ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ОТВЕТИТЬ КАЗАХАМ:1. История ойрато-казахских (ойрато-тюркских) отношений XIV - XVII в.в. насыщена частыми военными походами и оказывала огромное влияние на политическую ситуацию во всем Центральноазиатском регионе. Интересно, что события этого исторического периода оставили заметный след в фольклоре и массовом сознании, в народной памяти, именно у тюркской (казахской) стороны, где ойраты (калмыки, галмаки) фигурируют в образе страшных, безжалостных, могущественных врагов, принесших неисчислимые бедствия и страдания. В этой связи будет любопытно процитировать некоторые места из книги «Военное дело казахов в XVII-XVIII в.в.» молодого казахского историка, кандидата исторических наук Айболата Кушкумбаева. Во время ойрато-казахских войн самое крупное поражение ойраты (джунгары) понесли от объединенных войск трех казахских жузов в местности Каре-Сыир, которое до сих пор называется «Калмак Кырылган» («массовое убийство калмыков»). Ссылаясь на авторитетное мнение В.А. Моисеева, А. Кушкумбаев пишет: «Успешному исходу этой джунгаро-казахской войны способствовали два важных фактора: во-первых, в 1727 г. умирает правитель Джунгарии Цевен-Рабдан и, в Джунгарии вспыхнула кровавая борьба за власть между сыновьями хун-тайджи; во-вторых, с 1728 г. началась третья цино-джунгарская война, и главные силы ойратов были отправлены в Западную Монголию: Джунгария объективно не могла воевать в это время на два фронта - против казахов и маньчжур. Военно-политическое руководство ойратов бросило все имеющиеся военные и людские резервы на оборону против наступления цинов. Естественно, что так называемый «западный фронт» против казахов оказался практически незащищенным. Свидетельством тому является сражение, которое произошло между джунгарами и казахами на реке Аяуз (совр. Восточно-Казахстанская обл.).
Осенью 1727 года объединенная 30-тысячная казахская армия, возглавляемая Абулхаиром и Каимом, направилась в сторону Джунгарии... Казахское войско встретил всего тысячный отряд джунгар. Упорный бой длился весь день и закончился безрезультатно. «Ночью джунгары, нарубя лесу, сделали деревянный вал и сели в осаду, а казахи-де також сделали вал выше ойратского и с того валу по калмыкам стреляли два дня. А на третий-де день явилось из стороны ойратского войска еще тысячи полторы и наехали на кашевые стены, и кашевары-де испужався, побежали, а за ними-де и их казачье (казахское - прим. автора) войско возвратились. За ними ойраты гнали полдни и их людей побили». 30-тысячное казахское войско не выдержало жестокой джунгарской «копейной атаки», численно во много раз уступавшего ему ойратского отряда даже с учетом подоспевшего подкрепления».
Все крупные сражения ойрато - казахских войн практически всегда заканчивались победой ойратов, хотя численно они уступали казахам. «Ойраты Джунгарии при полной мобилизации могли выставить до ста тысяч воинов. Если учитывать, что население ханства составляло от 600 тысяч до одного миллиона человек, то эти данные вполне правдоподобны» - отмечает автор и продолжает: «для сравнения отметим, что в Казахстане в этот период численность населения доходила в среднем до 2-2,5 миллиона человек и, соответственно, превышала численность населения Джунгарии в два и более раза».
Несмотря на это, ойраты Джунгарии успешно противостояли казахам. А.Кушумбаев объясняет это тем, что «Ойратское ханство с момента своего «рождения» представляло в первую очередь военно-кочевое образование западных монголов. Поэтому война у ойратов являлась важнейшей частью их жизни, пронизывающей и даже подчинявшей себе весь уклад их быта, организации, материальной и духовной культуры. Если страна подвергалась нападению неприятеля, то все, кто узнал, должны были своевременно оповестить своего князя. В случае нарушения данного правила, виновник предавался смерти, его имущество конфисковывалось, а потомство изгонялось. Того, кто уклонялся от военной повинности, ждало позорное наказание (его одевали в женскую безрукавку). За несоблюдение воинских правил наказывались все, независимо от социального положения - от тайши до простого воина.ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ОТВЕТИТЬ КАЗАХАМ:2. Калмыки в казахских эпосах «Кобланды батыр» и «Алпамыс»Калмыки упоминаются во многих произведениях казахского устного народного творчества. «Борьба с калмыцко-джунгарскими завоевателями составляет главное содержание казахского эпоса. «Калмык» – обобщенный образ врагов, захватчиков. Зарождение и сложение другого казахского эпоса – «Камбар-бытыр» исследователи относят к самой эпохе борьбы с джунгаро-калмыцкими завоевателями». (Смирнова Н., Садыков Т. Алпамыс – богатырь. – Алма-Ата, 1961, С.446).
Однако необходимо заметить, что немало исторических фактов свидетельствует о взаимовыручке казахов и калмыков. Так, знаменитый казахский хан Аблай, который, как известно, два года провел в ойратском плену, несмотря на сильное давление, не выдал китайцам мятежного Амурсану.
В трудный момент казахи также обращаются за помощью именно к калмыкам (джунгарам). Так, в эпосе «Кобланды батыр» говорится: «…В ту пору страной кизилбашей правил хан Казан, прослывший жестоким и алчным властителем. Однажды, выждав удобное время, он посадил все свое многочисленное войско на коней и разом двинул его на земли ногайлинцев и казахов, с которыми давно враждовал.
Большинство взрослого населения было перебито, а оставшиеся в живых разбрелись кто куда, побросав дома, скот и все добро. Наступили черные дни. Матери теряли детей, дети лишались отцов, плач и стенания заполнили всю землю».
В этот трагический момент казахский хан Кобикти обращается к своему сыну Биршимбаю: «Немедленно отправляйся к джунгарскому хану Алшагыру, сообщи ему об участи Кобланды!»
Биршимбай, не откладывая поездку надолго, поспешил к джунгарам».
Одним из самых значительных произведений устного творчества казахского народа является героический эпос «Алпамыс». Собственно, этот эпос бытует также у узбеков, каракалпаков, ногайцев и других тюркоязычных народов. Все версии имеют сюжетное сходство, общим, помимо главного героя, для них является то, что в образе врага выступают, как нетрудно догадаться, калмыки.
Скорее всего, это обстоятельство объясняется тем, что калмыцкое войско, порой одновременно сокрушавшее своих противников на разных направлениях, воспринималось всеми его соседями не просто как непобедимое, но и сказочное, фантастическое, обладавшее сверхчеловеческой силой. Поэтому, несмотря на вполне объяснимое негативное отношение к калмыкам, как к врагам, все же тюркские мастера устного слова высказываются о них очень уважительно, наделяя их весьма привлекательными внешними данными: красотой, силой, ловкостью, а также удалью, смелостью, упорством и мужеством. Среди них, как правило, всегда находится один, кто становится побратимом, и с его помощью богатырям-тюркам во многом и удается достичь успеха. Вольно или невольно, иноязычные народные сказители-рапсоды, а, значит, в широком смысле и сами народы, к которым они принадлежат, дали весьма высокую оценку великолепным внешним и прекрасным внутренним качествам калмыцких богатырей.
В «Алпамысе» коротко, но очень выразительно выведен образ джунгарского богатыря Таймаса: «…из рядов войска, стоявшего перед воротами, ударив палицей по своему щиту, выступил один из батыров. Это был батыр по имени Таймас, что означало Непоколебимый; он являлся сверстником и другом молодых лет хана. Батыр был известен тем, что без колебаний выходил на сражения, ни разу в своей жизни не проявил малодушия и для него не было никакой разницы, какой силой обладает его противник, один ли это человек или целое войско. И телосложением природа не обидела его. Только одна палица, которую он сейчас держал в руке, была отлита из тридцати батпанов стали. Обычно батыр Таймас со страшным ревом мчался на противника, нагоняя на него страх, врезался в его ряды и, закончив бой в свою пользу, возвращался домой с развевающимся над головой победным знаменем».
Р. З. Кыдырбаева в вышеупомянутом научном труде «Генезис эпоса «Манас» отмечает: «Ойраты сумели подчинить себе не только тянь-шаньских, но и енисейских киргизов, которые еще в XVII в. отдельными племенами обитали на своей древней территории и вели небезуспешную взаимовыгодную
3. казахское устное народное творчество изобилует образом ойратов, как ужасных врагов, тогда как в фольклоре калмыков упоминаний о казахах вы не найдете. у казахов есть в традициях жениться на калмычке или воспитать мальчика-калмыка, и считается это у казахов хорошим знаком, род будет сильный, и тому подобное. в традициях калмыков такого почитания перед казахами, казахской кровью - нет. так что даже не читая военные летописи, можно увидеть в древнем фольклоре народов ответ на то, кто побеждал в ойратско-казахских войнах, кто сеял панику, разруху и вместе с тем восторг своей военной доблестью в домах и душах врагов.
(Ойратика)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев