К. от Алевтины Новиковой, члена Союза журналистов России.
Уважаемый Сергей Константинович!
С просьбой уделить внимание - служебное, гражданское, человеческое - обращается к Вам костромской журналист Алевтина Ильинична Новикова. О внимании этом безмолвно вопиет памятник культурного наследия старый железнодорожный вокзал на улице Московской, 29.
Первым человеком, кто пытался спасти вокзал, был бывший детдомовец, шофер со Строммашины Анисимов Михаил Иосифович, он ещё в конце восьмидесятых годов обивал пороги городских инстанций, доказывая, что в этом здании надо создать музей железной дороги и детский центр с кружками и секциями. Сам он тогда даже договорился, что на территорию вокзала доставят настоящий паровоз. Идея дяди Миши не была утопична. Так многое сходилось в одном! Кострома бы спасла удивительную историческую и архитектурную сокровищницу, в старом районе появилось бы место, где дети могли заниматься полезными делами. А музей не дал бы разорить память о тружениках-железнодорожниках и заводчанах Заволжья.
Вам как историку и костромичу известно, что 137 лет назад в декабре 1887 года в Кострому была проложена железная дорога, связавшая губернский центр с Ярославлем и Москвой. В нее были вложены деньги и идеи, заботы и воля Федора Чижова и Саввы Мамонтова, работа до седьмого пота сотен неизвестных нам тружеников. Эта железная дорога вдохнула новую жизнь в экономику Костромы. Словом, ИСТОРИЯ!
После строительства железнодорожного моста через Волгу и появления нового вокзала старый был отдан под квартиры. После расселения остался практически без присмотра, которого заслуживал как историческая и архитектурная ценность. И давно бы сгорел, если б срединная кирпичная его часть не была приобретена в собственность местным антикваром. Два двухэтажных деревянных крыла здания вокзала, находившиеся в муниципальной собственности, постепенно разорялись вандалами.
10 лет назад, когда Вы присутствовали на открытии социальной гостиницы для выпускников детдомов на улице Вокзальной, я «перехватила» Вас и передала мои публикации о вокзале, а на словах попросила вмешаться в ситуацию с вокзалом. Бумаги эти взял тогда Ваш помощник. В декабре 2018 года (спасибо за содействие костромским активистам Общероссийского Народного Фронта) Вы вместе с полпредом Президента РФ по ЦФО Игорем Щеголевым лично осматривали здание вокзала на улице Московской и выразили озабоченность его состоянием. Чиновникам были даны поручение законсервировать разрушающееся здание и начать поиск инвесторов для его восстановления. Увы, качество консервации, проведенной в следующем году муниципалитетом, было таково, что не спасало объект от осадков.
Свою лепту по спасению вокзала старалась внести общественность. Помимо обсуждения задач по его спасению на круглом столе, волонтеры под руководством регионального отделения ВООПИиК и городской общественной молодежной организации «Мы» проводили субботники по очистке и вывозу многолетних залежей мусора из самого исторического здания и прилегающей к нему территории. Кстати, во время обмеров, которые по приглашению ВООПИиК провели на объекте в октябре 2020 года студенты архитектурного факультета КГСХА под руководством архитектора-реставратора 1 категории В.И. Голикова, в интерьере памятника был обнаружен не включенный в предмет охраны сохранившийся подлинный потолок.
Осенью 2020 года городские власти продали объект культурного наследия за 100 тысяч рублей костромской компании ООО «Строй-ка» с условием, что новый владелец деревянной части вокзала за семь лет приобретенное восстановит по всем правилам реставрационной науки. Четыре года из отведенного срока уже прошло, а реставрационные работы на объекте так и не проводятся. Не считая консервации, к которой немало нареканий. Понятно, что при решении реставрационных задач много времени уходит на инженерные исследования по состоянию объекта, архивные изыскания, согласования, разрешение на производство работ, но не четыре же года из семи! На встрече с журналистами, которая была организована собственником в июле 2022 года, было обещано приступить к непосредственным реставрационным работам весной 2023 года.
Шло время, поначалу собственники в лице Е. Ю. Бабкиной и Д. И. Скворцова ещё отвечали на вопросы (последнее сообщение, что работы на объекте начнутся весной 2024 года), а потом вообще замолчали. Два официальных запроса от редакции Костромской Народной газеты, отправленные упомянутым собственникам, остались без ответа.
Ноябрь 2024-го. Вокзал производит ужасное впечатление, особенно с обратной стороны. Его углы пролиты дождями сверху донизу. Идет превращение ещё недавно сухих стен в гнилушки. Временное верхнее покрытие южного крыла уже порвано, зияет дырами. Вокруг здания по-прежнему валяется старый строительный мусор. В заборе, которым огорожена прилегающая к вокзалу территория, есть несколько проходов, через которые можно беспрепятственно пройти внутрь. По сути - некогда редкой красоты вокзал пропадает! И жив - повторюсь - благодаря только тому, что в кирпичной части находится антикварный музей.
Уважаемый Сергей Константинович, наш город славен не только Торговыми рядами, Пожарной каланчой и другими архитектурными шедеврами, находящимися в центральной части. Неужели власти не понимают, что надо не уничтожать, а сохранять историческое и архитектурное богатство и других районов города? Старое Заволжье уже обескровили, допустив снос бывшего ДК «Рабочий металлист» (красивейшего здания, похожего на дворец), чтоб на его территории владельцы построили под продажу жилые дома.
Неужели и старый вокзал на Московской ждет такое же?
Считаю, что Вы, Сергей Константинович, как глава нашего региона, как человек, который изучал и знает историю, как руководитель высокого ранга, имеющий намного больше возможностей для принятия конструктивных решений, должны взять дело спасения старого железнодорожного вокзала под личный контроль.
С уважением Алевтина Новикова, член Союза журналистов России. https://vk.com/id638196257?w=wall638196257_1543
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев