«Алексей Венецианов.
Пространство, свет и тишина».
18 февраля - 245 лет со дня рождения Алексея Гавриловича Венецианова, русского живописца, мастера жанровых сцен из крестьянской жизни, педагога, члена Петербургской академии художеств, основателя так называемой венецианской школы. Алексей Венецианов родился в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.
Венецианов не получил фундаментального академического образования, но искусством увлекался с детства. По рассказам самого художника, еще обучаясь в пансионе, он рисовал карандашом и щетинным пером портреты соучеников. Первым его наставником в ремесле был никому не известный мастер Пахомыч или, по другим источникам, Прохорыч. Этот человек учил будущего живописца смешивать краски, делать подрамники, подготавливать холст и прочим секретам ремесла.
Интересно, что у юноши возникали проблемы с рисованием карандашом. Он хотел писать сразу красками по холсту, что раздражало учителя. Этот же первый наставник определил Алексея в обучение к мастерам Оружейной палаты в Московском Кремле. Но и здесь учителя столкнулись с полным нежеланием юноши учиться рисунку. Как следствие, учеба быстро закончилась.
К тому же отец Венецианова Гаврила Юрьевич мечтал для сына о карьере чиновника. После окончания пансиона Алексей Венецианов поступил на службу в Чертежное управление, но увлечения своего не оставил. История искусства нередко являла примеры, когда дилетанты становились новаторами в выборе сюжетов, формальных приемах и за ними устремлялись затем профессиональные художники. Так было и с Венециановым.
Ранние работы художник исполнил в технике пастели. Обращение Венецианова к этой технике исследователи связывали с влиянием творчества иностранных авторов. В Москве жили несколько мастеров, работавших в технике пастели: Барду, Барбье, Молинари. Также и русские художники увлекались полихромной графикой, например Орест Кипренский и Александр Орловский. Но в отличие от этих художников, владевших крепким академическим рисунком и использовавших пастель как дополнительное средство, Венецианов интересовался исключительно живописными возможностями техники.
В 1794–1795 годы отец художника, помимо саженцев, продавал немало «очень хороших разных картин, деланных сухими красками, в золотых рамах со стеклами, за весьма умеренную цену». Неизвестно, кто был автором этих работ. Не исключено, что некоторые из них мог сделать и его сын.
После отъезда из Москвы в Петербург в 1802 году, где Венецианов получил место помощника землемера, художник опубликовал в «Санкт-Петербургских ведомостях» объявление: «Венецианов, списывающий предметы с натуры пастелем в три часа, живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме». Через два года после подачи этого объявления, которое, кстати, не принесло желаемого результата, Венецианов исполнил пастельный «Портрет молодого человека в испанском костюме».
В 1815 году художник вновь обратится к этой технике в портрете художника Ивана Бугаевского-Благодарного. В обеих работах Венецианов следует традиции костюмированных изображений XVIII столетия, одновременно ориентируясь на традицию старых мастеров. Так, об иллюзионизме барокко напоминает овал, вписанный в четырехугольник, по краям которого изображается рама картины. Однако романтическое начало уже явно звучит в этих образах. Переодевание как бы выключало героя картины из повседневности. Облекая друга-художника и неизвестного молодого человека в одеяния прошлых веков, Венецианов утверждает мысль о высокой значимости творческой личности, ее многосторонних талантах, позволяющих гению существовать как бы вне времени. Эти работы демонстрируют незаурядный талант колориста: автор изысканно сочетает жемчужные, золотистые, синие, белые и черные оттенки. Не менее умело схвачен характер моделей, а прищур миндалевидных глаз, легкая полуулыбка «жуира и приятного собеседника» напоминают ряд рокотовских персонажей.
Особенности венециановской творческой манеры формируются уже в ранних работах художника, таких как написанный в 1801 году «Портрет матери, А. Л. Венециановой». Столь же искренним и живым выглядит автопортрет живописца, представленный на соискание звания «назначенного в академики». Этот автопортрет был высоко оценен академическим советом, и Венецианова допустили к участию в конкурсе уже на звание академика Императорской Академии художеств. На конкурс художник представил портрет старейшего преподавателя Академии художеств, возглавлявшего класс портретной живописи, Кирилла Головачевского с учениками. За этот портрет Венецианов получил звание академика Императорской Академии художеств.
Обретя профессиональный статус, мастер вскоре решил покинуть Санкт-Петербург. В 1815 году он женился на Марфе Афанасьевне Азарьевой — девушке из небогатой дворянской семьи. Силами двух семей они приобрели небольшое имение Сафонково в Тверской губернии Вышневолоцкого уезда. Молодым принадлежали и две деревеньки: Сафонково и Трониха. В 1819 году Венецианов вышел в отставку и окончательно поселился в деревне. Тогда же крестьянская тема стала основной в его творчестве. Художник последовательно развивал тенденции жизненной достоверности, добиваясь максимальной естественности сюжетов и образов.
По словам художника Аполлона Мокрицкого, «никто лучше его [Венецианова] не изобразил деревенских мужиков во всей их патриархальной простоте. Он передал их типически, не утрируя и не идеализируя, а потому, что вполне чувствовал и понимал богатство русской натуры… Имея чрезвычайно зоркий и зрячий глаз, он умел передать в них даже ту матовость и неблестящесть, которые сообщают мужику его постоянное пребывание в поле, и в дороге, или в курной избе».
В Сафонкове Венецианов работал над своими лучшими произведениями. 1820-е — время расцвета дарования мастера, сложения его творческого метода. Именно в этот период созданы наиболее характерные работы. Так, в картинах «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» реальное и поэтическое представляют собой единое целое — так рождаются пленительная притягательность, чистота и классическая строгость мастера.
Впрочем, Венецианов был мастером не только пленительных жанровых картин и пейзажей, но также портретов и натюрмортов. Его крестьянки словно воплощают идиллические представления о духовном богатстве, красоте и благородстве представителей этого сословия. Так, картина «Крестьянка с васильками» полна очарования и легкой грусти, а во внешности девушки есть что-то глубоко национальное. Мягкие очертания плеч, крупные кисти рук, привыкших к нелегкой работе, спокойно лежащие на охапке васильков, сродни интонации народных песен. В облике молодой крестьянки нет броской эффектной красоты южанок, но есть чистота, задушевность и внутренняя цельность, скрытая за внешней тихой покорностью и скромностью. Художник запечатлел образ русской женщины, еще не познавшей той горькой доли, о которой поется в народных песнях.
К концу 1820-х — началу 1830-х искусство Венецианова постепенно утрачивает присущий ему цельный и поэтический взгляд на мир, становится более рассудочным, прозаическим. Все чаще в нем слышатся отголоски классицизированной академической системы. То, что в 1820-е годы стало открытием, сыграло злую шутку с художником в 1830-е. В незаконченной картине «Туалет Дианы» несколько комично смотрится мифологическая героиня с атрибутом богини охоты — колчаном со стрелами, лежащим на подзеркальнике, — рядом с креслом на колесиках и служанкой, одетой по моде XIX столетия, прислуживающей Диане. Не менее комически и одновременно трогательно выглядит жест богини: она протягивает руку, на ладони лежит что-то, похожее на заколку или ювелирное украшение, словно хвастаясь подарком барина.
Осмыслив свой опыт на пути изучения натуры, поиска жизненной простоты и достоверности, Венецианов сумел сформулировать собственные «правила системы живописи». Однако со стороны официального руководства Академии художеств он встретил непонимание и явное противодействие. Поэтому мастер создал собственную художественную школу. Из стен знаменитой школы Венецианова вышли многие талантливые художники — Алексей Тыранов, Евграф Крендовский, Сергей Зарянко, Григорий Сорока и другие.
В своей педагогической деятельности Алексей Венецианов стоял у истоков радикальной перестройки художественного сознания, в основе которой обращение к реальной натуре. Его ученики много сделали для создания жанра «в комнатах». Тяготение к написанию жилых интерьеров обусловлено возросшим интересом к внутреннему миру человека, который неизбежно отражался в предметах обстановки, милой его сердцу.
Источник: https://lavrus.tretyakov.ru/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев