Сто лет назад в Токио родился самый скандальный и, на наш взгляд, самый лучший японский писатель двадцатого века Юкио Мисима. Его роман "Золотой храм" - одно из самых читаемых произведений японской литературы. Я понимаю, что рядовой читатель с большей долей вероятности назовёт "Охоту на овец" Мураками; но как сказал один весьма уважаемый литератор, "мы читали Мураками до "Охоты на овец" и не читаем после".
Мисима автор сорока романов, восемнадцати пьес; его перу принадлежат стихи, сборники рассказов и эссе. Он выступал в качестве актёра, режиссёра театра и кино, дирижировал симфоническим оркестром, летал на боевом самолёте, профессионально занимался кэндо. Семь раз объехал вокруг земного шара. Неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию. Был создателем «Татэнокай», "Общества щита" - частной военной организации, ставившей целью восстановление власти Императора, а также возрождение национального духа "кокутай". Его считали ультраправым, поскольку кроме чисто националистических и монархических взглядов он проповедовал противостояние глобализму и коммунизму. 25 ноября 1970 года он попытался поднять мятеж на военной базе в Синдзюку и после провала совершил ритуальное сэппуку, что пророчески предсказал в одном из лучших своих рассказов "Патриотизм". И всё это он успел за сорок пять лет.
"Смерть, - писал Мисима в одном из своих романов, - была его единственной мечтой. Следует помнить, что у мужчины жажда стать красивее совсем иной природы, чем у женщины: у мужчины это всегда желание смерти..."
Концепция, может быть, и спорная. Но не будем забывать, что философия Мисимы - это философия самурая. Его же эстетика - это слияние Красоты, Эротики и Смерти. "Мисима" - псевдоним (по-настоящему - хотя что здесь является настоящим, а что маской? - его звали Кимитакэ Хираока); если его записать иероглифами определенным образом, то получится "Дьявол, завороженный Смертью".
"Исповедь маски" начинается эпиграфом из Достоевского (писателя вообще очень важного для Мисимы): "Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. А впрочем, что у кого болит, тот о том и говорит".
В поэме "Икар" Мисима писал:
А может быть,
Я всё же - тварь земная?
Иначе зачем бы стала Земля
Так радостно принимать мое паденье?
...........
За что я осуждён на смерть?
За то, что не верил в себя?
Или, наоборот, верил слишком сильно?
За то, что возжаждал понять,
Кто я на самом деле?
Или, наоборот, решил, что всё знаю?
За то, что хотел улететь
В незнаемое
Или познанное - неважно?
Ведь то и другое лишь точки,
Синие точки духа.
(Пер. Г. Чхартишвили)
Комментарии 5
даже ритуальное самоубийство...