волнения и стыда», в мифологии, Диуана лишает ҠИЛЕНсәҡ девичьей внешности и превращает её в медведицу («Ай-йыу»: как «Луна! Отмой!»).
То есть, именно в определении как «бЕР-йөҙлөҡ» (Березовая) заложен весь пересказ и понимание всего сюжета мифологии о ҠИЛЕНсәҡ, а в башҠОРТском ЯЗыке, сюжет мифологии, заСВИдеТЕЛьствовался и закрепился под восприятием значений таких слов как: йөҙлөҡ, йөҙләу, йөҙмә (ле), йөҙөҡ, йөҙөу, йөҙәу и т.д.
О происхождении озера ТУРғояҡ, тоже ходят легенды, и, порой, сомниТЕЛьные, за уши притянутые сочинения наших современников, рассчитанных, для наивных людей, которые, не имеют и понятия о нравах и обычаях коренного народа края. Естественно, тут главную роль играет и их ЯЗыковая неграмотность и полнейшая неграмотность по многим вопросам касающегося именно коренного народа края.
Во все времена, на УРа-ле, ставить ҠРЕСТ (КОРЫСТЬ), у коренных народов УРа-ла, считалось, как осквернение СВЯтого (ВӘЛИ/ ВЕЛИкий) М-еста. Даже в Древнем Риме, распятие на ҠРЕСТе, считалось позорной сМЕРТью.
Если случалось у башКОРТов, что, кто- то, ОПозорил свой род, сородичи выстраивались в две шеренги и, под ударами плеток, прогоняли ОПозорившего род сородича с родового селения. При этом, ОПозорившего род сородича, с плетью, вдоль хребта, стегал старший рода, а стоящие в шеренгах, стегали плетью, поперек хребта. Это понималось, как ставить ҠРЕСТ (КОРЫСТЬ) на ОПозорившего род сородича.
После всех этих церемоний, на груди ОПозорившего свой род сородича, вырезали ҠРЕСТ, то есть, ставили клеймо позора. Поэтому, староверы, зная обычаи и нравы коренных народов УРа-ла, всегда обходили УРа-л и, смогли ОБосноваться только в С-ИБИР-и (С-АБИР/ Ц-АБАР/ С-АБР/ Х-АБР/ Х-АБАР/ Х-АБИР: как «ИЗРАИЛЬТЯНИН»).
Для того, чтобы отпугнуть чужаков от СВЯтых (Вәли) М-ест озера Т-УРғояҡ, коренное население рассказывало чужакам, что, мол, в озере живет б-ӘРе («В-ЕР-а»: как «нечистая сила») и, что она мол «б-ИРән» (ненасытная и прожорливая) и «б-УРеҫ» (злая и коварная). Степень прожорливости б-ӘРе (В-ЕРы) всегда соизмеряли как с б-ИРнә (приданым невесты).
Согласно одной из башҠОРТских легенд, до острова Вәли (В-ЕР-ы) ведёт дорога б-ИРсә (рубленая, нарубленная), которая, когда прорезает воды озера Т-УРғояҡ, озеро Т-УРгояк всегда залечивает ОБразовавшийся рубец.
На самом деле, легенда передает о колебаниях УРовня Мирового океана, тесно связанного, с изменениями климата на ЗЕМле. То есть, дорога б-ИРсә, служила древним, своего-рода, шкалой, при ОПределении ими, изменениях климата на УРале (см. работу от 12. 03. 04 г. «До исхода в Рай 13 млн. лет»).
Среди легенд, более заслуживает внимания башҠОРТская легенда о всаднике, который, на скаку, резко остановил КОНя («КӨН” с башк. как “Солнце”/ НЕБЕсное ТЕЛо).
Если брать во внимание археологические экспонаты деревни Теляшево Абзелиловского района БашҠОРТоСТАНа, то, фигурки приматов, пантеры, лам и сюжеты рисунков, где люди охотятся на динозавра, который вымер 50 млн. лет назад (подобные сюжеты рисунков встречаются и в Перу в местечке Ик-а), могли изготовить только с натуры ОБитавших там животных. Тогда получается, что район деревни Теляшево, когда-то располагался именно в районе экватора. Тогда получается, что блуждание полюса ЗЕМли располагалось именно в районе континента Австралии.
Такое положение полюс ЗЕМли имел в течение всего каледонского ГАЛАктического года (510 – 370 млн. лет назад). Но, 370 - 330 млн. лет назад, что-то произошло, так как, полюс ЗЕМли, резко сместилось в сторону К-АМчатки (К-ЕМи/ Мы Сыр/ Мисор/ Египет).
Возможно, ответ на эти события мы найдем на Северо - Западном котловине Тихого океана, куда упали осколки небесного ТЕЛа, которая, в плотные атмосферы ЗЕМли вошло на координате 60 градусов северной широты и 120 градусов восточной долготы (район Республики Саха).
Тут и ответ, что положило к началу раскрытия озера Байкал на месте существовавших в древности трех крупных водоемов, предшественников современного озера Байкал. Так что, нет случайностей в том, что, становление озера Байкал, башКОРТы увязывают и с появлением озера Т-УРғояҡ.
После падения этого небесного ТЕЛа, полюс ЗЕМли, из области Южного полюса, переместилось в район Австралии, затем, в район Гудзонова залива Северной А-МЕРики (Шу-МЕР).
Это СВИдеТЕЛьствует и ОБнаруженный в Китае бронзовый шар, где, на КАРТе ОБозначены, звездное небо ОБеих полушарий наблюдаемых тогда именно на территории КИТая (ҠАТай/ ҠАТолиҡ/ КЫТай/ КУТий/ ҠОРТ). Но, эту ҠАРТу звёздного неба, можно было составить, если территория КИТая располагалась бы именно в экваториальной зоне.
Согласно же находке водяных часов, которое покажет точное время, если Египет (К-ЕМи) будет располагаться именно на экваторе, получается, наш Южный УРал, в то время, находился именно в зоне Северных тропик.
Уже 190 - 160 млн. лет назад, полюс ЗЕМли, почему-то, начал откатываться назад в акваторию Северного Ледовитого океана. Возможно, этому способствовало небесное ТЕЛо, которое, в плотные атмосферы ЗЕМли вошло на координате 20 градусов западной долготы и 10 градусов южной широты (вблизи Бразильской котловины) и, после сильного взрыва, расколовшись на четыре части, одна, образовала Северо-Американскую котловину, другая - котловину Зеленого Мыса, третья - Аргентинскую котловину, четвертая - озеро Т-УРғояҡ.
Чтоб вызвать взрыв такой мощности, необходимо столкновение с другим, целенаправленно движущимся ОБъектом, начиненного зарядом большой силой поражения, и, такой объект должен был двигаться именно со стороны околоЗЕМной орБИТы и именно с Юго - Востока.
Именно этот взрыв стал причиной перемещения полюса ЗЕМли из области Гудзонова залива Северной Америки в область Северного Ледовитого океана и, перемещения экватора ЗЕМли с районов территорий Египта, Китая и ПЕРу (МЕР-у/ Э-МЕР/ Ш-у-МЕР/ А-МЕР-Ик-а), в район нынешнего положения экватора ЗЕМли. Естественно, это вызвало и раскрытие Северной Атлантики и разворота Африки (до 80 млн. лет назад) против часовой стрелки.
Вот почему в башҠОРТской легенде, появление озера Т-УРғояҡ ОБъясняется, вставшим резко, на четыре копыта, КОНём, которого остановил всадник (КОСмический ОБъект).
То есть, согласно легенде, полюс ЗЕМли именно после этого был окончаТЕЛьно привязан в одну область блуждания. Это подтверждается и тем, что полюс ЗЕМли с ранней юры, около 168 млн. лет назад, до наших дней, проходя с запада на восток, по ОСи вращения, сместился более чем на 20 градусов. Не случайно же на территории нынешней деревни Теляшево Абзелиловского района БашҠОРТоСТАНа, древние люди, изготавливали каменные скульптуры плезиозавров того периода времени. Подобные скульптуры плезиозавров могли изготавливать только с натуры живого плезиозавра.
О том, как люди того времени охотились на динозавров вымерших 50 млн. лет назад, мы можем судить по рисункам, которых находят в Перу в местечке под названием как «Ик» и в деревне Теляшево Абзелиловского района БашҠОРТоСТАНа. Кстати, на западе БашҠОРТоСТАНа, по территории шести районов, течет река под названием как «Ик».
На левом б-ЕРегу («ЕР»: как «ЗЕМля») Ая, выше устья РЕКи (аРЫК) Сатка, к Северо-Западу хребта Башуҡты, на границе БашҠОРТоСТАНа с КУСинским (КУСа) районом башҠОРТов Челябинской области, находится гора под названием как «Уара» (745 м.). Под таким же названием как «Уара» ИНкам предшествовала цивилизация под названием как «Уара» на территории современного ПЕРу (МЕР-у/ Э-МЕР/ Ш-у-МЕР/ А-МЕР- Ик-а). Центр культуры уари находился в 240 км. на запад от КУСко (КУСа/ КУСинский р-н), а городище Асан-ГАРо (Әсәң-ГАРд/ «Әсәң-ҠОРт»: буквально с башк. как «Мать ГОРодов») находился в 15 км. от Уара. Языком общения в центре КУЛьТУРы Уара был ЯЗык КЕЧУа, где «КЕШе» с башк. как «человек».
Сегодня в башКОРТском ЯЗыке мы можем найти немало таких общих слов и с ЯЗыка КЕЧУА как: Ari (худой) и - АРЫк (тощий, худой); Acikya (объяснять) и - АСЫу (открывать), АСЫк (внятный, понятный, ясный); Az (небольшой, немного) и - АЗ (незначительно, немного); Bulan (вращать, вертеть) и - БОРАМ (верчу), БОРАН (крутишь, вертишь); Wage (дядя по отцу) и - ВЭГИз (проводник, наставник), АГА (дядя, почтительное обращение); Ipa (сестра отца) и - АПАй (старшая сестра); Qo (гнать) и - КЫу (гони); Kok (небо, небосвод) и КУК (небо, небосвод); Col, gol (спасти) и - КЫЛыс (сабля), КУЛ даш (опора, помощник), КЭЛгэ (крепость); Cunqa (последний) и - hУН (поздний); C’aqla (борода) и - hАКАл (борода); Kel (иди, иди сюда) и - КИЛ (иди сюда, иди); Kэt(уходи) и - КИТ (уходи); Qarwin (пищевод) и - КАРЫН (желудок); Cani (цена) и - hАН (цена, число); Qhacum (сноха, невеста) и - hАТЫН, КАТЫН (жена, супруга); Kasa (перенести) и - КИШэлек (обхват), КИС (перейди), КИСеу (перейти); Misi (кошка, обезъяна) и - МЭСИн (обезьяна), МЭСкэй (обжора), МОСЭл (двенадцатилетний животный цикл); Na (что-то, вещь) и – НЭк, НЫк (именно что-то); Ogri (воровство, вор) и – ОГРО, УГРЫ (вор, жулик); Pak, paki (смотреть) и – БАКтансы (охранник, надсмотрщик); Puz (резать жертву) и – БЫСак (нож), БЫСкы (пила), БОСкак (мех с лапок зверя); Por (сжечь) и – НАР (огонь, пламя), УРт (сжечь), ОРОш (война, битва, сражение); Pus (текущая вода) и – hОЗэу (ловить бреднем), ЙОЗ (плавай, плыви), УЗэн (русло), БУШау (опорожняться), БОС (водяной пар); Poy (игра, игрушка) и – ЭУрэу (увлечься игрой), ЭУэрэ, АУара (увлекаться игрой), ЭУhэлэй (качели), БЭУелсэк (качели, качалка); Sunqa (борода) и – СОНай (человек, с обрезанной бородой), СОНнэт (обряд обрезания), hАКАЛ (борода), ШУНэ (скрученная нить из КОНских волос); Tuku (ударять) и – ТОКОу (ударяться), ТУКмак (КОЛОтушка); Thugu (плевать) и – ТОКОроу(плевать); Tok (ломать, ударять) и – ТОКоу (ударять, стукатся), ТУКмау (наносить удары), ТУКмак (КОЛОтушка); Tawqa (куча) и – ТАГан (опора, треножник), ТАУ (гора); Tata, Tayta (отец) и – АТА (отец), ТАУрат (первые семь дней после сотворения мира), ТАУ (гора); Tsar, Tzap (поймать) и – ТОШАР (опутает, спутает: КОНя), ТОШАУ (путы), ТОША (опутай); Usuk (малюсенький) и – кОСОК (щенок, кутенок) и т. е.
Если будем рассматривать название озера как «Т-УРғояҡ» (Т-УРк-ская страна), в правильном произношении как «Т-УРғы-яҡ», свое название озеро как «Т-УРғояҡ» получило от мест расположений древнебашҠОРТских УКРЕпленных (ӘКРӘ-бә/ УКРА-ина) поселений.
Само же озеро до сих пор является у башКОРТов СВЯтым (вәли) риТУАЛьным М-естом поклона.
У башҠОРТов из шести (Алты-ай) каменистых островов озера, особо почитается остров под названием как «Вәли», искажённого для восприятия Т-УРи-стов как «В-ЕР-а».
ОБычно, такое определение как «Вәли», у башҠОРТов дается к конкретному, значимому ОБъекту поклонения, а ОПределением как «Т-УРғы-яҡ» башҠОРТы ОПределяют территориально-общественный союз (Т-ӨРк-ӨМ/ ОМь/ В-ЫМь/ Т-ОМь/ Т-Омск/ Ак С-УМ). Не случайно название как «ТУРғы-яҡ», в буквальном переводе с башҠОРТского и означает как «Страна УКРепленных поселений» (Страна городов), где под ОПределением как «Т-УРғы» ( Т-ӨРк) буквально понимается как «УКРепленное поселение» (ӘКРӘбә/ УКРАина), а под ОПределяющим как «ЯҠ» буквально и понимается как «страна» (арз/ арья). Именно ОПределяющее как « ЯҠ» и ОПределило территориально-общественный союз (ТЮР-Ҡөм) в понимании как «отдельная страна» и как «государство» в восприятии как «АРҙ» и как «АРйя» (АРий).
Кстати, все АРИЙские ЯЗыки, как и башҠОРТский ЯЗык, являются именно агглютинативными ЯЗыками. Не случайно, слова как «ЯҠ/ АРҙ» и как «АР-йя», именно с башҠОРТского ЯЗыка буквально понимаются как «страна» и как « государство».
Но, в отличие от ОПределений как «АРҙ» и как «АРйя», под ОПределением как «ЯҠ» у башҠОРТов понимается именно как избранность и особое положение территориально-общественного союза (Т-ӨРк-ӨМ). Например, у англичан, ПЭРы ( МЕР города) в пУРпУРных МАНтиях с белыми гОРностаевыми вОРотниками («ЯҠ/ ЯҒа»: как «вОРотник»), при любых ОБстояТЕЛьствах, сохраняют «жесткую вЕРхнию губу» (в древности, тренировали игрой на Ҡ-УРа-е). Не случайно же под этноним как «башҠОРТ» понимается и как «главный над риТУАЛьными ҠОРТами» (площадками).
Не случайно же германо-скандинавы под ОПределением как «ТЬЁД» (ҠОРт) воспринимают именно как«ЦАРСТВЕННЫЙ НАРОД» (СВи-ТЬЁД/ Ш-ВЕД), а древние греки под ОПределением как «Ҡ-ОРт» (Ҡ-УРе-т/ Ҡ-УТи-й/ Ҡ-АТай/ Ҡ-АТолический священник, Ҡ-ЫТай, Ҡ-ИТай) знали именно полуБОГОВ, которые и являлись охраниТЕЛями и защитниками УРа-л батыра ( Зевс-патыра: у римлян: Ю-питера/ у индусов: Дьяус-питер). Позднее, Ҡ-ОРт-ами ( Ҡ-УРет-ами) на Ҡ-ОРт-е (остров Ҡ-Ри-т) стали называть жрецов УРа-л-батыра (Зевс-патера) и Реи ( Рәи-лә).
Справка. Сегодня у итальянцев под ОПределением как «ПАТЕР» (БАТЫР) понимается как «ҠАТолический (Ҡ-УТи-й/ Ҡ-АТа-й) СВЯщенник». В древности, границы ҠИТая простирались на Западе по горам ҠАВҠАЗА. Вот с тех времён на ҠАВҠАЗЕ и ОБосновались предки ЧЕЧЕНцев и ИНГУШей (потомки Х-УРРи-т-ов).
По характеру риТУАЛа, острова озера Т-УРғо-Яҡ являются МӘҒрипным (западным) как и комплекс гор Ятыш-Атас (условно как: МЕГнитная/ МӘҒрипная/ МӘҒдәнная/ МӘҒнитная). Впоследствии, от восприятия риТУАЛьного значения слова как «МӘҒрип» и образовалось такое понимание восприятия как «МЕНГир».
От озера Т-УРғо-яҡ, через перешеек, находится родниковое озеро под древним названием как «ИНеш ( в искажении как «ИНыш»). В древности, данное озеро в риТУАЛьных церемониях являлось изначальным М-естом подхода к началу риТУАЛьной церемонии, как и речка под названием как «КРЕМень» к комплексу гор Ятыш-Атас у возвышенности под названием как «гора ПУГа-чёва» (БУҒа) города МАГнитогорска. Название речки как «Кремень» образовалось от действия церемонии башҠОРТского риТУАЛа у этой речки как «ҠЕРӘМ» (приХОД проХОДа) в понимании как «пост риТУАЛьного очищения».
Именно от данного башКОРТского названия как «ҠЕРӘМ» на исконно исторических землях башКОРТского рода ГАЛИн (ГОЛЯдь/ КУЙява-Киев/ КУЙва/ ГАЛИНды/ ГАЛИчани) на М-есте протока реки под названием как «МӘСкәү”, у нашего рода ГАЛИн (ГОЛЯдь) и находился пост риТУАЛьного очищения под названием как “ҠЕРӘМ” (приХОД проХОДа), впоследствии, преобразовавшееся как “КРЕМЛь” (приХОД проХОДа) и давшее своё название полуострову как “КРЫМ” (приХОД проХОДа) во времена магущества башКОРТского племени ТАМЙАН (Тамань / САКи-МАССа-ГЕТы: башКОРТский род МӘСӘ-ГӨТ племени ТАМЙАН/ Төмень).
В риТУАЛьном значении, название как “ИНеш» понимается как «вводный», а название как «КЕРӘМ» буквально понимается как «приХОД проХОДа». То есть, при данных водоемах, участники риТУАЛьных церемоний, очищаясь, делали свои подношения.
Название горы как «Гора ПАГачева» (БУҒа) возникла от первоначального риТУАЛьного назначения этой горы как «БУҒа» (ҺӘҮер/ СӘҮер), что с башҠОРТского ЯЗыка понимается как «ОСновной» и как «ТЕЛец». Такое же риТУАЛьное значение для озера Т-УРғо-яҡ имели и первоначальные названия речки ПУГачёвка как «БУҒа» и горы ПУГачёва как «БУҒа».
При речке Керем находилось и поселение под названием как «Ҡәрим», где МАСтера (ОПределение как «МАС» с башҠОРТского ЯЗыка понимается как «хорошо и с душой делающий человек») воспринимаемых как «ҠАРАМатами», изготавливали орудия и всевозможную утварь - то есть, как волшебники, творили чудеса.
У башҠОРТов, это заСВИдеТЕЛьствовалось под словом как «ҠӘРӘМәт» (чудо, волшебство), а особые, хитроумные способы удивлять, у башҠОРТов заСВИдеТЕЛьствовалось под словом как «КӨРМәү» в понимании как «завязывающий особый вид морского узла» (узелковое письмо).
В поселении проживали и служиТЕЛи КУЛьта, в то время известные под словом как «ҠАРЫМта».
В их функции входили церемонии одаривания ответными подарками участников риТУАЛьных церемоний. По сей-день у башҠОРТов сохраняется церемония данного вида риТУАЛа. Не случайно в башҠОРТском ЯЗыке понимание данного очистиТЕЛьного риТУАЛа, заСВИдеТЕЛьствовалось под словом как «КУРЕМ» (менструация).
Названия озер ВерхнеУРальского района как «БУҒодаҡ» образовались от первоначального названия как «БУҒа-ТАҠ», что буквально понимается как «главный трон» и как « престол». То есть, у озер БУҒоДАҠ, по нечётным (ТАҠ) числам (вот почему, у ҠОРОНы, именно ТРИ зубца/нечётное), короновались на ҠОРОЛевство на ҠОРОЛтае, по нечётным (ТАҠ) числам, предводиТЕЛи древнебашҠОРТских родов, где, ҠОРОНованному, на голову надевали ТАҠыя (напоминает тюбетейку).
На комплексе гор Ятыш-Атас, место ҠОРОНации, на составленном мною топографической ҠАРТе поКАЗАн монументальным археологическим экспонатом «44». Это «Идол, наблюдающий небесное ТЕЛо», на фотографии, правый фрагмент в головном уборе напоминающего тюбетейку.
Места ҠОРОНования предводиТЕЛей древнебашҠОРТских родов, служили и своеобразными молитвенниками (дәгүәт) для путников. Поэтому, в ОПределении как «БУҒа-ТАҠ» и подкрался элемент БУКвы (понятие как «БӨҠ» с башҠОРТского понимается как «гни, загибай, закручивай») как «Д» (Д-АҒа: Д-ОРо-ға) за место элемента как «Т» ( ТАҠ, ТАҒ: Т-ОРо-ға). Впоследствии, Д-ОРОжные молитвенники заменились «подҠОВАми» (Д-АҒа) на счастье.
Молитвенники, по своей значимости, подразделяются на несколько типов.
Более значимые молитвенники, имеющие божественную силу, СВЯзывают с ОПределением как «Т-АУ», например: у башКОРТов «Һ-ӘҮер» как «ТЕЛец», у французов «Т-АУрас» как «ТЕЛец», «САВр/ С-ӘҮер» у башКОРТов название второго месяца солнечного года, «С-АВро-мат» - одно из названий башҠОРТских племён, «Т-АВр» - горный хребет в Т-УР-ции/ Кен-Т-АВр/ М-ИНо- Т-АВр/ Т-АВрида/ Т-АУрат и т.д.
Под понятием как «Т-АУ» древние египтяне (К-ЕМи, Мы Сыр, Мисор) понимали границу между двумя формами существования человеческой жизни, то есть - ЗЕМной и загробной. Это ярко проглядывается на комплексе гор ҠЫРҠты-Т-АУ Башкирского ЗаУРалья в районе деревни ТЕЛяшево на древнем комплексе алтаря древних башҠОРТов ЭНки (Верховный бог) и на комплексе алтаря речки под названием как “АНАЛыҡ» находящегося на южном склоне горы под названием как «Ҡәҙим», поСВЯщенного речке АНАЛыҡ.
Это заСВИдеТЕЛьствовалось в башКОРТском ЯЗыке под словом как «ӘННӘ» (дет. как «мама») и как «ӘНӘЙ» (мама).
Согласно СВИдеТЕЛьства финикийцев, способ письма был изобретён Т-АУ-том (Т-а-АУ-тусом), которого египтяне знали и как «ТОТ» (САМОДЕРЖЕЦ).
В Башкирском Зауралье весь комплекс гор ҠЫРҠты-Т-АУ усыпан фрагментами именно такого способа письма, которого изобрел Т-АУт (ТОТ). Не случайно название как «Стоун-хенд-ж» в буквальном переводе и означает как «Треножный (Стоун) город (хенд-ж)», а название как «ТАҒан- Ай» (ТАҠ/ ТАҒ-ан) буквально и понимается как «Тренога Луны» (ҠОРОНа Луны). То есть ОПределяет понятие нечётности (ТАҠ/ ТАҒ-ан/ ТАҒан-рогский залив).
Не случайно в башҠОРТском ЯЗыке появилось понимание слова как «ТАҒ-араҡ» понимающегося как «специальная корыта для ОБмывания покойников» (на комплексе гор Ятыш-Атас, это монументальный археологический экспонат «3») перед отправлением к Всевышнему. В то время, для переноски покойников, предки башҠОРТов использовали приспособление воспринимающегося под словом как «ТӘГәр-МӘ-С» (колесо), где под ОПределением как «ТӘГәр-т» понимается как «ҠАТи», а под ОПределением как «МӘ-С» ( МӘ-Сит) понимается как «покойник после отпевания». Только у башҠОРТов понятие колеса как «ТӘГәр-МӘ-С» увязывается с перевозкой покойника.
Впоследствии, эти колесницы стали использовать и для вывоза погибших воинов племени с поле брани, ЧТО И СТАЛО ТОЛЧКОМ К ПОЯВЛЕНИЮ И БОЕВЫХ КОЛЕСНИЦ.
Не случайно башҠОРТы под ОПределением как «ҠОЛАСай» воспринимают именно “ЛОШАДЬ», а под ОПределением как «ҠОЛАС» буквально понимают именно как «ОХВАТ». Всё это СВИдеТЕЛьствует, что слово как «КОЛЕСо», это чисто башКОРТское слово.
Со словом как «ТАҒ-ат» в башҠОРТском ЯЗыке увязывается и понимание как «послушание, повинность и покорность» перед взором Всевышнего. А под словом как «ТАҒ-ара» у башҠОРТов понимается как «палочка, прибиваемое к внутренним стенкам колодочных и кувшиноподобных (из глины) ульев» на которых пчелы строят соты.
В древности, у путников молитвенники увязывались с понятиями таких ОПределений как «ДЕҠ» и как «ДЬЯИҠ» (река Яиҡ), например: Ирән-ДЕҠ/ Д-АҒа (подҠОВА) и ДӘГү-әт (ҠАРА-ДӘГү-әт/ «ҠАРАдырка»: как «человеческий молитвенник»).
На комплексе гор Ятыш-Атас, согласно заложенных в ней тем в монументальные археологические экспонаты комплекса гор Ятыш-Атас, существовали и более древние риТУАЛьные названия. Так, места расположения (см. составленную мною топографическую карту) монументальных археологических экспонатов 36, 37, 38, носило свое первобытное название как «САХРа-ди» (СОХРа-ни).
Места расположения монументальных археологических экспонатов 43,44,45,46 и 65,66,67,68,69 носили свои древние названия как «ҠӘҘим». Но, места расположения монументальных археологических экспонатов 65,66,67,68, 69 имели и СВОю СВЯтость под ОПределением как «МӨКӘДдәс».
Места расположений монументальных археологических экспонатов 53,54,55,56,57,58,59 и 70,71,72, тоже обладали СВОей СВЯтостью под ОПределением как «МӨКӘДдәс».
Пометку СВОей СВЯтости М-еста как “МӨКӘДдәс» имело и М-есто расположения экспоната «74».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 10