Тафсир к аяту
от шейха Мухаммада ибн Салиха
Аль-Усеймина
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». (Сура «Верующий», аят 60) — Это слова Великого и Могучего Аллаха и обещание, а Всевышний Аллах не нарушает Свои обещания. «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». Под зовом (дуа) здесь имеется виду обращение с поклонением и обращение с просьбой.
Что касается обращения (зова) с поклонением (дуа ыбада), то это тот случай, когда человек выполняет какое-либо поклонение Аллаху. Ведь если ты спросишь его: зачем ты выстаивал молитву? Зачем ты выплачивал закат? Зачем ты держал пост? Зачем совершал хадж? Зачем ты делал джихад? Зачем ты был благочестив с родителями? Зачем ты поддерживал родственные связи? Он ответит: «Я хотел через это достичь довольства Великого и Могучего Аллаха». — Таким образом это поклонение входит в понятие «обращение, зов».
А что касается обращения с просьбой (дуа мас-аля), то оно заключается в том, что ты просишь у Аллаха что-либо. Например говоришь: О Господь, прости меня, о Господь, помилуй меня, о Господь дай мне удел, — и подобное этому. И оно так же является поклонением, как пришло в хадисе: «Дуа — это поклонение». (Ахмад 4/271, Абу Дауд 1264, Ат-Тирмизи 3294 и сказал, что хадис хороший-достоверный, Ибн Маджа 3818) Оно вляется поклонением, так как в нем присутствует обращение к Аллаху, и признание Его превосходства.
Таким образом Его слова «Взывайте ко Мне» распространяется и на обращение с поклонением и на обращение с просьбой.
«… и Я отвечу вам». — Ответом для обращения с поклонением является принятие Аллахом выполненного поклонения, а ответом для обращения с просьбой является дарование того, что человек просит. И таково обещание Аллаха. Но для этого необходимо наличие некоторых обстоятельств, необходимо наличие определенных условий для того, чтобы было отвечено на дуа.
Условие первое: чистота намерения для Аллаха (ихляс). Ты должен очищать свое намерение, чтобы быть обращающимся по праву. Если это в каком-либо обряде поклонения, то не приобщай к Аллаху ничего, не совершай поклонение ради показухи или чтобы потом хвастаться этим, и не ради того, чтобы сказали люди: «Он был в хадже, он щедрый, он много постится». Если же ты не будешь придерживаться этого, то сделаешь напрасным то, что совершал.
Так же и в обращении с просьбой: необходимо соблюдать чистоту в намерении. Обращайся к к Аллаху с чувством, что ты нуждаешься в Нем, а Он не нуждается в тебе; чувствуя, что Он способен дать тебе то, что ты просишь.
Условие второе: чтобы не было дуа преступным. Если же оно будет преступным, то не примет его Аллах, даже если просит отец для сына, или мать для сына, согласно тому, что сказал Всевышний Аллах: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих». (Сура «Преграды», аят 55) И если человек просит о том, что является грехом, просит что-нибудь запретное — я прибегаю к Аллаху от этого — это его дуа не принимается, так как он преступил. И так же если он попросит то, что невозможно по шариату, например скажет: «О Аллах, сделай меня пророком». Это не разрешается, и это преступление, которое не принимается. Так же если будет делать дуа против того, по отношению к кому поступил несправедливо — дуа не принимается. И если женщина будет делать дуа против своего сына, за то что тот любит свою жену — дуа ее не принимается. И если отец делает дуа против своего сына, за то что тот общается с праведными людьми — такое дуа не принимается. Таково условие: не должно быть в дуа преступления.
Условие третье: чтобы взывая к Аллаху, человек был уверен в ответе на зов, чтобы не было это дуа для него пробой, действием совершаемым «на авось». А ведь некоторые люди обращаются к Аллаху чтобы проверить примется их дуа или нет — такое дуа не принимается от них. И если обращаешься к Аллаху, то взывай с уверенностью, что Аллах ответит, потому что, твое дуа, тогда, когда ты сомневаешься — не принимается.
