Уже несколько раз посетила художественную выставку на тему: «80 лет вместе» в музейном комплексе имени И.Я. Словцова с большим удовольствием и хорошим настроением.
Надо сказать, что выставка фундаментальная и масштабная, охватывает период творчества за 80 лет, начиная с 1944 по 2024 годы. Как отметил, на открытии выставки, Председатель Союза художников, А.С. Новик, что еще шла война, была разруха и голод, но художники работали по отражению героизма людей как на фронте так и в тылу. Картины художников ярко показывают послевоенную жизнь, освоение Севера, быт геологов, красоту северных пейзажей и нашей Тюмени.
Долго и внимательно рассматривала картину Овчарова В.П. «Портрет Героя Социалистического Труда Льва Ивановича Козодоя», суровый реализм, четкое сочетание цветов, выписаны все детали, мощная перспектива, картина очень динамична и интересна. Рядом с ней полотно Бочанова Г.С. «Обновленный край», масштабная работа с хорошей перспективой и точно выписанными деталями, отлично сочетается с изображением Овчарова В.П.. Надо сказать, что подбор картин в экспозиции очень удачный и гармоничный, но было несколько неясностей для меня в жанровом сочетании.
В следующем зале картины пейзажистов с родными нашими улицами и домами. Всегда любуюсь работами А.В. Васильева, свежими и солнечными, недаром он родом из средней полосы России, из г. Галича Костромской области, где реки, растительность и солнце ярче и богаче Сибири. Завораживают его картины «Тобольский дворик» и «На Береговой», представленные на выставке.
Очень обрадовалась, увидев картины А.П. Митинского, нашего учителя рисования и черчения в средней школе 50, а так же организатора и первого Председателя союза художников в Тюмени.
А.П. Митинский отображал в своих работах красоту, уклад и жизнь провинциальной Тюмени без лишней яркости, так как сдержанность характерная черта его творчества. На представленных работах «Последние дни весны» и «Золотая осень», так выразительны и неповторимы его черточки, столбики, присущие только ему, как знаменитые его светотени. Сейчас изучают технику рисования художника и не называют её самодеятельностью, что приходилось ему слышать в 50-годы от молодых, строптивых художников, о которых уже не помнят, а вот картины А. Митинского уже классика.
Сюжеты представленных картин разнообразные, житейские, новостройки, натюрморты и пейзажи. Мои внуки, сразу оценили картину Суханова П.Г. и позвали меня к ней это- «Книги в тундру»», посчитали, что 12 персонажей с нетерпением рассматривают книги, часть заносят в помещение, разглядывают привезенные глобусы и внук громко заявил, что тринадцатый мчится на трех оленях, чтобы не опоздать. Вспомнили, как порой они не хотели читать книги, а тянулись к планшету, компьютеру или телефону, но с активностью работали с интерактивным глобусом, выписанным из Москвы. Также с радостью встретили картину Тобольский кремль, узнали его, так как уже три раза были в этом городе.
Долго стояла у работ художника Ю.А. Рыбьякова, где так тепло изображены старые дома нашего города. Ю. Рыбьякова называют художником дождя, но на выставке все работы отображены в хорошую погоду. В последние годы Ю. Рыбьяков всем нам запомнился в сером жилете, с пушистой бородой и копной волос. Однако, Федоров О.Ю. изобразил Юрия Антоновича с такой окладистой бородой, почти как у Хемингуэя, правда, у него она было более округлая, очень выразительным взглядом, в интересной цветовой гамме, что очень гармонирует с рамой портрета, сосредоточенность художника и весь облик притягивает окружающих. Очень красивый портрет. Жаль, что Ю.А. Рыбьякова уже не увидим выступающим на выставках, дающего интересные советы, но память о нем сохранят его картины.
Мне очень нравятся работы Юдина Ю.Д. с характерной манерой его письма, как я называю «дымкой», связанной с тончайшим переходом света, широкими мазками, объёмностью пространства и движением воздуха, все это черты русского импрессионизма. Замечательная его картина «Апрель», цветовая гамма неба восхитительная, яркая крыша дальнего дома и дверь у крыльца притягивает взгляд, движение ветра и его порыв прекрасно отражен масками дерева и чудо крылечко с витиеватым украшением, очаровательно.
Первое женское лицо на этой выставке я увидела также в работе Юдина Ю.Д. в его картине «В старом городе». Та же манера письма, воздушная, легкая, множество пастельных оттенков, что украшает работу, нежное женское лицо и воспоминания из старого города, так мне показалось.
Не прошла мимо картины М. Гардубея «Тюменский модерн», сколько я видела изображений этого дома на улице Герцена, но все были тусклые и дом ели живой, здесь он представлен в яркой цветовой гамме, с замечательным окном, еще не потерявший силу и красоту. Это как память, что такие дома были в Тюмени.
В следующем зале удивили картины наших корифеев Овчарова В.П. и Шруба О.П. со своей тематикой и манерой письма. Оба практически одногодки, свидетели одних событий, но Остап Павлович прожил на восемь лет дольше и всегда они были оппонентами друг другу. Оба реалисты, но у Шруба О.П. выражена более ярко цветовая гамма, что видим на представленных картинах, посвященных разработке недр в добыче нефти. Очень меня впечатлила картина В.П. Овчарова «Первая нефть», как сюжетной линией, так и композицией. На картине изображены первопроходцы нефти, лица узнаваемые. Картина очень реалистична, большого формата, смотрится хорошо.
Вот мы в зале, где представлены три картины А. Новика. Впечатлил натюрморт с чайником, мне напомнил черты кубизма, но без ломаных линий, выразительны тени от предметов и хорошее сочетание цветовой гаммы. С радостью узнала, как знакомого, картину «Старый дом». Для меня этот дом воспринимается как разная жизнь людей, как эти окна дома. У одних она серая, у других радостная, одни закрылись от мира и суеты, у некоторых вспышки радости, но двери все закрыты и даже будка без собаки. Дом невесом, вокруг галактика.
Продолжала искать картины А. Новика с загадочными, завуалированными дамами, на которых интересно смотреть и даже разговаривать, но их нет. Почему- то очень мало женских портретов и картин с ними?
Очаровали картины Газеевой А.Н. «Тени натюрморта» и А.И. Мурычева «Старая Тюмень». Часто картину А. Мурычева относили к улице Герцена, теперь точно знаем, что это улица Перекопская, написано автором на углу дома. Внучка Евочка, уже высмотрела картину Бобер В.А. «Майский день», яблоневый сад, весна, солнце. Евочка часто пишет пейзажи и эта тема ей интересна. Вскоре подбежал внук со словами: «Я нашел» и повел нас к работам Чугунова А.С., да этот художник монументалист, все его работы- это экспрессия цвета, локальность, некая упрощенность, но привел нас к работе с женским лицом и называется она «Мечтательница». Да такая девушка добьётся своего, у нее несгибаемая шея как и тугая коса, сжатые губы, острый подбородок, сосредоточенный взгляд чуть раскосых глаз и некая отрешенность.
Зато на другой стороне увидели другой женский облик в картине Глухова В.И. «Зульфия и колхозник». Очень жаль, что на выставке только одна картина этого художника, очень колоритного по цвету, с большим юмором и разнообразными сюжетами, метанием между постичь любовь к Тюмени и не забыть родной Таджикистан. «Зульфия и колхозник» это библейская притча о Сусанне и старцах, рассказанная на среднеазиатский лад. Сам автор говорил, что большая красивая, синяя женщина это есть Таджикистан. И правда, фигура женщины прорисована восхитительно, смотреть не насмотреться, не даром колхозник пораженный её красотой, падает ниц с глазами, выходящими из орбит и открытым ртом. Мне бы и понравилось название «Наяда» - мифическая женщина, очень красивая и привлекательная с распущенными волосами часто гуляла и отдыхала на лугах близ водоемов на зеленой траве, затем танцевала и загоняла в воду любопытных мужчин.
Все кто заходил в этот зал, сразу обращал внимание на большую светлую картину в центре стены с хорошей световой подсветкой, да это полотно художника Бусыгина Г.Н. «Утро над Обью», написанное им в 1973 году.
Г.Н Бусыгин родился в 1938 году в деревне Бархатово Исетского района нашей области. После учебы в Уральском училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле, переехал в Тюмень и один из первых художников обратился к теме Севера, описывая семьи оленеводов, национальные игры, детей-«северят», природу и оленей в тундре.
В 1992 году состоялась первая персональная выставка, в годовщину его смерти. Умер Г.Н. Бусыгин в 1991 году, прожив всего 53 года. На одной из встреч, Ю.А. Рыбьяков, очень сожалел, что он так мало пожил и рассказал, что хранит в своей мастерской дружеский шарж, написанный Г. Бусыгиным.
Картина «Утро над Обью», монументальная, крупная фигура женщины на первом плане трансформируется в белизну северного пространства. Женщина в хорошо выписанном национальном наряде сидит прямо, но внимательный взор направлен вповорот с некоторой осторожностью и напряжением. Это понятно, так как у нее маленький ребенок, пока весь в спокойствии, но впереди жизнь, какая будет? Картину оживляют неяркие краски растительности, возможно мха и веточки багульника. Вся композиция написана плавными линиями, что характерно для художника, зная, что линия круга, начиная с бубна, шамана, юрты, петли имеет определенное значение в их жизни. Это, пожалуй, первая большая картина, посвященная женщине на этой выставке. Очень интересная работа этого художника «Концерт», о маленьких детях, слушающих музыку через приемник. Очень трогательная картина.
Художников Бусыгиных целая плеяда, есть родственники и просто однофамильцы. Мне очень нравятся работы Валерия Бусыгина (род. 1952г.), посвященные природе средней полосы России. Работ у него много, популярность большая, стоимость одного рисунка начинается с 150000 тыс. рублей. Работы нашего тюменского художника Бусыгина Г.Н. прекрасны, их надо просто чаще показывать на выставках и освещать в печати.
Вскоре встретила гипсовую головку «штукатура- Юльки» работы, Афанасьева В.И., немного усталую и задумчивую. В.Н. Шарапов представил женщину »Пряха» в камне, несколько молодых девушек увидели на картине Баркилиса Г.Л. «На ударную комсомольскую стройку» (1977 г) и у Трофимовой О.Ф. в «Любопытные» (1965 г).
Как то странно, наши художники так мало написали картин, где в центре была бы женщина во всех ее ипостасях, хотя знаменитый Проспер Мериме сказал спорную фразу, ставшей эпиграфом к новелле «Кармен» о женщине, что она дважды хороша или на ложе любви или на смертном одре.
Если вернуться к истории, то такие знаменитые портретисты как В.Л. Боровиковский (1757-1825гг.) и В.А. Тропинин(1776-1857гг.), писавшие парадные портреты, с полной детализацией костюмов и минимумом эмоций на лице, написали портреты женщин, оставивших след на века. Вершиной творчества Владимира Лукича Боровиковского считается портрет М.И. Лопухиной (1797 г.), а В. Тропинина, не юная «Кружевница», а «Дама у окна».
Особо можно выделить картины русского живописца Венецианова А.Г. (1789- 1847гг.), он первый начал отражать в своих произведениях мир русской деревни, быт и жизнь крестьян, а также природу России средней полосы. Прекрасна его картина «Портрет женщины в белом», портрет умной и красивой крестьянки. Эта картина экспонируется в нашем музее в галерее «Шедевры русской коллекции».
Однако, уже в то время художников интересовало женское тело и Венецианов создает полотно «Купальщицы», где две девушки крестьянки решили искупаться в жаркий полдень. Не знаю, позировали ли они, или художник подглядывал (на картине есть намек-в деревьях видно спрятавшего мальчика) или это воображение, но картина получилась живая, красивая цветовая гамма и объёмное пространство. В одном издании прочитала, что эти две девушки, фактически одна модель, только в разных ракурсах.
Надо отметить, что по другому воспринимали красоту женщины художники периода Ренессанса. Многим сейчас «ценителям» не нравится чрезмерная полнота, тяжелые ноги, большой живот и другие придирки. Дело в том, что женщину видели, как начало рода, обнаженное тело означала не эротичность и чувственные радости, а духовную, небесную любовь, источник вдохновения и материнства, поэтому женщине было свойственна пышная фигура, полновесные груди, объёмный живот, длинные, крепкие ноги, с тонкой щиколоткой, узкой стопой и сильными икрами. Символ жизненной силы достигает апогея в картинах Тициана и Рубенса.
Опять немного отвлеклась, но успокоилась на экспозиции косторезного искусства, особо приятно было видеть работы отца и сына Тимиргазеевых, работы сложные, многоплановые и красивые. Я сама коллекционер «кости», сюжетной линии на тему русских сказок, активно собирала в промежутке 80-90 годах, сейчас нет этой тематике или очень редка, меньше стало изящной работы, преобладают более гладкие и округленные формы.
Многое не написала и не осветила, помня, что народ не любит большие тексты. Выставка замечательная, большой труд проведен для ее оформления, посмотреть надо всем, особенно детям, у них свежий взгляд, они видят то, что порой мы не замечаем. Спасибо всем! Приходите на выставку, не пожалеете, увидите много интересного.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев