Митрялы - тат., село в Темниковском районе. Находится на реке Мокша. В "Списке населенных мест Тамбовской губернии" (1866) Митрялы - село казенное из 95 дворов Темниковского уезда, В "Книге 139 письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского 1614 году" сообщается, что "в деревне Митрялех за татаровя белопашцы" (19). Название сильно деформировано. Не исключено, что оно связано с именем крещеного татарина Дмитрия. В составе названия выделяется тюркский топоформант -лы.
Выше информация с турпортала Мордовии https://tourismportal.net/object/s-mitraly-1450392938 Ниже информация из книги «Темников крепость империи»:
Митрялы принадлежат к числу самых известных татарских деревень Мордовии, здесь стремятся побывать все, изучающие историю и культуру Темниковского края. Один из первых татарских этнографов Гайнетдин Ахмаров (1864—1911) посетивший Митрялы, зафиксировал местные предания о хане Сарае и его братьях Касиме и Астере События татарской средневековой истории, запечатленные в истории Митрял, позволяют отнести основание этого села не к XVII веку, а к более раннему периоду. Впоследствии из Митрял уходили переселенцы на засечные линии, а со второй половины XIX столетия — в Петербург. Выходцы из Митрял участвовали в складывании многих татарских общин вдалеке от Темникова, но и в само село ныне многолюдно и активно.
Согласно родословным, хранящимся в фонде «Саровского мужского монастыря»* потомки князя Бехана переселились в деревню с мордовским названием «кавтотиджан», татарский вариант «Икемен Азбар», по русски 2000 дворов…, где ныне Митрялы была деревня…»
«…князь Мамет Муратов сын, брат князь Седехметев, роди князь Акчюра. И сей князь Акчюра (перешел поселился)роди 4 сына: Кудаша, Булаша, Бураша, Кулая. И Булашевы дети из реченной деревни Кавтотижан (на левом поле сделано примечание: «по татарски Икемень Азбар – 2000 дворов, по-мордовски построили деревню Адаеву Старую, а Кудашевы последи Булаеву, а Бурашевы – Итякову, а Кулаевы – Олмакаеву – от него род Кашаевых, а иные от той же (жа построи) Купкижан последи жа построили деревни Чекашево и Шурбино.
И от Кудаша пошли, деревня князь Дашкино, да Булаево. А от Булаша – Адаево. А от Бураша – Итяково. От Кулая – Кашаевы пошли…..Адаево Старое было где ныне Алкиманово, подле той было, и сошли от тоя на Новое Адаево – нынешнее Новое.
И князь Седехмет и князь Мамет и с детьми жили в деревне нарицаемой Кавтотижан, сие 2000 , в лесу за Мокшею за Митрялы. Было в ней жила 2000 и от мору, и от рати воинской опустела, разошлися в расные места.
Исследователи татарских родов достаточно часто загадочное село ««кавтотиджан», татарский вариант «Икемен Азбар», по русски 2000 дворов», ассоциируют именно с Митрялами, и, соответсвенно, считают, что из села Митрялы вышли многие татарские фамилии Мещерского края.
Согласно выписке из справочника "XLII. Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года". МитряНы деревня казенная, при Мокше и озере, Темниковского уезда, число дворов 95 , общее количество жителей 647 жителей мужского пола 324, женского пола 323, мечеть Магометянская, Митрялы относились к Стрелецкой волости Темниковского уезда Тамбовской губернии, По 10-й ревизии, в селе было 93 двора (659 чел.); по подворной переписи 1882 г. — 147 дворов (864 чел.); по сельскохозяйственному налоговому учёту 1930 г. — 201 двор (998 чел.). До революции основными владельцами земли были Ялышевы, Нураевы Урусовы, Кичемасовы не имея собственных наделов, были лишь арендаторами, они часто арендовали землю у Пурдошанского монастыря. Также жители Митрял активно занимались торговлей, зимой мужчины как правило уезжали на заработки в Петербург. В 1936-е гг. был создан первый колхоз «18 лет Октября», его председателем был Ялышев Алим Хусяинович, после войны Митряловский колхоз объединили с колхозами деревень Чумартово, Новое Авкиманово, Старое Авкиманово, новый колхоз назвали «Ленинский путь», первым председателем объединённого колхоза был Дмитрий Андреевич Агафонов, одна из улиц села сегодня носит его имя. Через несколько лет после объединения колхозов в Митрялах появилась первая электростанция не только в селе, но и в Темниковском районе.В момент расцвета колхоза были построены машинный двор с мастерскими, животноводческий комплекс, животноводческие фермы поголовье которых доходило до 1500 голов. крытый ток, зерносклады, силосная башня, овощехранилище. С 1998 года село газифицированно. До недавнего времени Митрялы были центральной усадьбой Митряловской сельской администрация в которую входили д. Старое Авкиманово , пос. Торфоразработки, д. Новое Авкиманово, и д. Чумартово. В 2020 году Митряловское сельское поселение было упразднено и сейчас Митрялы относятся к Андреевскому сельскому совету. Школа в Митрялах закрыта несколько лет назад, дети учатся в Андреевке и Темникове. В настоящий момент в Митрялах работает ДК, ФАП, библиотека, где размещен мини-музей старины, а также собраны портреты земляков участников Великой Отечественной Войны.
В 1862 году в Митрялах уже была мечеть, было также два священнослужителя, имамы из рода Ялышевых. В начале 1920 -х годов в Митрялах друг за другом случились два бедствия - большой разлив (потоп) и пожар… Большая вода сносила строения, которые были без фундамента, а от пожара вообще выгорела большая часть села, тогда же случилось большое переселение жителей в (основном Нураевых) в современный Лямбирский район. В пожаре сгорела и старая мечеть и практически сразу силами прихожан было построена новая деревянная мечеть. В послевоенные годы мечеть была закрыта для верующих, в ней находился колхозный склад, со временем здание обветшало. В праздничные дни молились на дому у жителей села. Мечеть начали восстанавливать в 1988 году по инициативе Ялышева Абубикара Хусяиновича. Абубикар Хусяинович проводил и организационные работы по получению разрешений на реставрацию, а также «добывал» материалы для реставрации. Восстанавливали мечеть, что называется всем миром, помощь оказывали не только жители села, но и уроженцы Митрял, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге, Темникове и других населенных пунктов России. Большую помощь в восстановлении мусульманской святыни оказал бывший председатель колхоза Петр Иванович Рубцов, он выделил строительные материалы для реставрации. Мечеть удалось отреставрировать в короткие сроки, сделан новый фундамент, крыша, здание обложено кирпичом фактически от старого здания остались одни стены. Бросается в глаза, что мечеть в Митрялах большая, пожалуй, одна из самых больших в районе. В настоящий момент мечеть действующая. В мечети проводятся праздничные службы, каждую пятницу проводят пятничный намаз Җомга, во время священного месяца Рамадан ,каждый вечер после вечернего Ифтара читают Травих. Много лет служит в мечети мулла- имам-хатыб Ялышев Рафаиль Ханяфиевич. Рафаиль Ханяфиевич мулла потомственный его отец и дед, так же были священнослужителями. Жители и уроженцы села отмечают, что с каждым годом в мечеть ходит все больше людей.
Приехав в Митрялы я поверила, что село действительно одно из старейших в районе, и планировка видимо сохранилась с давних времен, улица относительно узкая, но очень зеленая. Очень живописные места- луга, Мокша, пасутся гуси, табун лошадей, на окружающую природу можно долго любоваться, собралась я как всегда спонтанно, хотя в Митрялы меня звали давно… Что бросилось в глаза, это наличие детей и ладно бы только на детской площадке, которую установили в прошлом году, но и в библиотеке, пока разговаривали с библиотекарем- Венерой Ряшитовной Ялышевой и заведующей ДК -Зяйняп Шамильевной Утешевой пришли человек 7 детей, тремя группами это точно. Такая тяга к чтению удивительна в наше время, дети приветливые, увидев меня с фотоаппаратом здоровались не только в библиотеке, но и на улице, где я гуляла одна. А потом терпеливо ждали, когда же я обо всем расспрошу Венеру Ряшитовну. В библиотеке и ДК царила теплая и доброжелательная атмосфера, тут мне и рассказали о жизни села, и дали материалы по истории и предлагали чаем напоить. Огромное спасибо за гостеприимство. Митрялы татарское село с богатой историей, но в настоящий момент здесь в дружно проживают татары, мордва и русские, зачастую татары понимают мордовский язык, а мордва понимают татарский.
Отдельно благодарю за приглашение приехать на экскурсию землячку- Наилю Халилулловну Бибарсову (Дашкину) , за рассказ об истории села и реставраии мечети Нураева Наиля Халимовича.
P.S. В Митрялах я была в августе и заметку написала давно, но собиралась поехать ещё раз, к сожалению не сложилось ...
Село мне понравилось, конечно я была под впечатлением прежде всего от истории, где то здесь было селение на 2000 дворов, по некоторым данным, одно из самых старых селений в округе, откуда пошли многие татарские фамилии... Ну и природа конечно, она по определению не могла не понравится, у нас общие луга, я даже спросила, а не Адаевский ли это табун, оказалось нет, местный частный... К своему стыду, я хоть и слышала о Митрялах с детства и видела ( регулярно вижу) их с противоположного берега, но побывала впервые...
Также в первые я и Аксел увидела с другого берега... Вот так живём рядом, но мало что знаем о соседних сёлах...
P. S2 Митрялы татарское село с давней историей, а татары, в чем мне удалось убедиться, очень трепетно относятся к своей истории и своему роду, изучают ее, составляют родословные итд… Поэтому есть официально изданные книги, в которых можно почитать историю того или иного рода (фамилии) и вместе с тем, косвенно узнать историю сел и деревень… Так и с Митрялами, упоминания о селе встречаются часто, возможно где-то более глубоко…Я же делюсь в основном общедоступной информацией и хотя читаю некоторые труды, но очень глубоко не лезу… Поэтому вполне вероятно, что какие- то моменты не отражаю… Буду рада если кто-то дополнит, дополнения можно написать в личные сообщения или в комментариях…
Больше фото в комментариях к основному посту.
P.S.3 *В начале XVIII в. настоятели Саровского монастыря (Сатисо-градо-
Саровская пустынь) разными способами приобретали земли и вотчины у татар, проживавших в соседних деревнях Кадомского и Темниковского уездов:Бутаково, Дивеево, Атенино, Дербышево, Тарханское, Митрялы,
Сухово, Тювеево, Чекашево, Айкеево, Адаево и др. Для обоснования прав на полученные владения, монахи собирали документы, подтверждающие права собственности татарских владельцев и их предков – это были, как правило, выписи из различных писцовых книг или грамот. К документам прикладывались родословные росписи и схемы, а также указывалась информация о месте проживания бывших хозяев.Необходимо заметить, что многие татары к этому времени вынуждены были покинуть родные деревни и выехать в другие регионы: в Пензенский (часто
встречается выражение «живут на Кададе»), Инcарский, Симбирский уезды.
#Митрялы #ТемниковскийРайон #СелаТемниковскогоРайона #Мордовия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 11