Условие четвертое: отстранение от запретного. Человек не должен употреблять в пищу запретное. А кто употребляет запретное, полученное от ростовщичества, мошенничества, обмана и тому, что подобно этому — не будет ему отвечено на дуа. Доводом этому являются слова пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Поистине Аллах – благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине Всевышний Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам, Он сказал: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете». (Сура «Верующие», аят 51) И сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас». (Сура «Корова, аят 172) Затем (пророк, мир ему и благословение Аллаха) рассказал о человеке, который «долго находится в пути, его волосы растрепаны, и сам он в пыли протягивает руки к небу, взывая: «О господи! О господи!» – Но еда его запретная и питье его запретое, и одежда его запретная, и вскормлен он на запретном – так как же при этом будет ему отвечено?!» (Муслим 1686)
Указал пророк, мир ему и благословение Аллаха, что такое положение далеко от того, чтобы Аллах ответил на дуа. При том, что тот человек взял причины, при которых дуа заслуживает ответа, но то, что он употреблял в пищу запретное, удалило его от принятия Аллахом его дуа. Просим у Аллаха избавления (от такого в жизни).
Таковы четыре необходимые условия для дуа.
И благополучие — от Аллаха.
«Шарх рияду ас-салихин», т. 6, с. 7-10.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 31
Ду’а (мольба) является одним из видов поклонения Аллаху. Аллах говорит: "И сказал ваш Господь: "Зовите Меня, Я отвечу вам". (Сура Гафир,
40:60)Почему же ду'а (мольба) человека иногда остается без ответа?
Вопрошающий говорит, что он делал ду'а (мольба, взывание) Аллаху, Всемогущему и Великому, но на нее не ответил Аллах. Поэтому он сомневается в понимании этого благородного аята, в котором Аллах обещает ответить тому, кто взывает к Нему, и, поистине, Аллах Совершенный никогда не нарушает Своего обещания.
Разъяснение этого состоит в том, что существуют определенные условия, чтобы на мольбу был получен ответ. Некоторые называют эти условия «этикой дуа». Другие называют их «тем, что должен делать взывающий для того, чтобы его дуа был принят». В действительности же среди них есть как условия, так и этические нормы.
ВРЕМЕНА, БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ДУА
Дуа и приближение к Аллаху необходимы и похвальны в любое время. Аллах установил для тех, кого Он любит времена и случаи, благодаря которым увеличивается вознаграждение взывающих к Нему и ищущих приближения к Нему, Пречист Он и Высок. Поистине, милость Его велика! Вот некоторые из этих времен:
• В пятницу, в ночь перед ней и один час в ней.
• Глубокой ночью и в конце обязательных молитв.
• Перед призывом к началу молитвы (т.е между азаном и икамой) и во время земного поклона.
• Во время боя и священной войны на пути Аллаха.
• В последний час до захода солнца в пятницу.
• В месяце Рамадан, особенно, в Ночь Предопределения, а также в последние десять дней Рамадана и во время разговения (ифтар) и утренней трапезы (сухур).
• В день Арафата.
• Во время дождя.
• Во время чтения Корана, в особенности, по окончании прочтения всей Книги.
• Во время питья воды из источника Замз
...ЕщёВРЕМЕНА, БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ДУА
Дуа и приближение к Аллаху необходимы и похвальны в любое время. Аллах установил для тех, кого Он любит времена и случаи, благодаря которым увеличивается вознаграждение взывающих к Нему и ищущих приближения к Нему, Пречист Он и Высок. Поистине, милость Его велика! Вот некоторые из этих времен:
• В пятницу, в ночь перед ней и один час в ней.
• Глубокой ночью и в конце обязательных молитв.
• Перед призывом к началу молитвы (т.е между азаном и икамой) и во время земного поклона.
• Во время боя и священной войны на пути Аллаха.
• В последний час до захода солнца в пятницу.
• В месяце Рамадан, особенно, в Ночь Предопределения, а также в последние десять дней Рамадана и во время разговения (ифтар) и утренней трапезы (сухур).
• В день Арафата.
• Во время дождя.
• Во время чтения Корана, в особенности, по окончании прочтения всей Книги.
• Во время питья воды из источника Замзам.
• Во время путешествия.
• Перед восхождением имама на кафедру (минбар).
ТЕ, ЧЬЕ ДУА ПРИНИМАЕТСЯ
• Нуждающийся.
• Угнетенный, даже если он — неверный.
• Много поминающие Аллаха.
• Дуа родителей за своих детей.
• Дуа праведного ребенка за своих родителей.
• Справедливый руководитель, правитель...
• Путник. Запыленность и растрепанность которого также могут быть причиной, как упомянуто в хадисе, приписываемом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), в котором он сказал: "Поистине, Аллах гордится перед обитателями небес за людей, стоящих в 'Арафа, говоря: "Смотрите на Моих рабов, которые пришли ко Мне запыленные и растрепанные".
• Постящийся, до того, как совершит разговение.
• Дуа мусульманина за своего брата по вере в его отсутствие.
ЗАПРЕЩЕННЫЙ ДУА
• Дуа с призыванием кого-либо, кроме Аллаха.
•Дуа о грехе или разрыве родственных связей.
Дуа о чьей-либо смерти.
• Дуа об ускорении наказания в этой жизни.
• Дуа против семьи и имущества.
ва1алайкум Ассалам
Названия мольбы в Священном Коране
Слово الدُّعَاء «мольба» в Священном Коране упоминается под несколькими названиями.
Это:
1. Поклонение:
Мольба упоминается в значении поклонения, как в слове Всевышнего Аллаха:
قُلْ أَنَدْعُو مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُنَا وَلَا يَضُرُّنَا
Скажи: «Разве мы станем поклоняться помимо Аллаха тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вреда? (
6:71).Также в слове Аллаха:
وَلَا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ
Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. (
10:106).Также в слове:
فَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ
Не взывай к другим богам помимо Аллаха… (
26:213).В слове Аллаха:
وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَ
...ЕщёНазвания мольбы в Священном Коране
Слово الدُّعَاء «мольба» в Священном Коране упоминается под несколькими названиями.
Это:
1. Поклонение:
Мольба упоминается в значении поклонения, как в слове Всевышнего Аллаха:
قُلْ أَنَدْعُو مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُنَا وَلَا يَضُرُّنَا
Скажи: «Разве мы станем поклоняться помимо Аллаха тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вреда? (
6:71).Также в слове Аллаха:
وَلَا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ
Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. (
10:106).Также в слове:
فَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ
Не взывай к другим богам помимо Аллаха… (
26:213).В слове Аллаха:
وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ
Они не взывают помимо Аллаха к другим богам. (
25:68).А также в слове Аллаха:
قُلْ مَا يَعْبَأُ بِكُمْ رَبِّي لَوْلَا دُعَاؤُكُمْ
Скажи: «Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши мольбы. (
25:77).2. Слово:
Как в слове Аллаха:
فَمَا كَانَ دَعْوَاهُمْ إِذْ جَاءَهُمْ بَأْسُنَا إِلَّا أَنْ قَالُوا إِنَّا كُنَّا ظَالِمِينَ
И было зовом их, когда приходила Наша ярость, только за то, что они говорили: "Мы были неправедны!" (
7:5).Также в слове Аллаха:
فَمَا زَالَتْ تِلْكَ دَعْوَاهُمْ
И не прекращается этот их возглас… (
21:15).Также в слове Аллаха:
دَعْوَاهُمْ فِيهَا سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ
Зов их там: "Хвала Тебе, Боже!" (
10:10).3. Призыв:
Как в слове Аллаха:
فَدَعَا رَبَّهُ أَنِّي مَغْلُوبٌ فَانْتَصِرْ
И призвал он Господа своего: "Я побежден, помоги же!" (
54:10).Также в слове Аллаха:
يَوْمَ يَدْعُ الدَّاعِ إِلَى شَيْءٍ نُكُرٍ
В тот день, когда призовет зовущий к вещи неприятной. (
54:6).Также в слове Аллаха:
يَوْمَ يَدْعُوكُمْ فَتَسْتَجِيبُونَ بِحَمْدِهِ
В тот день, когда Он призовет вас, и ответите вы хвалой Ему… (
17:52).Также в слове Аллаха:
وَلَا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ
И не заставишь глухих слышать зов… (
30:52).И в слове Всевышнего:
إِنْ تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ
Если вы зовете их, они не слышат вашего зова… (
35:14).4. Похвала:
Как, например, в слове Аллаха:
قُلِ ادْعُوا اللَّهَ أَوِ ادْعُوا الرَّحْمَنَ
Скажи: "Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного… (
17:110).5. Просьба о помощи:
Как об этом говорится в слове Аллаха:
وَادْعُوا شُهَداءَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ
И призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха… (
2:23).Или:
وَادْعُوا مَنِ اسْتَطَعْتُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ
И призывайте, кого вы можете, помимо Аллаха… (
10:38).6. Просьба о разъяснении или требование информации:
Как в слове Аллаха:
قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّنْ لَنَا مَا هِيَ
Они сказали: "Призови для нас твоего Господа, чтобы Он разъяснил нам, какова она". (
2:68)– т.е. спроси у Него.
Также в слове Всевышнего Аллаха:
وَيَوْمَ يَقُولُ نَادُوا شُرَكَائِيَ الَّذِينَ زَعَمْتُمْ فَدَعَوْهُمْ فَلَمْ يَسْتَجِيبُوا لَهُمْ
В тот день скажет Он: "Призовите Моих сотоварищей, о которых утверждали". Они позвали их, но те не отвечали им… (
18:52).7. Просьба в форме требования:
Всевышний Аллах сказал:
ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
Зовите Меня, Я отвечу вам. (
40:60).В этом же смысле слово Аллаха:
قَالُوا يَا مُوسَى ادْعُ لَنَا رَبَّكَ بِمَا عَهِدَ عِنْدَكَ لَئِنْ كَشَفْتَ عَنَّا الرِّجْزَ
О Муса! Позови нам твоего Господа, как Он договорился с тобой. Если ты удалишь от нас наказание… (
7:134).А также слово Аллаха:
وَقَالَ الَّذِينَ فِي النَّارِ لِخَزَنَةِ جَهَنَّمَ ادْعُوا رَبَّكُمْ يُخَفِّفْ عَنَّا يَوْمًا مِنَ الْعَذَابِ
И
сказали те, которые в огне, стражам геенны: "Позовите вашего Господа,
чтобы Он облегчил нам наказание хотя бы на день". (
40:49)– т.е. попросите или потребуйте у Него.
8. Наказание:
Некоторые учёные, знатоки в аллегории и в сравнениях, такие как ад-Дамгани и ибн аль-Джаузия сказали: "Слово الدُّعَاء иногда имеет смысл наказания" (См. «Виды аллегри и сравнения» ад-Дамгани стр. 175, «Краткий взор на сравнения» ибн аль-Джаузия 1/181), как об этом приводится пример в слове Аллаха:
كَلَّا إِنَّهَا لَظَى نَزَّاعَةً لِلشَّوَى تَدْعُو مَنْ أَدْبَرَ وَتَوَلَّى
Так нет, ведь это - огонь, схвативший за скальп, призывает тех, кто отвратился и повернулся…» (7
0:15-17).Этот
пример имеет скорее языковой смысл (чем шариатский), как об этом
сказали имамы-лингвисты ад-Дамгани и ибн аль-Джаузия, они привели как
довод этот аят.
Аль-Мубаррид сказал по поводу смысла этого аята (7
0:17): «Призывает в смысле наказывает».Аль-А’раби сказал: «دَعَاكَ اللهُ (да призовёт тебя Аллах) – т.е. عَذَّبَكَ اللهُ (да накажет тебя Аллах)».
Са’ляб ск
...Ещё8. Наказание:
Некоторые учёные, знатоки в аллегории и в сравнениях, такие как ад-Дамгани и ибн аль-Джаузия сказали: "Слово الدُّعَاء иногда имеет смысл наказания" (См. «Виды аллегри и сравнения» ад-Дамгани стр. 175, «Краткий взор на сравнения» ибн аль-Джаузия 1/181), как об этом приводится пример в слове Аллаха:
كَلَّا إِنَّهَا لَظَى نَزَّاعَةً لِلشَّوَى تَدْعُو مَنْ أَدْبَرَ وَتَوَلَّى
Так нет, ведь это - огонь, схвативший за скальп, призывает тех, кто отвратился и повернулся…» (7
0:15-17).Этот
пример имеет скорее языковой смысл (чем шариатский), как об этом
сказали имамы-лингвисты ад-Дамгани и ибн аль-Джаузия, они привели как
довод этот аят.
Аль-Мубаррид сказал по поводу смысла этого аята (7
0:17): «Призывает в смысле наказывает».Аль-А’раби сказал: «دَعَاكَ اللهُ (да призовёт тебя Аллах) – т.е. عَذَّبَكَ اللهُ (да накажет тебя Аллах)».
Са’ляб сказал: «دَعَاكَ اللهُ (да призовёт тебя Аллах) – т.е. أَماتَكَ اللهُ (да умертвит тебя Аллах)».
Мухаммад ибн Язид сказал: «تَدْعُو مَنْ أَدْبَرَ وَتَوَلَّى «Призывает тех, кто отвратился и повернулся – т.е. наказывает их».
Ибн Манзур сказал: «Т.е. делает с ними неописуемое». «Язык арабов», 14/260-261.
Мольба, как просьба и мольба, как поклонение – связь между ними
Любая мольба, которая приводится в Коране или в сунне заключает в себе два типа или подразумевает их:
1. Мольба, как просьба.
2. Мольба, как поклонение.
Шейх Абдур-Рахман ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Всё,
что в Коране касается мольбы, запрета мольбы кому-то помимо Аллаха,
похвалы возводящим мольбы – всё это заключает в себе мольбу как просьбу и
мольбу как поклонение. Это полезное правило потому, что многие люди при
слове الدُّعَاء «мольба» подразумевают лишь мольбу как просьбу, и не
подозревают, что мольба содержит в себе все виды поклонения. И эта
ошибка толкнула их на ещё более грубые ошибки. Ведь в аятах прямо
говорится о том, что мольба это просьба и одновременно поклонение». «Хорошие правила тафсира Корана», ас-Саади, стр. 154-155
Определение мольбы как просьбы: это когда возводящий мольбу требует того, что полезно ему и того, что может отвратить от него то, что причиняет ему вред. «Бада’и’ аль-Фаваид», ибн аль-Кайим, 3/2.
Т.е. то, что может содержать в себе просьба или требование, например, слова: "дай мне", "даруй мне", и т.п.
Этот тип заключает в себе три вида:
1. Просьба к Аллаху и мольба к Нему. Например: "О, Аллах, помилуй меня и прости меня". Это является поклонением Аллаху.
2.
Просьба к кому-то помимо Аллаха того, что не под силу спрашиваемому.
Например, требовать у мертвеца или отсутствующего человека, чтобы тот
накормил, даровал победу, ниспослал помощь или исцелил его болезнь. Это
является большим ширком (многобожием).
3. Просьба к кому-то
помимо Аллаха того, что под силу спрашиваемому. Например: попросить у
живого, присутствующего и имеющего на то воз
...ЕщёОпределение мольбы как просьбы: это когда возводящий мольбу требует того, что полезно ему и того, что может отвратить от него то, что причиняет ему вред. «Бада’и’ аль-Фаваид», ибн аль-Кайим, 3/2.
Т.е. то, что может содержать в себе просьба или требование, например, слова: "дай мне", "даруй мне", и т.п.
Этот тип заключает в себе три вида:
1. Просьба к Аллаху и мольба к Нему. Например: "О, Аллах, помилуй меня и прости меня". Это является поклонением Аллаху.
2.
Просьба к кому-то помимо Аллаха того, что не под силу спрашиваемому.
Например, требовать у мертвеца или отсутствующего человека, чтобы тот
накормил, даровал победу, ниспослал помощь или исцелил его болезнь. Это
является большим ширком (многобожием).
3. Просьба к кому-то
помимо Аллаха того, что под силу спрашиваемому. Например: попросить у
живого, присутствующего и имеющего на то возможность человека накормить
его или обратиться к нему за помощью. Это дозволительно. Толкование шейха Исмаила ар-Рамиха «Книги единобожия» шейха Мухаммада ибн Усаймина, стр. 8-9.
Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Из
Сунны известно, что у живого человека можно попросить мольбу так же,
как и что-нибудь другое, что ему под силу. Но у отсутствующего или
мёртвого творения нельзя просить ничего». «Великое правило в тавассуле и аль-василе», ибн Таймия (под редакцией аль-Арнаута), 165.
Это подобно слову Аллаха в истории о Мусе (мир ему):
فَاسْتَغَاثَهُ الَّذِي مِنْ شِيعَتِهِ عَلَى الَّذِي مِنْ عَدُوِّهِ
И взывал к нему о помощи тот, что из его партии, против того, что из врагов. (
28:15).Одно из дополнений шейха Абдуль-Азиза ибн База.