«Художественные династии России»
Народному художнику России Виктору Георгиевичу ХАРЛОВУ исполнилось 75 лет. В своём творчестве он всегда чувственно и откровенно рассказывает о жизни русской глубинки, её самобытности, духе и исторической неповторимости. Его картины восхищают масштабностью и замыслом!
Виктор Харлов родился 7 августа 1949 года в посёлке Никель Печенгского района Мурманской области. Его детство прошло в деревне Большая Безводная. С 1956 года Виктор жил и учился в Кирове и после окончания восьми классов школы поступил в училище искусств. Окончив его в 1968 году, Харлов начал работать в мастерских Художественного фонда. Общение с профессиональными художниками определило его дальнейший путь. В 1970-м он поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, который окончил в 1976году.
В 1973 году в жизни Харлова произошло знаменательное событие. Он совершил поездку на север Кировской области. Сам художник отмечает это событие так: «Удалось застать последние остатки деревенского уклада и той душевной среды, что была в малых, забытых деревнях». На самом деле он подметил нечто большее – уходила целая эпоха в жизни русской деревни. Не война, а современное состояние общественной жизни разрушали человеческое бытие!
В том же году Харлов купил домик в д. Русиново Лузского района Кировской области (территория бывшего Нижнелальского сельсовета) и написал более полусотни картин по русиновским мотивам. Именно эта земля подвела его к осознанию трагических перемен жизни, происходивших у него на глазах. Два года спустя он пишет первую работу «Деревня Русиново» (1975). Печальный пейзаж, сопровождаемый зловещими воронами, тусклое небо, черные избы, коровы, пасущиеся вразброд, представляют нам знак беды, постигший вымирающую деревню.
Затем в этой же манере он пишет картину «Семья Василия Темного из деревни Русиново» (1977). Василий, Мария и их сын Алексей – крестьяне деревни, которые не пали духом, не стремятся показать свое бедственное положение, не просят о помощи. Они смотрятся живым укором безжалостного времени. С этой картиной к Виктору Харлову пришла известность: он получил премии ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры и Союза художников РСФСР.
В картинах русиновского цикла Харлов совершенствует свое дарование художника – пейзажиста, создавая череду замечательных образов. Безбрежный простор русских полей изображен в картине «Озимь» (1978). Холодная цветовая гамма несет в себе зябкое настроение неустроенности в картине «Дождь в Русинове» (1978), подобные чувства вызывает и другая картина «Туман» (1979).
Умирание русской деревни не давало Харлову покоя. Сам он сформулировал это так: «К сожалению, время деревушек было сочтено, и все начинало рушиться прямо на глазах…Люди вынуждены были покидать свои дома, где их предки жили триста лет. Деревню покидали неторопливо, в свой черед».
Для художника этот процесс вылился в последующие работы: «Портрет М.Н. и Ю.И. Ворониных» (1979), «Последние жители деревни Русиново» (1979). Печальные слова, печальное время. Уходит русская культура и её опора – село, уходит национальный уклад русских людей.
В серии работ, посвященных Русинову, Харлов поднялся до высот социального обобщения. Деревня показана жертвой уже послевоенных разрушений. За картины «Последние жители деревни Русиново», «Лиственница», «Туман» художнику была присуждена премия Ленинского Комсомола. В 1988 году за цикл картин «Русиновская земля» Виктор Харлов получил Государственную премию РСФСР имени И. Е. Репина. Не однажды возвращался он к панорамной живописи на Нижнелальской земле: «Стойлово. Полдень» (1980), «Цветет Лабазник» (1988), «Лето на Лале»(1989), «Русиново. Печальная осень» (1995), «Утро» (1998), «Утро на Русенихе» (2006) и др.
В 1991 г. В. Г. Харлов избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1995 году получил звание «Заслуженный художник России», в 2001 г.- «Народный художник России», 2007году он стал кавалером ордена преподобного Сергия Радонежского, а в 2007г. – лауреатом золотой медали Российской Академии художеств.
Русиновская земля Нижнелалья стала отправной точкой в творчестве Виктора Георгиевича Харлова и вывела его в ранг знаменитых художников современности. С картинами из цикла "Русиновская земля" вы можете познакомиться в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых. Произведения В. Харлова хранятся также в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва), в художественных музеях Иркутска, Мурманска, Павлодара, в картинных галереях Вологды, Калининграда, в республиканских музеях изобразительного искусства Ижевска и Сыктывкара, в частных коллекциях.
МАКСИМ ВИКТОРОВИЧ ХАРЛОВ родился в 1974 г. в семье народных художников России В. Г. Харлова и В. И. Ушаковой. В этом году Максиму Викторовичу исполняется 50 лет. Он окончил в 1995 г. Кировское художественное училище, в 2002 г. Московский государственный академический институт имени В.И. Сурикова, член Союза художников России, участник областных, групповых, зональных, всероссийских выставок.
В составе Московской монументальной артгруппы под руководством народного художника России И. Л. Лубенникова работал над оформлением станций Московского метрополитена «Славянский бульвар», «Сретенский бульвар», «Кутузовский проспект», нового выхода станции метро «Маяковская», станции парижского метро «Площадь Мадлен».
Круг интересов художника связан с историческим прошлым России, российского флота, а также памятниками Древней Руси, что находит отражение в его живописной практике. На выставке представлены картины, связанные с увлечением автора корабельной темой.
Кредо Максима Харлова – следовать художественным традициям, не отставать от современных тенденций и при этом создавать своё, неповторимое. В основе его творчества всегда лежит идея некоего перевоплощения, насыщения привычных бытовых объектов новыми, глубинными смыслами. На выставке представлены работы автора, которые, взаимодействуя в пространстве, создают некий ансамбль и в то же время солируют. Например, из весьма знакомых деталей он создаёт железный мотоцикл, предлагая зрителю включить воображение и пронестись сквозь города, время и события.
Работы художника сориентированы не только на изобразительность, но и на мышление пространственными формами, несущими некую содержательность, концептуальную составляющую. Многие вещи отслужили свой век, но художник сумел вдохнуть в них новую жизнь. Предмет перестаёт выполнять свои утилитарные функции и включается автором в контекст пространства искусства.
http://luzabis.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев