_____________________
ПОЧЕМУ ПОСЛЕ НАЧАЛА УСИЛЕННЫХ МОЛИТВ СИТУАЦИЯ МОЖЕТ УХУДШИТЬСЯ?
Слово Божие
Начали люди молиться о болеющем человеке, надеялись ускорить исцеление, а ему стало хуже. Взялась мать вымаливать сына-алкоголика, а он во все тяжкие пустился. Просил человек, чтобы дело получилось, — но потерпел фиаско. Пожертвовал благодетель на храм большую сумму, а через время прогорел. Как относиться к таким ситуациям? Есть мнение, что таким образом бесы мстят христианам за усиление молитвы и добрые дела. Так ли это? Поговорили с протоиереем Константином Лисняком.
БОГ НЕ КОМПЬЮТЕР Если после усиления молитвы ситуация ухудшается и человека это пугает, то налицо противоречие христианского мировоззрения и мирского мышления, которое ещё называют плотским мудрованием. Проблема в том, что мы имеем иллюзорные представления о церковной жизни, об отношении Бога к человеку и человека к Богу. У нас очень много стереотипов, ложных взглядов, откровенной прелести, иллюзий, оккультизма.
Некоторые люди воспринимают Бога как компьютер: набрал текст, нажал кнопку «Enter» — и программа запустилась. Мы заключаем Его в рамки своих человеческих измышлений, программируем на нужное нам поведение и ждём ответа, забывая, что Он смотрит на человека с точки зрения перспективы вечной жизни. Человек же смотрит на Бога с точки зрения поиска комфортной и благополучной земной жизни. Поэтому христианину надо чётко понимать: каждую молитву, которую он совершает, надо заканчивать словами Христа, молившегося в Гефсиманском саду: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).
Это смирение перед Богом, осознание того, что мы не умнее Его, что Он знает, как поступить с человеком в той или иной ситуации. И не будем забывать, что Господь даже зло заставляет служить добру — как в случае с сыновьями Иакова, которые продали в рабство Иосифа. Это было абсолютное зло, но мы знаем, чем оно закончилось — словами Иосифа: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть» (Быт. 50:20).
НА ВОЙНЕ Да, бывает, что после молитвы ситуация ухудшается. Например, начинают усиленно молиться за алкоголика, а он начинает пить ещё больше, раньше только буянил и матерился, после стал руки распускать. Слышал мнение, что такая ситуация — это «лебединая песня» бесов: перед тем, как отойти от человека, о котором молятся близкие и Церковь, на которого изливается благодать Божия, они ополчаются на него. Господь это попускает, потому что без Его воли даже волос с нашей головы не падает.
Выходит, бесы могут ополчаться на человека? Надо понимать, что каждый христианин живёт как на войне. Когда мы принимаем крещение — это уже вызов бесам. Только задумайтесь: в один из моментов Таинства Крещения человек плюёт на сатану! Естественно, что это умное существо, бывшее ангелом и имеющее огромную силу и власть, воспринимает такое действие как личное оскорбление. Как результат — с человеком могут происходить разные искушения. Это в целом нормально и, конечно же, происходит не только после принятия крещения. Святые отцы учат, что доброе дело либо предваряет искушение, либо последует ему. Если оклеветали после доброго дела или поругали — значит, всё правильно вы сделали, так держать.
ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ПОПУСКАЕТ БЕСАМ ВРЕДИТЬ НАМ? Чтобы человек не впал в гордыню, чтобы мы смирялись после совершения добрых дел, чтобы не пребывали в дмении — ложном мнении о себе. Человек ведь повреждённое существо, нам очень вредно видеть плоды своих трудов, поэтому порой можно их до самой смерти не увидеть. Однако это не значит, что плодов нет.
Очень важно правильно относиться к результатам молитвы. Когда происходят какие-то несчастья и нам кажется, что Бог не слышит наших просьб, — это не так. Да, бывает, что ситуация явно не улучшается, но нужно осознать, что могло бы быть намного хуже, если бы не молитва Церкви. К сожалению, мы все страдаем духовной близорукостью и многого не замечаем. Ещё надо уметь правильно рассчитать свои скромные силы и не брать на себя больше, чем можем понести. И, конечно, уповать на помощь Божию.
ВСЕГДА ЛИ ВИНОВАТЫ БЕСЫ? Очень удобная позиция — во всём обвинить бесов. Как правило, это попытка оправдать себя, ведь в своих глазах мы всегда правы. Поэтому так соблазнительно решить, что причина всех бед не наши страсти, пороки и слабости, а бесовские происки. Что сказать: надо иметь мужество признавать свои ошибки. Это школа жизни, школа христианского благочестия. Мы же не просто так просим в молитвах смирения, покаянного чувства. Говорим: «Даруй ми зрети моя прегрешения», — то есть стремимся увидеть свои грехи, а не соседа. Каждому из нас постепенно нужно обретать духовную зрелость.
В жизни может случиться эпизод, который отправит христианина снова в первый класс — то есть покажет ему всю его слабость, немощь и несостоятельность. В такой ситуации нужно смириться и признать, что вы — всего лишь человек, а не ангел, и да, у вас есть страсти. Именно от страстей происходит большинство наших проблем. Они порой столь сильны, что бесы без работы остаются — мы сами справляемся, без их помощи. Если человек горд, бесам ничего делать не нужно, потому что гордость человека — мерзость пред Богом. Гордыня, ропот, зависть — все эти страсти отравляют жизнь. Потому-то мы все и ходим в храм, и пытаемся молиться: чтобы хоть немного духовно прозреть. Когда мы увидим, что поражены проказой греха, тогда не будем пенять на бесов, но станем молить Бога об исцелении.
До понимания, что не бесы виноваты, а сам человек, надо духовно дорасти. Намного приятнее считать себя героем, который борется с бесами и ежедневно противостоит их козням и искушениям. На самом деле — помилуй нас Бог столкнуться с падшими духами! Мало кто может им сопротивляться. Мне в этой связи вспоминается эпизод из Деяний святых апостолов: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. …Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19:13, 15-16). Так что надо знать свои рамки, границы и возможности — и не браться за вещи, которые нам не по плечу.
МЫ ПОД ЗАЩИТОЙ Верующим людям нужно понимать: мы всегда на войне и ведём невидимую брань. Христиане призваны противостоять миру зла и тьмы. С другой стороны — вспомним житие Иова Многострадального, к которому демон не мог подойти без позволения Божьего. А преподобный Макарий Оптинский в своих письмах писал: людям, которые боятся порчи и тому подобного, нужно вспомнить Евангелие, где описано, как бесы просили у Христа позволения войти в стадо свиней. Если даже в свинью бес самовольно войти не может, что говорить о людях!
Человек бесконечно выше любого животного, относительно каждого из нас действует Промысл Божий. Если Бог не попустит — никто ничего не сделает. Да, бывает, что после молитв и прошений ситуация не улучшается — что ж, значит, нам нужно это горькое лекарство. Если Бог что-то попускает — Он знает, зачем это делает. Воля Его непостижима для человеческого ума, но, как говорил один старец, «как помрёте — всё поймёте». А до того — не мудрствуйте, а молитесь и будьте всегда с Богом. Он печётся о чадах Своих.
Протоиерей Константин Лисняк
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4
ВСЕГДА ЛИ ВИНОВАТЫ БЕСЫ? Очень удобная позиция — во всём обвинить бесов. Как правило, это попытка оправдать себя, ведь в своих глазах мы всегда правы. Поэтому так соблазнительно решить, что причина всех бед не наши страсти, пороки и слабости, а бесовские происки. Что сказать: надо иметь мужество признавать свои ошибки. Это школа жизни, школа христианского благочестия. Мы же не просто так просим в молитвах смирения, покаянного чувства. Говорим: «Даруй ми зрети моя прегрешения», — то есть стремимся увидеть свои грехи, а не соседа. Каждому из нас постепенно нужно обретать духовную зрелость.
В жизни может случиться эпизод, который отправит христианина снова в первый класс — то есть покажет ему всю его слабость, немощь и несостоятельность. В такой ситуации нужно смириться и признать, что вы — всего лишь человек, а не ангел, и да, у вас есть страсти. Именно от страстей происходит большинство наших проблем. Они порой столь сильны, что бесы без работы остаются — мы сами справ...ЕщёОТРЫВОК ИЗ ТЕМЫ
ВСЕГДА ЛИ ВИНОВАТЫ БЕСЫ? Очень удобная позиция — во всём обвинить бесов. Как правило, это попытка оправдать себя, ведь в своих глазах мы всегда правы. Поэтому так соблазнительно решить, что причина всех бед не наши страсти, пороки и слабости, а бесовские происки. Что сказать: надо иметь мужество признавать свои ошибки. Это школа жизни, школа христианского благочестия. Мы же не просто так просим в молитвах смирения, покаянного чувства. Говорим: «Даруй ми зрети моя прегрешения», — то есть стремимся увидеть свои грехи, а не соседа. Каждому из нас постепенно нужно обретать духовную зрелость.
В жизни может случиться эпизод, который отправит христианина снова в первый класс — то есть покажет ему всю его слабость, немощь и несостоятельность. В такой ситуации нужно смириться и признать, что вы — всего лишь человек, а не ангел, и да, у вас есть страсти. Именно от страстей происходит большинство наших проблем. Они порой столь сильны, что бесы без работы остаются — мы сами справляемся, без их помощи. Если человек горд, бесам ничего делать не нужно, потому что гордость человека — мерзость пред Богом. Гордыня, ропот, зависть — все эти страсти отравляют жизнь. Потому-то мы все и ходим в храм, и пытаемся молиться: чтобы хоть немного духовно прозреть. Когда мы увидим, что поражены проказой греха, тогда не будем пенять на бесов, но станем молить Бога об исцелении.
До понимания, что не бесы виноваты, а сам человек, надо духовно дорасти. Намного приятнее считать себя героем, который борется с бесами и ежедневно противостоит их козням и искушениям. На самом деле — помилуй нас Бог столкнуться с падшими духами! Мало кто может им сопротивляться. Мне в этой связи вспоминается эпизод из Деяний святых апостолов: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. …Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19:13, 15-16). Так что надо знать свои рамки, границы и возможности — и не браться за вещи, которые нам не по плечу.