В музыкальной школе 8 лет отучиться – не поле перейти! Почему этот процесс иногда бывает таким трудным и нерадостным?
Это долго и нелегко
Вообще-то, легко можно научиться только плохому. Не нужно ждать, что научиться играть на скрипке – это примерно то же, что научиться играть в шашки. Это долгий и ОЧЕНЬ кропотливый процесс. Два урока специальности в неделю, плюс сольфеджио, плюс музыкальная литература, плюс хор – это только минимум школьной нагрузки.
К каждому уроку нужно подготовиться, специальностью вообще нужно заниматься каждый день хотя бы по полчаса. Эти противные гаммы и пальцеломные арпеджио, этот вредный Бах, который на горе всем детям написал кучи тягучих инвенций! А академические концерты, когда ты выходишь на сцену и не помнишь себя от волнения, а потом не можешь понять, как это пальцы отдельно от твоей воли творят, что хотят.
Это совершенно оторвано от современного подросткового контекста жизни.
У всех компьютерная “клава”, а у тебя – фортепианная клавиатура. Все слушают рэперов – Фараона с Оксимироном, а ты Чайковского с Сен-Сансом. Парни с девчонками, а ты, как дурак, со скрипкой.
В музыкальной школе много нудных занятий с неясными целями и устаревшими методиками.
Взять хотя бы сольфеджио, которое почти везде преподаётся самым схоластическим образом. Заучивание таблиц тритонов и характерных интервалов, пение унылых упражнений, которые не дают ничего ни уму, ни сердцу.
Или эти архивные записи Ойстраха из старых колонок на музыкальной литературе. Уж лучше попса из аудиосистемы в папиной машине!
В музыкальных школах работают сплошь бабушки, а не красивые девушки. И некоторые очень вредные.
Если у ребёнка нет контакта с преподавателем – это катастрофа. Потому что в музыкальной школе обучение индивидуальное, и провести несколько лет один на один с крикливым или с уставшим от жизни преподавателем – такое никто не выдержит.
Не всех детей изначально спросили: “Ты хочешь?”
Если у ребёнка вообще нет склонности к музыке, но его уговорили и привели в музыкальную школу только потому, что так хочет бабушка, то тогда нечего ждать, что из этого получится что-то хорошее.
Совершенно закономерно, что трое из пяти невольников музыкального образования предпринимают попытку к бегству и категорически заявляют ближе к сентябрю, что больше в музыкалку ходить не будут. Это происходит обычно после третьего-шестого класса, и это абсолютно нормально. Даже успешные профессиональные музыканты могут припомнить такой переломный момент в своей жизни, когда казалось, что с музыкой надо кончать. Тебе 14, всюду жизнь, а ты всё там же, со своими гаммами.
В таких случаях надо постараться понять, что это – у ребёнка действительно исчерпан лимит терпения, или он просто вошёл в протестную фазу своего переходного возраста.
Конечно, не всегда всё так печально, как описано выше. У многих остались совсем другие впечатления. Например, когда тебе дали разучивать “Весну” Грига, и как она вдруг “по-взрослому” фортепианно – красиво-красиво! зазвучала под твоими пальцами, и ты вдруг поняла, как огромна и прекрасна музыка. Или ты вышла вся такая красивая на сцену и здорово сыграла сонату, и тебе все аплодировали, а папа подарил букет цветов.
И педагоги в музыкальной школе бывают просто удивительные. Само общение с этими людьми может много дать ребёнку.
Устранить проблемы наших музыкальных школ нам не по силам. Но есть способы, которые помогут минимизировать издержки.
Родителям надо чётко понимать все плюсы музыкального образования ребенка. Они изложены в первой серии этого поста. Но надо ещё ощущать при этом, где находится грань между дисциплиной и насилием. Если ребёнок просто ленится, это одно. Но если у него системное отторжение занятий музыкой – это уже другое.
Чтобы этого не произошло, надо обратить внимание на три вещи:
- обязательно услышать от ребёнка, что он хочет учиться музыке. Он должен идти в школу с радостью.
- отдавать ребёнка не просто в школу, а к конкретному преподавателю. Обязательно заранее навести справки!
- создать вокруг этого культурный контекст: ходить с ребенком в театр, купить абонемент на детские концерты в филармонию, вместе болеть за участников “Щелкунчика” (это такой детский телевизионный конкурс). Или хотя бы что-то одно из этого.
- поддерживать своего ребёнка во всём и всегда. Это самое трудное, потому что требует включения в процесс занятий.
Спросить ребёнка, что это за прекрасная песенка, которую он разучивает? И кто её написал? Сесть рядом, послушать и похвалить. Попросить, чтобы ребёнок и вас научил её играть хоть одним пальчиком. Обязательно ходить на все его выступления и отмечать маленькими подарочками это событие.
Вам придётся быть в курсе того, кто такой Моцарт и чем он отличается от Бетховена, и узнать, что быстрее – аллегро или аллегретто. В вашей семье должен быть хотя бы один человек, серьёзно включённый в то, чем занимается ваш ребёнок. Потому что ребёнку очень трудно идти в одиночку. Но если вы разделите с ним этот путь, музыкальная школа принесет вам больше радости, чем огорчений.
-----------------------------------------------
Источник:kultspargalka. ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 22
А преподаватели и в советское время были разные...