КАЛМЫЦКИЕ ИМЕНА, КОТОРЫМИ НАРЕКАЛИ ДЕТЕЙ
После отпадания у ребенка пуповины, обыкновенно на 5-6й день, (в хотонах далеко находящихся от хурулов этот обряд бывает и гораздо позже) - приглашается к новорожденному зурхачи для указания судьбы новорожденного и назначения ему имени. Призванный зурхачи вместе с определением судьбы ребенка дает ему и "счастливое имя". Нельзя при этом не указать на оригинальную систему личных имен у астраханских калмыков.
Есть у калмыков имена национально-религиозного происхождения, но их сравнительно немного; наиболее употребительными из них следующие: Эрдни (сокровище), Убуши (монах), Очир (жезл), Бадма (лотос), Наран (солнце), Саранг (луна), Бембе (Сатурн), Улюмджи (Меркурий), Басанг (Венера), Пюрбе (Юпитер), Амулунг (спокойствие), Мацак (пост), Церен, Гаря, Лиджи, Зодбо, Сангаджи, Баярылха, Балчха, Кешете, Дорджи (алмаз), Тумюртуг, Балзнг, Коцку.
Из числа этих имен дает зурхачи новорожденному, но чаще только первому сыну, и в исключительных случаях дочери. Следующие дети уже называются по имени урочищ, рек, озер, где они родились. Но если дети умирали, то уже прибегают к имени другого типа: или имя дается по названию животного или же по первому встречному человеку или предмету.
В этих случаях собственно делается фикция подмена лица. По убеждению калмыков смертность детей происходит от действия злых духов (чуткур, шулмус и пр.) и вот, чтобы ввести в заблуждение их даются имена животных, бранные и прочие.
Подобное объяснение имеют например следующие имена: Ноха (собака), Чоно (волк), Нохан-кебюн (сукин сын), Нохан-басн (собачий помет), Ишиге (кошма), Мога (змея), Мекля (лягушка), Ухур (ложка), Сюкя (топор), Мукебюн (гадкий мальчик), Му-кюкюн (дурная девочка); Вазьки (Василий), Игнат, Цезарь, Бегели (татарское имя), Ягур (Егор), Бенке (Ванька), Аликса (Алексей), Андра (Андрей), Петеся (Петр), Микула (Николай) и прочие.
Нередко еще бывает и так, что ребенку, когда у него есть имя, дается случайно прозвище. Кроме дурного имени, как средства предохраняющего от смерти ребенка, употребляют еще и другие средства. В то семье, где дети умирают, новорожденного не показывают посторонним лицам, а иногда даже и родственникам, словно бы ребенка и нет; причем или ребенка только прячут перед входом посторонних лиц или же последних совершенно не допускают в ту кибитку, где есть охраняемый ребенок.
Чаще всего, что такая охрана длится несколько месяцев, но иногда год и дольше. Вот почему в кибитку семейного калмыка не всегда возможно войти, и если только дверная кошма опущена, то необходимо предварительно испросить позволения на вход: иначе можно внести с собою большое несчастье в кибитку.
Третье средство сохранение жизни детей - посвящение их, хотя фиктивное, хурулу под названием манжиков. Наконец практикуется, как предохранительное средство род талисманов: к волосам детей прикрепляют или серебряные монеты из числа подаренных ребенку в день рождения и омовения, или же мелкие раковины "моган толга" (змеиная голова).
И.А. Житецкий - Очерки быта Астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев