🙏
Икона "Успение".
XIII век. Псковская школа. 135 × 100 см. Государственная Третьяковская галерея. Из церкви Успения на Пароменье в Пскове, построенной в 1444 году.
Раскрыта И. А. Барановым в 1949 году. В центре композиции Христос, держащий на руках душу Богоматери, стоит на фоне синей в два тона, заостренной вверху славы. Славу обрамляют восемь ангелов, закрытые ее внешним контуром по грудь или до шеи. По сторонам ложа предстоят апостолы и два святителя (слева)
PS:
Событие Успения Богородицы, согласно древнейшим преданиям, воспоминалось уже апостолами. Сам день празднования 15/28 августа был установлен при императоре Маврикии. С этого времени начинается почитание образа Успения. На иконе изображена Богоматерь на ложе, Ее окружают апостолы и Небесные Силы. А Спаситель стоит возле одра и принимает душу Пречистой Девы, которая изображена в виде спеленатого, иногда крылатого младенца. Цикл изображений, связанных с Успением, мог включать сюжеты: «Смертное Благовещение», «Богородица на Елеонской горе», «Прощание с апостолами», которые помогали раскрывать тему расставания Пречистой Девы с учениками, Ее отход в вечность к Своему Сыну. В византийских храмах Успение изображалось на западной стене, в том месте, где по русской традиции располагаются картины Страшного Суда. В русских храмах композиция Успения размещается в алтарной части – например, в Архангельском соборе Кремля и в современных росписях Троицкого собора города Щелково.
Спаситель на иконах изображен весьма торжественно, в небесной славе, которая сосредотачивает внимание на смысловых центрах образа: Христос держит душу Своей Пречистой Матери и благословляет Ее, лежащую на ложе. На иконе «Сошествие во ад с клеймами двунадесятых праздников» Федора Телегина 1838 года из Ярославского художественного музея Христос исходит из облаков и стоит посреди золотого сияния, которое вторит среднику, в котором Он изображен в золотой мандорле. Над главой Христа пламенеющий серафим (красный). Введение в композицию группы ангелов в преддверии рая и Небесных Сил, стоящих посреди апостолов, показывает торжество Церкви Небесной: и на небе, как на земле, находятся ангелы. Подобная композиция перекликается с иконами Рождества Христова и придает образу особые ликующие нотки.
Особенно торжественна Киево-Печерская икона Успения. Образ Успения Богородица Сама вручила греческим мастерам и отправила их из Константинополя на Русь для строительства лаврского Успенского собора в 1073 году – об этом сказано в Киево-Печерском патерике. Форма этой иконы похожа на позднейшие вытянутые по вертикали Плащаницы Пречистой Девы. Среди других иконографических черт – присутствие только Спасителя и апостолов. Икона не сохранилась; ныне в Киево-Печерской лавре есть почитаемые образа этого иконографического извода.
Соборные храмы в Средневековой Руси нередко освящались в честь праздника Успения. Под «местные», то есть посвященные храмовому празднику иконы подвешивались пелены, на которых также был вышит сюжет Успения. Например, на пелене из Кирилло-Белозерского монастыря XV столетия предстоящие стоят двумя четкими регистрами: внизу апостолы, вверху святители и жены. Усыпальница Богородицы в палестинской Гефсимании покрыта драгоценными и вышитыми занавесами.
Постройки, изображенные на иконах Успения, особенно в позднейших памятниках, выглядят весьма торжественно и величественно. На образах этой иконографии иногда можно увидеть дома в виде триумфальной арочной конструкции. Высящиеся здания, напоминающие башни, порой упираются в лузгу (скос между полями и ковчегом иконы). Такова икона из Успенского собора города Кемь.
Перед одром Богоматери стоит свеча, а иногда располагается небольшая скамеечка. Согласно Четьим-Минеям, Богородица беседовала с учениками Христовыми, хвалила их за труды и утешала. Скамеечка у ног Богоматери – деталь, которая указывает на то, что Пречистая Дева собрала всех у Своего одра, прощалась здесь с апостолами и благословляла их.
Апостолы изображаются по сторонам от одра Богоматери. Апостолы Петр и Павел на иконе Успения выделяются композиционно. Согласно тексту «Слова Иоанна Богослова на Успение Богородицы», у ложа собрались все апостолы, они изображены предстоящими Богоматери, и порой каждый из них обращается к Ней со своим горестным «жестом», таким образом изливая свою скорбь. В сцене Успения в цикле, посвященном Богоматери, на южном фасаде храма Фетхие Джами XIII–XIV веков в Стамбуле сохранилась только фигура апостола Петра. Возможно, это сюжет обращения Христа к Петру, чтобы он возжег кадило и начал отпевание Богоматери, согласно апокрифическому «Слову» святого Иоанна Богослова.
В нижней части иконы изображается иудейский священник Авфония, который пытается опрокинуть одр с Богоматерью, при этом его руки были отсечены невидимой силой. На иконе Успения, написанной к освящению Успенского собора Московского Кремля (1479 г.), Авфония расположен ближе к правой группе апостолов и буквально обращается к стоящему у ног Богоматери апостолу Павлу, протягивает к нему руки. Известно, что апостол Павел прежде был гонителем христиан, фарисеем, и после своего обращения традицией Церкви был наречен первоверховным. Так же и Авфония, согласно преданию, был фарисеем, но после чуда, совершенного над ним ангелом, раскаялся. Интересно, что в заалтарных росписях, как правило, не пишется этот сюжет; либо иконописцы относятся к нему деликатно, изображая нижнюю сцену с кощунником так, чтобы она не была выделена размером и композиционно.
«Облачное Успение» – название для успенских икон подробного или развернутого извода. По преданию, апостолы были восхищены на воздух и отнесены в Иерусалим на прощание с Богоматерью. Апостолы изображаются на облаках каждый особо, сопровождаемый ангелом. Иногда облака и сидящие на них апостолы лишь намечены графически либо написаны монохромно – как явление, не вполне вписывающееся в земные рамки.
Меднолитые иконы представляют краткую и развернутую иконографию: облака из белой эмали подобны белоснежным раковинам, которые неподвижно стоят над одром Богоматери, придавая торжественное звучание образу. Гробу Богоматери предстоят святители: Дионисий Ареопагит, Иаков, брат Господень, Иерофей Афинский и Тимофей. Святители на иконах Успения представлены иератично, как в Деисусе: тем самым художники Древней Руси могли делать акцент на том, что они совершают молитву, обращаясь ко Христу. Эта роль святителей порой передавалась слегка увеличенными фигурами. На образе художника Назария Истомина 1621 года из Коломенского объединенного музея-заповедника ризы святителей с различными узорами придают праздничное звучание образу.
Иконы Успения Богоматери по-особенному торжественны: Царица Ангелов возносится на небо к раскрытым Небесным вратам рая. Ее фигура помещена в круг – символ вечности, и Она смотрит из этой вечности вниз на апостолов и всех учеников, слыша и принимая их молитвы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев