(сокращённый вариант, подробнее читать в первоисточнике статью кликнув по ссылке внизу)
12:05 22 ноября 2016.Валентин Соколов
Культура, Weekly, Южно-Сахалинск
|⭐|| • → ⭐ Многие .. питают интерес к истории и этнографии родного края, и в том числе к одной из наиболее ярких ее страниц — айнской. [⭐⭐⭐]
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Айны — древний народ, некогда проживавший на обширной территории Дальнего Востока от Японии до Камчатки. В ходе истории их вытесняли более сильные этносы, и постепенно их территория сократилась до Хоккайдо, южного Сахалина и Курил. После 1945 года они и вовсе стали проживать только на Хоккайдо. В настоящее время айнов насчитывается, по данным Ассоциации айнов, около трех десятков тысяч человек. В жилах большинства из них течет японская кровь. [⭐⭐⭐]
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Японский айн [⭐⭐⭐] высокого роста и вполне европеоидной внешности. [⭐⭐⭐]
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Интерес к айнам стал возрастать, тем более что вокруг ходило и до сих пор ходит много разговоров о "загадочном" народе айну, проживавшем в Японии, на Сахалине и Курилах. | ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Айнов мифологизируют, наделяют сверхъестественными способностями и чуть ли не обожествляют (одна только "айнская" гора Лягушка неподалеку от Южно-Сахалинска чего стоит!). Всё таинственное и непостижимое нынче стало модным, а глубокое изучение вопроса мало кого интересует. [⭐⭐⭐]
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ С высоты Лягушки просматривается округа: зеленые холмы и горы, до самого моря и залива, до озер. Скала своей формой напоминает сидящую лягушку, отсюда и название. Мы рассаживаемся и раскладываемся кто где.
Хранитель рассказал две легенды, объясняющие, почему Лягушка стала так называться.
Согласно первой легенде, затеяли звери состязание — кто дальше прыгнет. Стали прыгать, и заяц вышел победителем. Однако лягушка сказала, что победит именно она. Села и начала медитировать на небо. Медитировала-медитировала и превратилась в камень.
» |⭐|| • → ⭐ По второй легенде Сахалин отделился от материка и стал уплывать в Тихий океан. На острове началась паника, все стали с него убегать. Лягушка бежала медленнее всех. Айны испугались, что лягушка — символ мудрости — тоже убежит, и стали бросать в нее камни. И лягушка превратилась в камень.
|⭐|| • → ⭐ …В скале выбито нечто, смутно напоминающее силуэт раскинувшегося человека. Хранитель сказал, что это ложе айнской шаманки, "носительницы информации рода", как вещает об этом информационная табличка. Хранитель предложил попробовать лечь в ложе желающим — прикоснуться к сакральной энергии. Осмелилась только Саяка.
|⭐|| • → ⭐ Другая табличка у скалы от имени Лягушки вещает: "Когда-то в этой местности жили айны, они почитали меня как храм мудрости. …А еще вы можете прикоснуться ко мне и попросить о чем-нибудь". Всё тут пропитано легендами и мистикой. Айны ушли, но оставили здесь древнюю магию, которой живо, но чересчур восторженно интересуется современный российский человек.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Как-то мне на глаза попалась передача из цикла "Таинственная Россия" — "Сахалин. Исчезнувшая цивилизация плавучего острова?" Смотрел во все глаза и даже целых два раза (второй раз аналитически). Там было чему подивиться, было что почерпнуть, несмотря на то, что фильм смонтирован в виде клипа с быстро меняющимся видеорядом, и картинка дрожит так, словно оператора во время съемок трясло с похмелья.
|⭐|| • → ⭐ Передача была посвящена айнам и их "священной горе" Лягушке, которая смотрит на звезду Сириус. Якобы айны были уверены в том, что их боги и создатели прилетели с Сириуса. В передаче утверждалось, что горы Алтарная и Лягушка постоянно смотрят на Сириус. Но как это возможно, если планета Земля медленно, но верно меняет свою ось?!
