ОТ ФЕДОРОВСКО-ИВАНОВСКОГО ДО КУМАЧОВО
История села Кумачово насчитывает почти 300 лет. Это довольно долгий период времени для жизни небольшого населенного пункта.
Кумачово расположено в юго-восточной части Старобешевского района Донецкой области. По территории села протекает река Грузский Еланчик. Ближайшие населенные пункты: Победа, Культура, Светлый Луч, Вишневое, Берестовое и Глинки. Неподалеку от Кумачово находится заповедник «Хомутовская степь».
Если обратиться к истории села раннего периода, то станет известно, что земли принадлежали к территории Дикого поля (о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники на территории села – каменные бабы, курганы), по которому то и дело перемещались кочевники – татары, монголы и калмыки, а позже, во времена казачества, здесь скрывались от насилия панов свободолюбивые люди.
В связи с административной реформой российского правительства эти земли стали относиться к территории Войска Донского, причем граница территории, как это было принято в те времена, проходила по какому-нибудь естественному препятствию – в данном случае по левому берегу реки Кальмиус.
На «казачьей стороне» – левом берегу Кальмиуса, из-за татарской угрозы земля веками не обрабатывалась. Но после изгнания кочевников казацкие заимки и охотничьи угодья постепенно превращались в хутора. Такой казачий хутор Таганрогского округа Новониколаевского юрта, по информации Мемориального музея П. Н. Ангелиной, возник в конце XVIII века на месте нынешнего села Кумачово.
В 1820 году хутор принадлежал генерал-майору Ивану Дмитриевичу Иловайскому, назывался Федоровско-Ивановским и состоял из 10 дворов.
В конце 30-х годов XIX века поселок купил поручик Андрей Александрович Киреев (1818 – 1886 гг.) и переселил сюда в 1844 г. своих крестьян, находившихся в 1-м Донском округе, из поселков Кадамовского и Карповского, в числе 296 душ. Многие крестьяне, имеющие вольную грамоту, также откликнулись на приглашение новоиспеченного помещика и последовали за ним.
Прибыв на место, Андрей Киреев начал обустраивать населенный пункт. Расположение села вблизи реки позволяло использовать ее в качестве средства передвижения (современные наблюдения за формой поймы реки Грузский Еланчик в районе села Кумачово свидетельствуют о том, что в определенное время глубина была значительной и пригодной для судоходства. По свидетельствам местных старожилов выяснено, что еще в конце XIX века по реке курсировал небольшой пароходик, а в некоторых местах ее нельзя было преодолеть вброд даже верхом).
Неподалеку от места застройки находилось помещичье имение пана Хопрова (современное с. Победа), через которое проходила дорога на Таганрог, позволяющая иметь сообщение с остальным миром.
Первым делом началось строительство церкви. Она носила название Покрова Пресвятой Богородицы. Здание храма было очень красивым и высоким, а его колокольня служила еще и маяком в зимнюю непогоду для тех, кто двигался по дороге на Таганрог. После строительства церкви началось строительство жилья для переселенцев.
Многие рыли землянки и накрывали их камышом, который произрастал у реки, некоторые умудрялись с помощью волов перетащить деревянные срубы изб прямо из села Степаново.
Когда была воздвигнута церковь, село стало называться Покрово-Киреево (от названия церкви и фамилии помещика). При храме существовал постоялый двор.
Сам Киреев построил себе двухэтажный особняк с роскошным садом у небольшого водоема. Особняк находился на месте современных построек фермерского хозяйства «Старт» – гаража и мастерских колхоза «Родина». Сад находился на территории нынешней Кумачовской семейной амбулатории, а водоем – возле современного водоема между селом Кумачово и Победой (местное название «Мулятник»).
Центром села стала улица Русская (современная улица Советская, так как она простиралась через все поселение, сад Киреева и заканчивалась у самого порога дома). Церковь находилась между улицей Русской и Ивановкой (современная улица Ленина). Вверх от Ивановки находился Бугас (назван переселившимися людьми в честь их родного села, откуда они были родом). В районе современной АЗС села Кумачово находилась Карповка, а через реку – Качаны.
В районе современного парка села и Дома культуры находились зерновые амбары, где хранилось общественное зерно на случай неурожая (примечательно, что эти амбары, представлявшие собой хлипкие деревянные сооружения, совсем не охранялись, а случаев воровства из них зерна замечено не было).
Судьба Андрея Киреева была не очень счастливой – он так и не женился. Виной этому было его основное занятие, которому он посвятил большую часть жизни, – военное дело. Детей Киреев также не имел. Но однажды судьба случайно подарила ему наследницу. На территории современного водоема Победа (местное название Крестуха) начинались земли калмыков, и они часто приезжали туда, чтобы поторговать с местным населением и проезжающими людьми по дороге в Таганрог. Среди них были и дети. Одна калмыцкая девочка очень подружилась с местными девчонками, и они пригласили ее с собой. Они работали на кухне у Киреева.
Когда Киреев случайно увидел ребенка, тот ему понравился. Киреев предложил девочке стать его дочерью, и та согласилась. Киреев окрестит девочку в своей же церкви. Крестными ребенка стали пан Хопров и помещица, имевшая земли на территории современного села Глинки.
Киреев вскоре задумал выдать замуж свою «дочь», и она вышла за свинопаса Григория Чистова, работающего у ее крестного Хопрова. Киреев не возражал и дал дочери хорошее приданое. Молодожены построили дом на территории современной улицы Ленина и стали заниматься торговлей и спиртоварением. Вскоре Чистовы разбогатели и стали напрямую торговать в Таганроге, так как это было выгодно – в Таганроге был морской порт и туда часто приезжали заграничные купцы.
Киреев в это время сильно постарел и, чувствуя скорую кончину, стал распродавать свои земли кому ни попадя.
В результате этого на территорию Покрово-Киреева хлынул поток людей, желающих купить здесь земли по довольно сносной цене. Таким образом, в эти годы число населения села резко увеличивается.
После смерти Андрея Киреева владелицей дома стала его приемная дочь, но ей уже не нужен был особняк отца, так как у нее с мужем был свой довольно приличный дом, и она приняла решение продать отцовский дом некоему Молокану. О личности Молокана ничего конкретного не известно, кроме того что он прибыл в село во время продажи земель самим Киреевым и развернул активную деятельность по их покупке.
Примечательным фактом было то, что Молокан проводил опыты по анатомии человеческого тела и держал в подвале киреевского дома морг, где и занимался исследовательской деятельностью.
Продав отцовский дом, дочь Киреева начинает активно обустраивать территорию Покрово-Киреева, ведь согласно закону она являлась единственной наследницей основателя села. В результате ее действий в селе было построено две школы – мужская (располагалась на территории современного памятника воинам, павшим в Великой Отечественной войне) и женская (находилась на территории современного здания новой школы). На месте бывшей пожарной части колхоза «Родина» был построен магазин. В подвале Покрово-Киреевской церкви находился Пантеон – так называемый склеп для захоронения знатных людей. Там были похоронены священники, сельский писарь и сам Андрей Киреев, а позже и его дочь с мужем (по свидетельствам местных старожилов, во время постройки современного здания старой школы был вырыт котлован для фундамента, где и были найдены останки погребений).
Большие перемены пришли в село во время Октябрьской революции. В Покрово-Киреево неоднократно появлялись отряды Нестора Махно. Махновцы чувствовали себя настоящими хозяевами – разграбили чистовский магазин, забирали у жителей села лошадей, телеги, продукты. Кроме того, они расстреляли наследников дочери Киреева, но нескольким удалось спастись: они ночью покинули территорию села и отправились в Таганрог, а оттуда на корабле уплыли в Румынию.
Период махновцев совпал с эпидемией тифа. Половина жителей села вымерла, а кто и вовсе сбежал.
Позже на территорию Покрово-Киреева пришли белогвардейские отряды и изгнали махновцев на территорию Волновахского района, а сами начали восстанавливать прежние порядки, но это длилось недолго – 20 марта 1918 года на территорию села в результате отчаянных боев пришли отряды красноармейцев и вытеснили белогвардейцев к побережью Азовского меря. Таким образом, советская власть на территории Покрово-Киреева была установлена. Необходимо сказать, что среди жителей села нашлись как противники власти Советов, так и те, кто ее поддержал. Шло время великих перемен…
Большевики в 1919 году создали здесь первую коммунистическую ячейку, принялись активно действовать в области перестройки социальной экономической жизни села. Сразу же были созданы комбеды (комитеты сельской бедноты), и им бесплатно предоставлялся земельный надел для ведения личного подсобного хозяйства. Оказывалась помощь вдовам, нетрудоспособным гражданам.
В 1930-е годы процесс коллективизации не обошел стороной и село. Было создано четыре колхоза – располагались они на территории бывших первой, второй, третьей и четвертой бригад колхоза «Родина».
В период коммунистического правления территория села несколько расширилась: появились две новые улицы – современная Новоселовка (местное название «Нахаловка» – в результате явного самозахвата земель молодыми сельчанами, желавшими отделиться от своих родителей) и Мичурина (местное название «Безбожник» – по словам старожилов, там первоначально поселились коммунисты и комсомольцы, которые боролись за упразднение церкви в селе).
Необходимо также сказать, что церковь, построенная Андреем Киреевым, была снесена местными активистами партячейки в 1933 году. Из стройматериалов, оставшихся после разрушения церкви, они воздвигли Дворец культуры и школу, в которой в числе первых учителей работала Екатерина Сергеевна Поддымова, приехавшая в село в 1936 году.
В годы Великой Отечественной село находилось под оккупацией немецко-фашистских захватчиков. 26 августа 1943 года во время боя частей 30-й кавалерийской дивизии с немецкими соединениями в районе Покрово-Киреево село стало ареной жестоких боев. Немцы попали в «огненный мешок». Всего погибло 67 воинов Красной армии.
Предстояло похоронить убитых, причем убитых красноармейцев похоронили в районе современного кладбища села Кумачово, а фашистов – в их же окопах – на территории современной Кумачовской амбулатории.
Старожилы рассказывали: после изгнания фашистов на территории села еще долгое время жил немецкий солдат, который скрывался в развалинах школы, где был расположен немецкий госпиталь, но с наступлением холодов он добровольно сдался в руки местной власти и был вывезен в неизвестном направлении.
После окончания войны предстояло налаживать мирную жизнь, отстраивать колхозы.
Согласно телефонограмме, полученной в 1945 году из райкома партии, Покрово-Киреевскому сельскому совету необходимо было выявить жителей села, сотрудничавших с немцами, и выслать их вместе с семьями. В результате проведенной работы было депортировано около 20 человек, обвиненных в коллаборационизме, причем в их число входили и те люди, которые не выполняли план трудодней в колхозах или же медлили вступать в колхоз. Многие жители села, не желающие вступать в колхоз, уехали в город Сталино (сегодня город Донецк). В 1967 году, после реставрации колхозов, их объединили в один более крупный, который был назван «Родина».
Следует отметить, что название села Покрово-Киреево сохранилось вплоть до 1963 года, когда на очередном заседании местной власти Андрей Ильич Боровков, председатель сельского совета (с 1946 года) предложил переименовать село.
Было предложено множество названий, но решили остановиться на 13-м варианте, предложенном Андреем Ильичом, – Кумачово. Название было образовано от наименования ткани красного цвета, используемой при изготовлении красных знамен. Тем более что такое название отвечало уже сложившейся в дореволюционный период традиции, когда жители Покрово-Киреева собирались на так называемые маевки, проходившие на окраине села, возле небольшой возвышенности, которая впоследствии получила название Красная горка.
Жителями села Кумачово был воздвигнут монумент в честь погибших односельчан, защищавших село от немецко-фашистских захватчиков, у которого и на сегодняшний день чтут память погибших односельчан.
В 1966 году в селе Кумачово был организован «университет культуры» – музыкальный факультет и факультет здоровья. За годы существования колхоза «Родина» в Кумачово были построены животноводческие помещения, прекрасная машинно-тракторная станция, улучшены условия работы колхозников. Было возведено новое двухэтажное здание школы. Также были построены здания сельского совета и больницы.
Жители села активно принимали участие в улучшении внешнего вида села. Работали над укладкой дорог, выходили на субботники и всячески старались как можно скорее его украсить. Огромную помощь в этом деле оказывали учащиеся Кумачовской средней школы. Ребята в свое свободное время трудились наравне со своими родителями. Постепенно улицы села приобретали красивый вид, строились новые дома, улицы села приобретали желаемый вид. Усилиями работников колхоза был построен детский сад-ясли по улице Ленина. Кроме того, активно развивалась инфраструктура села, призванная удовлетворять растущие культурные потребности его населения. Были построены и открыты продуктовый и хозяйственный магазины, а также кафе, быткомбинат, где населению предоставлялись услуги по ремонту и пошиву одежды, обуви…
Материал подготовила Анна СЕРАЖИМ
Редакция газеты «Новая жизнь» благодарит за помощь в подготовке материала Кумачовскую сельскую администрацию, школу, архивный отдел администрации Старобешевского района, Мемориальный музей П. Н. Ангелиной.
Газета "Новая жизнь" №14 от 13 апреля 2023г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев