ФЕДОР ВАСИЛЬЕВ. "ОТТЕПЕЛЬ". 1871 г.
Федор Александрович Васильев - живописец и рисовальщик, мастер пейзажа
(1850, 10 февраля, Гатчина Санкт-Петербургской губернии - 24 сентября, 1873, Ялта)
"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин." (Ге Н.Н.)
Родился в Гатчине в бедной семье. Работал подмастерьем в мастерской художника-реставратора. В 1865 году поступил в Вечернюю рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств, поддерживал дружеские отношения с И.Н.Крамским, пользовался советами И.И.Шишкина, с которым постоянно работал на натуре. Закончил обучение в 1867 г. Талант Васильева развивался необычайно быстро: уже в ранних пейзажах Васильева образы русской природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и лиричны. В 1870 году, после четырехмесячного путешествия по Волге вместе с Репиным и Макаровым, художник написал свою первую известную картину «Вид на Волге. Барки» (1870) - восторженный гимн красоте летнего утра. В 1871 году он создал знаменитую «Оттепель». В ней ясно чувствуется настроение тревоги и безнадежности. Романтик по мироощущению, художник, стремясь к выражению сильных чувств, запечатлевал необычные состояния природы, как это - оттепель посреди зимы. Построенная на сложных тональных взаимоотношениях, картина восхищает изысканной колористической гаммой, столь любимой Васильевым золотисто-коричневой с оливковым оттенком. Картина была принята современниками как историческое событие в русской пейзажной живописи, Общество Поощрения Художеств вручило художнику первую премию. Эта картина стала роковой в судьбе Васильева: во время работы над ней он заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Ялту в надежде на излечение. Щемящим чувством тоски по российским пейзажам и предчувствием скорой кончины пронизана одна из последних картин художника «Мокрый луг» (1872). Картина поражает свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы, исходящей от нее смутной томительностью. Проявляя сильный интерес в своем творчестве к лирическому пейзажу, он выступил продолжателем традиций Венецианова и Саврасова. А по силе и чистоте цвета его полотна явились откровением для живописи 70-х годов XIX века.
Комментарии 175