Над входом во второй спальный корпус санатория «Дюльбер» архитектор замаскировал надпись на русском языке.
В эти годы сфера интересов Бориса Белозерского не ограничивалась проектированием: он вёл активную общественную и преподавательскую деятельность, выступал в прессе. Среди самых значимых заслуг второй половины 1930-х годов его биограф перечисляет создание Крымского филиала Союза архитекторов, участие в первом съезде архитекторов в Москве, а также чтение лекций студентам Крымского отделения Московского института инженеров коммунального строительства.
В ЖЕРНОВАХ РЕПРЕССИЙ
К сожалению, все труды и заслуги талантливого архитектора перечеркнул один донос. 6 июня 1938 года Бориса Ивановича арестовали по подозрению в шпионаже и осудили на пять лет лагерей.
Первый год Борис Белозерский провёл в тюрьме Симферополя, деля камеру с осуждёнными по уголовным статьям. В 1939 году его перевели в Сухо-Безводский лагерь в Горьковской области (сейчас Нижегородская область). Когда в 1942 году в небе над Волгой появилась фашистская авиация, лагерь эвакуировали в Нижний Тагил Свердловской области.
В уральском лагере, по данным Владимира Комена, крымский архитектор имел возможность работать по профессии. Так, он запроектировал лыжную базу спортивного общества «Динамо» — её возвели позже в Подмосковье, а также пионерский лагерь и швейную фабрику для Горьковской области.
«Борис Иванович не любил вспоминать о пережитом в тюрьме и лагере. По рассказам его жены, Нины Константиновны Менчинской, он выжил только благодаря своему общительному характеру и оптимизму», — отметил биограф, уточнив, что в лагере Белозерский организовал джазовый оркестр из профессиональных музыкантов-заключённых.
Начальник лагеря относился к крымчанину с симпатией и в 1943 году, когда истёк срок заключения, без проблем подписал приказ на освобождение. Знакомые посоветовали Борису Белозерскому «потерять» паспорт с отметкой о судимости, что он и сделал.
Новые «чистые» документы позволили с лёгкостью устроиться на работу старшим инспектором техконтроля треста «Тагилстрой». Через год Борис Иванович обратился в Москву, в комитет по делам архитектуры при Совете народных комиссаров СССР, и попросил трудоустроить его по специальности.
Пару месяцев спустя, летом 1944 года он получил направление в Симферополь.
«Однако он узнал, что в Симферополе он должен будет работать с теми людьми, по доносу которых был репрессирован, а его квартира занята высокопоставленным крымским чиновником. Поэтому попросил назначение в Днепропетровск, где жили его друзья», — констатировал Владимир Комен.
Так Крым навсегда потерял архитектурного гения.
ВОЗРОЖДАЯ ИЗ ПЕПЛА
На новом месте перед Борисом Белозерским стояла громадная задача: в сентябре 1944 года он занял должность управляющего и главного архитектора архитектурно-планировочной конторы «Днепропроект». Ему предстояло восстановить не только центр украинской металлургии из руин войны, но и собственную жизнь.
«Под его руководством и при непосредственном участии в 1945-1946 годах был разработан проект восстановления почти полностью разрушенной центральной магистрали центра Днепропетровска <…>», — сообщил Владимир Комен, уточнив, что почти все подопечные Белозерского стали со временем ведущими архитекторами города.
По данным исследователя, идея «Днепропроекта» о 20-километровой набережной, воплощённая в будущем в жизнь, впервые «вывела» город к Днепру. До этого жилые кварталы были фактически отрезаны от правого берега реки складами, мастерскими и мелкими предприятиями. Кроме этого, мастерская Белозерского разработала проект планировки центрального парка имени Тараса Шевченко и входной группы в парк имени Валерия Чкалова.
За три года под его руководством «Днепропроект» вышел в лидеры проектировщиков всей Украинской ССР. Отмечая успехи Бориса Белозерского, в этом же году Управление по делам архитектуры при Совете министров СССР премировало мастера автомобилем марки «БМВ».
Перед выходом на пенсию архитектор вновь начал преподавать и готовить научные публикации. До самой смерти мастера 15 ноября 1977 года его квартира в Днепропетровске оставалась местом встреч творческой интеллигенции города.
Впрочем, и в Крыму зодчего не забывали, бережно храня его наследие.
«Почти всё, что Борис Белозерский построил в Крыму, ещё при Украине было зарегистрировано как памятники архитектуры, а сейчас является объектами культурного наследия и подлежит охране. Это показатель высокого мастерства! Симферополю очень повезло, что более десяти лет такой человек был главным архитектором города», — подытожила Ольга Сергеева.
[@ Пелагея Попова;
Фото автора
© 2007-2023 ForPost - sevastopol.SU
Севастопольский новостной портал]
Комментарии 3