|⭐|| • → ⭐ Всё очень просто: Сахалин движется за Сириусом! И при этом остров, двигаясь, неуклонно приближается к материку. Сахалин, утверждал проникновенно голос за кадром, это живая рыба.
|⭐|| • → ⭐ Таким образом, в передаче давался исчерпывающий ответ на интригующий вопрос: откуда на Сахалине взялись загадочные айны.
|⭐|| • → ⭐ Оказывается, айны приплыли сюда из Америки… на самом Сахалине, который постоянно движется (он ведь живая рыба). "Теория плавающего острова могла бы объяснить все странности и необъяснимые явления, которые сейчас известны на Сахалине". "Если Сахалин на самом деле движется, возможно, айнам и не пришлось никуда плыть на кораблях — остров был их гигантским и самым надежным морским судном".
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Всё в том фильме намешали, приплели даже тектонику. Было сообщено, что, поскольку остров движется, то это порождает землетрясения, например, Нефтегорское землетрясение 1995 года. Приводили данные о землетрясениях разных лет (следуют годы) магнитудой от 3 до 6 баллов, и эпицентры этих землетрясений находились не на самом острове, а в окружающих его водах. "То есть что-то постоянное происходит вокруг Сахалина, как будто остров, — нагнетает жуткую загадочность вкрадчивый голос за кадром, — и вправду движется".
|⭐|| • → ⭐ Приплели сюда и грязевые вулканы: "Пока не спит грязевой вулкан, не спит и огромная живая рыба Сахалин".
|⭐|| • → ⭐ Затем перешли к фауне "священного айнского острова". Медведь своим скелетом и мышечной массой похож на человека. Следовательно, айны имеют общего предка — медведя, от которого зачала заблудившаяся в тайге женщина.
|⭐|| • → ⭐ Такие выводы делаются в фильме, претендующем на сенсационность.
Что тут сказать? Спрос рождает предложение: массовому зрителю нужна загадка, мистика, постмодернистическая квазинаучная мешанина — она разбавит его скучную жизнь в виртуально-пластиковой цивилизации и придаст ей хоть какой-то смысл.
Не знаю, в какую сторону движется рыба-Сахалин, но массовое сознание движется в какую-то страшную сторону.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ …Возвращаемся с Лягушки. Идем с Хранителем позади, замыкают шествие Ая и Харука. Хранитель говорит мне: "Они соприкоснулись с Айной, своей матерью, и теперь понесут свет на Хоккайдо, хотя на их сознании это никак не отображается. Они бы сюда не поехали, если бы не были готовы".
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ …Через несколько часов после похода, когда мы уже вернулись в город, Вождь давал интервью одному сахалинскому телеканалу. На вопрос, что он думает о "священной для айнов" горе Лягушке, Вождь, весь красный от проведенного только что на берегу озера религиозного обряда, сказал, что айны никогда не ходили/не взбирались на священные места, дабы не гневить богов, которые не любят, чтобы люди их тревожили своим посещением.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ История айнского народа
Для начала с целью ознакомления рассмотрим вкратце, тезисно, историю айнского народа ..
Сперва обратимся к российским источникам. В своих сказаниях айны повествуют о том, что "…имя прародителя было Айно, первые наши следы — на северо-востоке острова (Хоккайдо — прим.автора)". Это породило гипотезу, что айны пришли с севера и двигались на юг. Помимо палеоазиатской теории ("северного варианта") происхождения, есть и теория южного происхождения айнов, согласно которой предки айнов пришли из Океании, на что указывает сходство айнов с полинезийцами в области религии, в обычае татуирования, в одежде, в ритуальных танцах.
В целом же происхождение айнов, имеющих коренные отличия (в первую очередь, внешние: большие бороды, разрез глаз, строение черепа и пр.) от других жителей Азии, остается загадкой, что порождает массу всяких гипотез, а то и откровенных мифов и легенд, порой самых нелепых. Существует даже кавказская версия айнского этногенеза, с чем автор готов согласиться: на иллюстрации книги айнских сказок, полученной им в подарок от айнов, изображен персонаж с сугубо горскими чертами лица (русский глаз их сразу уловит).
|⭐|| • → ⭐ Письменные свидетельства об айнском народе мы находим уже в Древнем Китае. В источнике "Каталог гор и морей" ("Шаньхайцзин") упоминаются "волосатые" (маоминь), жившие в "заморье востока" — вероятно, айны японского архипелага. В "Повествовании о восточных иноземцах" говорится о "царстве татуирующихся".
|⭐|| • → ⭐ В древне-японском сборнике "Отоги-дзоси" есть легенда "Путешествие Ондзоси на острова". В ней повествуется о том, как некто Ондзоси (одно из имен полководца Минамото-но Ёсицунэ, исторической личности) решил отправиться в страну Тисима — Тысячи островов (именно так звучат Курилы по-японски), лежащую к северу от Японии (другое название — Эдзогасима, т.е. Острова варваров). Столица той страны называлась Замком счастья, а правил страной король Канэхира. В его дворце находится свиток, название которому "Закон будды Дайнити". В этом свитке описаны военные секреты, которые помогут стать правителем Японии. Люди страны Тисима ходили с отравленными стрелами наготове, а король был страшным исполином с восьмью руками, с восьмью ногами и тридцатью рогами. У короля была дочь, принцесса Асахи. Ондзоси и Асахи полюбили друг друга. Принцесса выкрала для него свитки военных секретов. Ондзоси предложил ей бежать, но Небесная фея отказалась, и Ондзоси пришлось бежать одному. Впоследствии принцесса была разорвана разгневанным отцом. За Ондозоси погнались тысяча демонов, но, используя полученные военные секреты, он скрылся от них. Отныне, имея военные секреты, сто поколений Гэндзи, говорится в легенде, смогут легко удержать Японию в своих руках.
Японские анналы "Нихонги" сообщают (в 97 году н.э. по европейскому летоисчислению) о восточной стране Хидаками и ее народе эдзо.
|⭐|| • → ⭐ В 368 году эдзо (айны) разгромили японскую армию, но уже через сто лет японцы покорили айнов, живущих на равнине Канто (район нынешнего Токио). Японцы постепенно продвигаются на север Хонсю и в 642 году покоряют регион Тохоку (северо-восток Хонсю). [⭐⭐⭐]
|⭐|| • → ⭐ 12 век. В результате развития международных торговых отношений на Японские острова проникают изделия из железа, лакированная продукция и гончарная культура Сацумон. Появляются айнские орнаменты, формируется айнская культура и этикет.
|⭐|| • → ⭐ 13 век. На фоне развития торговых связей на территории нынешнего Хоккайдо происходит социальная организация общества: в долинах больших рек складываются сплоченные родоплеменные союзы, имеющие в своем составе отряды морских воинов. Формируется власть вождей. Примерно в это же время часть хоккайдских айнов, обладая экономической и военной мощью, наработанной в ходе торговой деятельности, переселяется на южный Сахалин. Отсюда берет начало сахалинская ветвь айнского этноса.
|⭐|| • → ⭐ 1263 год. Сахалинские айны (куи) вытесняют нивхов к устью Амура, где происходит сражение с пришедшими на подмогу нивхам монгольскими войсками.
|⭐|| • → ⭐ 14 век. К этому времени японцы, проживавшие на Хонсю, уже разделают айнский народ на отдельные типы. Так на Эдзо-га-Тисима (нынешний Хоккайдо) проживало три типа айнских племен: хиномото, карако и ватарито.
|⭐|| • → ⭐ Период с 1456 года по 1525 год именуется как "эпоха непрекращающихся восстаний": айны выступали против японцев, стремящихся закрепиться экономически на юге полуострова Осима, что на самом юге Хоккайдо (Айну-мошир).
|⭐|| • → ⭐ 1457 год. Восстание Косямаина. Айнские войска под руководством Косямаина атаковали почти все замки японцев за исключением двух. Было убито много японцев, но также были убиты сам Косямаин и его сын.
|⭐|| • → ⭐ 1550 год. В результате переговоров между самураями клана Мацумаэ и айнскими старейшинами восточного и западного берегов полуострова Осима, был заключен паритетный договор о совместном владении территорией.
|⭐|| • → ⭐ 17 век. На юге Хоккайдо формируется японское княжество Мацумаэ.
|⭐|| • → ⭐ 1669 год. Восстание, возглавленное Сякусяином. Возмущенные торговой политикой клана Мацумаэ, в результате которой территория свободной экономической деятельности айнов была сужена, айны подняли антияпонское восстание с целью вернуть себе экономическую независимость. Восстание подавлено.
|⭐|| • → ⭐ 1789 год. Восстание айнов на Кунашире и в местечке Менаси на Хоккайдо (Менаси-Кунаширское восстание), вызванное произволом (экспроприациями) торгового подрядчика Хидая Кюубэй. Восстание было подавлено. 37 айнов, зачинщики восстания, были казнены.
|⭐|| • → ⭐ 1799 год. На фоне продвижения русских на юг Курил, к владениям Японии, самурайское правительство бакуфу берет непосредственное управление Восточным Эдзо.
|⭐|| • → ⭐ 1855 год. В Симоде был подписан первый российско-японский договор о дружбе — Симодский трактат. Согласно договору Сахалин определялся как территория совместного проживания. Курильские острова разделялись по проливу между Итурупом и Урупом.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ 1875 год. В мае был подписан Санкт-Петербургский договор, по которому Россия передавала Японии все Курильские острова выше острова Уруп в обмен на всю территорию острова Сахалин. В октябре того же года айны, проживавшие на берегу сахалинского залива Анива, в количестве 841 человек были переселены на Хоккайдо и в следующем году принудительно расселены в районе реки Исикари.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ В отношении айнов проводилась политика ассимиляции: запрещались айнские традиции и обычаи, в частности, женские татуировки (вокруг рта), предписывалось изучение японского языка, им давались японские имена, навязывалось сельское хозяйство.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ После того, как с 1875 года Курильский архипелаг стал полностью территорией Японии, айны бежали на север Курил — ближе к России.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ С целью искоренить у аборигенов тяготение к русским в 1884 году японцы переселили северокурильских айнов на бесплодный остров Шикотан, где условия для проживания и ведения хозяйственной деятельности для айнов оказались непригодными. Некоторые из них были вывезены впоследствии на Хоккайдо.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ К 1941 году курильская ветвь айнского этноса перестала существовать.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ В конце 1940-х годов в связи с репатриацией японского населения с Южного Сахалина сахалинские айны как граждане Японии вместе со всеми покинули остров. Таким образом, народность айну стала проживать практически только на Хоккайдо.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ После войны история айнского народа представляет собой борьбу за свои права. В 1946 году была образована Ассоциация айнов Хоккайдо, в 1961 году она была переименована в Общество друзей Хоккайдо и в 2009 году вернула себе прежнее название. Целью Ассоциации является защита интересов айнов Японии.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Представители айнского народа вступили в рабочую группу ООН по коренным народам (Женева). В 1997 году был принят "Закон о развитии айнской культуры", на основании которого создали Фонд изучения и развития айнской культуры, спонсируемый государством.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Озеро Тунайча
После Лягушки поехали на Тунайчу. [⭐⭐⭐]
Мы расположились на берегу..
|⭐|| • → ⭐ Китахара-сан ходил по берегу озера среди купающихся и собирал дрова — похоже, он собирался развести костер. [⭐⭐⭐] Китахара-сан отошел за дорогу к лесу и, надев национальный костюм — свой айнский халат, — развел огонь там. Он достал из сумки ритуальную посуду, в том числе палочку икуниси (для кропления огня), бутылку русской водки, какие-то закуски и, сидя скрестив ноги, стал совершать религиозный обряд.
Доцент, специалист в области айнской религии, он делал это со знанием дела: не заигрывал с чужой духовностью, чему с увлечением предается "цивилизованное человечество", но совершал обряд своей веры. Вождь налил в деревянную пиалу водку, положил на пиалу палочку икуниси и запел на айнском языке красивую обрядовую песню. Периодически Китахара-сан окроплял огонь водкой при помощи икуниси. Движения его были плавные и неспешные. Пение он перемежал глотками из чаши — своего рода причащение. На дороге собрались немногочисленные зеваки, проезжали с грохотом машины, но Вождь не обращал внимания на внешний мир. В конце обряда, который длился минут сорок, он вылил остатки водки в затухающие дымящие угли.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Огонь для айнов является, пожалуй, самый главным камуем (камуй — бог). Фучи — так зовут айнскую богиню огня, бабушку, хранительницу очага, являющейся посредником между миром людей и миром богов. К слову, знаменитая огнедышащая Фудзияма, гора-вулкан Фудзи (Фудзи-сан), ничто иное, как японизированная Фучи: гора-символ Японии носит айнское имя.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Айнское происхождение имеют многие географические названия северо-востока и севера Японии.
Надо думать, Вождь совершал обряд именно перед старушкой Фучи.
|⭐|| • → ⭐ Отъезд
10 августа. По пути в аэропорт заехали в "Сити Молл". Затем были проводы в аэропорту. Перед таможенной зоной плакала Саяка (Саша), Ёнэдзава Рё тоже не сдержался — пустил слезу.
Переступив границу, Ая обернулась, и на ее глазах были слезы.
— Ты же говорила, что не будешь плакать! — вырывается у меня легкий укор. Она ничего не ответила.
Пять дней пролетели, как один день, и в то же время были прожиты, как целая эпоха, давшая в огромных количествах пищу для размышлений. https://sakhalin.info/weekly/124391 ***
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Много ходит разговоров о необходимости сохранения культуры коренных народов мира, в том числе России: о местах их традиционного проживания, о промыслах, о преподавании родного языка в школах и пр. Переживают по поводу того, что уникальная национальная культура может быть утрачена навеки. Но что тут говорить, если сам государствообразующий народ России забыл свою культуру. Забыл свои песни, национальную одежду, заветы предков, веру отцов — забыл всё. Русская культура если и осталась где, так только на сценах ДК и в передачах типа "Играй, гармонь". О состоянии современного русского языка вообще без слез не скажешь: безграмотность стала повсеместной на всех уровнях. [⭐⭐⭐]
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Живой традиции разрешили быть, но у ней больше нет сил быть. Традицию изжили в ходе прогресса и теперь реабилитируют, но уже — в виде ролевых игр, фоновой картинки на странице социальных сетей, имитации духовности и пр. Традиция существует нынче в качестве музейного экспоната, лубочного рисунка, сувенира для иностранных туристов (пока ее существование экономически оправдано). Ныне усилия народов мира направлены только на обслуживание глобальной экономики, в которой национальные различия не нужны.
| ⭐ ➡ «Fact vs Fake» |⭐|| • → ⭐ Современная цивилизация сметает традиционный мир. Расовый миксер набирает обороты. Бульдозер научно-технической прогресса сгребает-сваливает в глобальную кучу культуры, языки и генофонды. Поборники прогресса видят в этом положительные моменты; потребители просто потребляют блага цивилизации. И лишь немногие бьют тревогу. Но их почти никто не слышит…
|⭐|| • → ⭐ Автор выражает благодарность Ольге Хурьюн, специалисту Сахалинского областного центра народного творчества, и Анне Левковской, научному сотруднику отдела истории Сахалинского областного краеведческого музея, за консультативную помощь и рецензию.
https://ya.ru/video/preview/3144915314687227883
https://ya.ru/video/preview/6671604418935989895 Там, где сосны, где дом родной,
...https://ok.ru/video/8784053632 💥 Майя Кристалинская https://ya.ru/video/preview/14081164567434482642 Песня из фильма " Большая руда " Кликайте по ссылкам и переходите по ним на акаунт страницу Источников и там смотрите, если вдруг ВИДЕО в ОК не показывает ..
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7