ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ В ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО АЛГОРИТМУ С ДЕТЬМИ И С САМИМ СОБОЙ
Автор — Д. Е. Огороднов
- «Жест — не движение руки, а движение души», — говорил Шаляпин. Так и голос — не звук, а души выражение.
- Выражай в голосе, прежде всего, свою доброту. Выражай ее свободно, непринужденно.
- Без непринужденности в работе голосового аппарата — ни шагу, без нее идешь только назад.
- На каждой тренировке сбрось сначала напряженность. Добытую свободу — и в голосе, и во всем теле — ищи и храни до конца занятия, до конца… жизни.
- Работай всегда активно. Активно и непринужденно. Активность проявляй особенно на сильной доле, на слабых — расслабляйся.
- Активно выдыхай. Вдыхай плавно, чутко. Как вдохнешь — так и запоешь.
- Активно артикулируй гласные (на А рот открывай вверх радостно, на О — вниз с достоинством. Согласный ЛЬ выполняй, как и вдох, с улыбкой. Улыбка — отдых. И и Е пой всегда тихо.
- Активно атакуй звук, но сразу расслабляйся и пой вольно.
- Атака — ядро тембра, а в тембре, как в зерне, — все качества голоса. Голос формируешь, уже когда атакуешь.
- Школа атаки начинается на staccato.
- «Но поет тот, кто поет legato» (т. е. протяжно), — говорил Карузо.
- Тембр как выразитель чувства проявляется на legato только при непринужденном пении и если ты чутко слушаешь себя.
- Чтобы слух следил за голосом, следи неотрывно за движением руки — указки. Рука и глаз дружны как слух и глас. Слежение — это контроль и управление.
- Точность показа по алгоритму научит не делать лишних движений. Мастерство — в экономии движений и усилий.
- Хочешь работать перспективно — работай фундаментально. Фундамент голоса — внизу диапазона. Там же — кладовая тембра голоса, вокального и речевого. Там же — свободная, выразительная артикуляция. Выявляй сначала и развивай больше нижний отрезок диапазона и затем середину.
- При этом никогда не форсируй, то есть не жертвуй тембром ради пения выше или громче.
- Работай ради будущего, повторяй себе и детям чаще: лучше меньше, да лучше.
- Не забывай, что на уроке в каждом шаге, в каждом звуке должна быть, прежде всего, музыка, красота, творчество, образ, жизнь.
- Ты должен пробуждать и развивать в ребенке художника-артиста. Поэтому и сам будь артистичен. Инструменты артиста: голос, артикуляция и жест, и еще — доброе сердце.
- Класс — как маленький театр, а сцена, по словам Станиславского, — увеличительное стекло. Применяй чаще сопоставление, контраст, гиперболу, делай во всем «из мухи слона». Тогда дети лучше почувствуют и поймут, где сильная, а где слабая доля, где выше, где ниже и где добро, а где зло.
- Веди работу не спеша, доброжелательно и строго. Создай на уроке непринужденную творческую обстановку. Играй в «школу», «концерт», «театр», «олимпиаду». Все это способствует непринужденности и в пении, и в движениях.
- Урок веселый как игра, но чтоб в конце не стало грустно, играй по правилам труда, играй по правилам искусства.
- Одобряй в детях каждое верное, каждое доброе движение, внушай им уверенность в своих силах.
- И песня на уроке — за честный труд награда. И в жизни всей ты будешь жить припеваючи.
- Работа над песней — это продолжение работы над вокально-ладовыми упражнениями, но на еще более высоком художественном уровне. Применяй и развивай здесь все, что было добыто на упражнениях. Голос тогда расцветет новыми красками.
- Песню не «разучивай», а вокально (тембрально, т.е. душевно) озвучивай.
- Рисуя тембром образ, образуешь голос. Используй для этого в каждом слове открытые гласные (У, О, А). Протягивай звук как можно дольше, до полного выявления тембра и проявления вибрато (если оно уже имеется в голосе). Любуйся теплотой и выразительностью звучания голоса. Люби свой голос и совершенствуй его.
- Прежде, чем петь песню, подумай, что ты хочешь сказать людям. Каждым звуком, каждым движением «выражай что-то» как требовал от певцов великий Тосканини.
- Выражай чувство искренне и полно, делай это одновременно и голосом, и губами, и руками, — всем существом своим. Пой, высказывай, убеждай! Для этого тебе и дан человеческий голос.
- Не забывай за песнями главного — самого человека. Думай не о количестве (и сложности) спетых песен, а о качестве работы голосового аппарата поющих.
- В этом случае качество закономерно переходит в количество и обеспечит тебе в дальнейшем будущем не только обширный репертуар и несравнимо более высокий уровень его исполнения, но главное, — обеспечит высокую вокально-речевую культуру каждому исполнителю — эту основу музыкального и общего гармоничного развития личности, как личности творческой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 9