Деревянный самокат – мечта советских мальчишек. В моём далёком, далёком детстве в сибирской деревне (пос. Ленинка) самокаты тоже были предметом мальчишеского престижа, т.к. были каким ни каким, а транспортным средством. Правда, в конце 40-х начале 50-х г.г. это были самоделки. Основные части самоката? Колёса, дека и руль! Дека – это доска, на которой стояли во время езды. Чем она короче, тем проще на самокате ехать.
Их мы делали из обрезков досок, разогнутой консервной жести, кривых гвоздей, проволоки и прочего бросового материала. Главное – раздобыть отработавшие подшипники. Если не было знакомых механизаторов, искали шкивы или другие детали в виде колёс в металлоломе, а его была тьма вокруг МТМ и старой кузницы. Если и это не помогало, голь на выдумки хитра, выпиливали кругляши от бревна и делали из них колёса. Я сам прошёл через это, пока не нашёл металлические колёсики. На снимке внизу: Русский самокат «Чукуду» (см. комментарии).
В отверстие в подшипнике вставляли ровную круглую деревяшку и крепили к основанию с низу. Рулевая часть тоже из доски. К ней крепили палку – руль. Тормозов у такого самоката не было. Самокат мог ехать только прямо. На нём нельзя было повернуть. У него не было руля. Вернее он был, но выполнял совсем другую функцию. Мы держались за него, чтобы сохранить равновесие и не упасть во время езды. Ну, а если нужно круто повернуть, то соскакивали на ходу, разворачивали самокат, и снова вскочив, продолжали двигаться. Лихо! В движение самокат приводился мускульной силой. Недостаток – в деревне нет асфальта. Приходилось часто чистить подшипники и смазывать. А шкивы и другие колёсики пыли не боялись. Ни о каких моторчиках тогда речь не шла.
Сейчас, в эпоху электросамокатов, та наша самодельная техника смотрится очень наивно. Но у нас особого выбора не было. Современные подростки несчастны, если родители не могут купить им новый «Айфон». А мы в СССР радовались деревянным самокатам. Выходит, счастье и деньги не всегда связаны.
Что древнее — самокат или велосипед? Конечно же — самокат! Самокат древнее велосипеда. Когда и где появился первый самокат? Точного ответа никто не знает. Учёные отыскали изображение самоката ещё на древних фресках, на которых изображён ангел на чём-то похожем на самокат. Однако официальной датой появления самоката считается 1761 г., когда он появился у немцев. На картинке: Машина для ходьбы. Один из прародителей самоката. Вместо шин были жёсткие металлические обода. Тормоза не было. Передняя вилка тоже из металла, как и детали, на которых располагались сиденье и подлокотники. Изображения в комментариях не нуждаются. И так всё понятно!
Официальной датой появления скутера считается 1761 г. Именно в этом году немецкий производитель вагонов Михаэль Касслер создал самокат . А чуть позже Карл фон Драйз усовершенствовал конструкцию, изобретя управляемое переднее колесо . Скутер сразу стал популярен во Франции и Англии. Правда, во Франции был свой изобретатель скутера\ - граф де Сиврак. Именно он в 1791 г. изготовил самокатную машину под названием "Селяриферу" — - первый французский самокат. Как бы там ни было, но самокаты полюбились как взрослым, так и детям.
В России в самом начале прошлого века самокат называли велосипедом. В Первую мировую войну в российской армии были созданы мотороллерные подразделения, которые выполняли коммуникационные функции с помощью велосипедов (самокатные части). Ещё в детстве я слышал об этом. Только недоумевал очень, как солдаты на самокатах на операцию едут. Оказалось, самокатами называли велосипеды. Они к тому же были складные (см. фото).
В СССР массовое заводское производство самокатов началось в 1970 г.г., когда Сергей Лунтовский собрал металлический самокат (см. фото)
Прошли годы. Бывшие подростки стали взрослыми. Никто не знает, почему новые мальчики потеряли интерес к самокатам. Самокаты больше не производились, и эта замечательная детская забава была забыта на полвека. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, о самокате снова вспомнили, и он появился в продаже. Нынешнее поколение детей развлекается гонками на самокатах по мощеным дорожкам садов и парков. А какое множество самокатов сегодня предлагают магазины для любителей этого вида спорта и отдыха: самокаты с маленькими и большими колесами, гоночные и полугоночные, городские, шоссейные, беговые и даже снегоходы! Скорее всего, никто из ребят не знает, что такой привычный и любимый самокат изобретался не один раз. В начале ХХ в. появились самокаты с моторчиками (и бензиновыми, и электрическими). Их звали «автопедики». Неблагозвучно как-то. Мы в сибирской деревне не знали об этом.
Это сегодня они заполонили все города – их водители сбивают пешеходов и гибнут сами… Печально!
Умельцы из Конго, беднейшей страны Африки, собрали большой деревянный самокат. Назвали его Чукуду. Это страна без дорог и автотранспорта. Мы в деревне до такого не додумались.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4
самокат. Назвали его Чукуду. Это страна без дорог и автотранспорта. Мы в
деревне до такого не додумались.
Может быть появится свой памятник и у нас!