Архетипы - рычаги управления энергией
Юнг писал: «Если вдруг мы посмотрим на человечество как одну личность, мы увидим, что оно подобно влекомому бессознательными силами». Силы или сила - это и есть энергия. Великий психоаналитик был предтечей полевого подхода. А полевые терапевты сделали эти силы и эту силу фокусом своего изучения.
Можно перефразировать Юнга: «Если мы посмотрим на человечество как на одну личность, мы увидим, что эта личность находится под действием поля - глобальной бессознательной силы».
Поле двигает жизнь из прошлого в будущее наиболее естественным путём. Но на этом пути внутри личности могут возникать препятствия, которые мешают энергии двигаться в будущее. В юнгианском психоанализе эти препятствия описаны как отдельные части психики, которые оказались отщеплены в результате травмы и поэтому кажутся отдельными.
Вот почему Юнг выделял отдельные образы и соответствующие модели поведения. Это позволяет распознавать осколок личности, который взял власть над всей личностью.
Юнг создал систему ведущих частей личности. Из множества универсальных, общих для цивилизации символов-архетипов он выбрал несколько базовых. С их помощью Юнг диагностировал отщеплённые части личности, чтобы заново встроить их в целостную систему.
Я наблюдаю за тем, как разные практики обходятся с идеями Юнга и как используют понятие «архетип». Если аналитик говорит своему клиенту «вы Трикстер» или «вы Герой», эта формулировка выталкивает за пределы юнгианской теории. Кстати, у меня именно поэтому возник конфликт с автором очень хорошей типологии, в основе которой - архетипы героев русских сказок. Автор в одном из комментариев написала «скорее всего, вы Кот». Объясню, в чём я вижу противоречие с системой Юнга.
Для Юнга отщеплённые части личности - это «демоны», которые взяли власть над личностью. «Я» личности - это совокупность множества частей. Отдельный архетип не равен моему «я». Именно поэтому формулировка «вы Кот» или «вы Трикстер» кажется мне некорректной.
Я - это совокупность Персоны, Тени, Эго, Анимуса / Анимы, Самости, Трикстера, Героя, Матери, Отца и Мудреца. Система архетипов может быть любой. Это может быть Кот Баюн, Серый волк, Иван-царевич и другие. Но суть в том, что ни один архетип не существует вне своей системы. И «я» не ограничивается ни одним, ни двумя, ни тремя архетипами. Личность - это совокупность архетипов, часть из которых отщеплена и пытается доминировать над остальными архетипами.
Если «вы Кот»- происходит отщепление одной части личности и обозначение всей личности отщеплённым ярлыком. Говоря языком Юнга, происходит навязывание мне «демона», который имеет потенциал власти и превосходства над другими частями моей личности.
Сама по себе диагностика и психологическая работа с помощью архетипов - прекрасный инструмент! Он помогает исследовать связь с коллективным бессознательным и со своим глубинным подсознанием. Он помогает выявлять доминирующих «демонов», находить их слабые и сильные стороны, но главное - нейтрализовать их власть над личностью при помощи возвращения в систему.
И тогда вместо навешивания ярлыка «вы Трикстер» важно развернуть клиента к его целостности. Например, так: «Давайте посмотрим, как ваш Трикстер действует в системе других архетипов. Как он взаимодействует или конфликтует с другими частями вашей личности?»
Поясню совсем просто. Корректная юнгианская позиция такова: не «вы Трикстер», а «в такой модели поведения я вижу элементы архетипа Трикстера». Скажете, что это одно и то же? Нет, не одно! Дьявол и демон - в деталях! Кстати, «демон» - это слово самого Юнга. А следование одному архетипу Юнг сравнивал с одержимостью демоном. Одержимость архетипом - дисгармония личности.
Обращая внимание на эти детали, мы возвращаемся к главной ценности Юнга - к анализу части в системе. И такая работа становится похожей на то, что делают полевые и песочные терапевты. А они предлагают поставить в поле несколько фигур и посмотреть, как эти фигуры взаимодействуют между собой.
Почему я решила написать об этом, не будучи юнгианским психоаналитиком или полевым терапевтом? Почему меня это волнует как полевого текстовика? Потому что текст - это тоже система, в которой есть разные части личности. В тексте есть Автор, Читатель, Клиент, Подписчик. Но это ещё не всё! В тексте есть все базовые архетипы Юнга! В тексте есть Мать, Отец, Трикстер, Герой.
В тексте, как в поле, можно сделать расстановку и посмотреть, как разные фигуры взаимодействуют друг с другом. Можно посмотреть на разные системы в тексте: на семейную систему или на систему частей одной личности. Главное - не забывать, что это система, не отщеплять отдельные части личности клиента и не множить «демонов».
Человек и так достаточно расщеплён. Создавать дополнительные преграды для движения поля через личность - вряд ли это настоящая помощь. Поле беспрепятственно проходит только через целостное.
Нет комментариев