...Мудрая Коза в сказке «Волк и семеро козлят» – не только кормилица и хранительница домашнего очага, но и щедрая питательница: сама Мать-Сыра Земля жертвенно окропляется её молоком: "Течет молоко по вымечку, из вымечка по копытечку, со копытечка во Сыру Землю"!
Эта важная деталь напоминает нам о древнем культе возлияния напитков Матери Земле. Не потому ли "Где Коза ходит, там жито родит"?.
В сказке требу молоком воздает рогатая жрица: жрица Земли! Довольно часто в русских сказках под масками говорящих зверей скрываются люди: вероятно древние волхвы, проводившие мистерии и посвящения.
Семейная избушка Козы, полная тепла и изобилия, стоит под сенью дремучего леса. Лес в наших сказках не только объект сакральной географии, сколько временная веха, ведь и слово древность, берёт начало от дерев Материнской Дубравы. Но лесная идиллия уже на исходе! В двери избушки стучится Волк – тотемный зверь мужского союза, он и съедает потомство маткушки Козы.
В сказке Коза назначает священные испытания – ордалии и приводит хищника на суд Справедливости. В этом смысле это очень славянская сказка, ведь в русском средневековом законодательстве предусматривалось участие женщины в судебном поединке. Итак, "пришли они в лес, а в лесу была яма, а в яме огонь горел". Огонь, горящий в пещере или в яме – это солнце в нижней стоянке, находящееся ниже уровня горизонта. Коза призывает его побеждающую силу и возвращает козлят «живёхонькими и здоровёхонькими».
Не лишне вспомнить, что Огонь – древнейший союзник женщин. Но остается некая недосказанность, на которую опять-таки обращают внимание дети. Почему именно мать Коза спасает козлят и где их отец Козел?
По всей видимости, именно Волк, как главный мужской персонаж сказки, и есть этот заплутавший супруг: Козел в волчьей шкуре, и к детям его влекут вовсе не гастрономические интересы, а совсем иные – зов продолжения рода… Он пришел повидаться с козлятами, спеть им песню, и унести их в своем теплом чреве от нерадивой матери, оставившей голодных детей под замком и без присмотра. Он даже глотает их бережно – не жуя; волки умеют быть нежными! Вспомним, что любое сказочное проглатывание согласно В. Проппу означает инициацию!
Но не только…Символическое имение во чреве с последующими родами входило (и входит), в обряд кувады. Этот обряд известен в патриархальных обществах и означает не только активное участие мужчины в родах, но и обязательное принятие на себя заботы о потомстве. Нет сомнения, что этот обряд родился в переходную эпоху наследования и определения родства по материнской или отцовской линии.
В сказочных шифрах волк или собака – это воплощенная интуиция и природные силы, не просто покоренные человеком, но связанные с ним древней мужской клятвой верности. Связь собаки или волка с вооруженным мужчиной-Охотником, союз Волка и Кузнеца, Солдата и Собаки, Ивана Царевича и Серого Волка – отражает тотемную связь мужского жречества с этими животными.
Матрические отношения в семье пошатнулись в конце неолита. Хозяйственная и сакральная власть, а также счет родства окончательно перешли к мужчине. Память об этой борьбе запечатлена в образе упрямой рогатой животины – Козы. Напомним, что именно с козы началось одомашнивание парнокопытных около семи тысяч лет назад. Это время называют Золотым веком Женщины или керамическом веком, когда хозяйственно доминирование женщины было весьма заметным и счет родства велся по женской линии.
В сказке у волка есть могущественный союзник – Кузнец. Явление кузнеца – важнейшая временная веха в сказке! «Коварным» наши предки называли искусного коваля, и это искусство представлялось им несколько зловещим. На всяком обработанном железе лежит проклятие Природных Богов, да и сам сказочный Кузнец не различает Добра и Зла, точнее не интересуется этическими тонкостями. Он кует Ведьме железный зуб, чтобы та сумела перегрызть волшебный дуб. Он перековал Волку горло и коварное зло запело святым материнским голосом.
В сказке «Волк и семеро козлят» звон кузнечного молота обозначает наступление Железного Века и гибель прежнего «лесного» уклада».
Керамический век, как иногда называют ранний неолит, с его наивным бабьим царством известен так же и как Золотой век, когда долгий мир и относительная сытость, позволили людям заниматься искусством, ремеслами, изобретениями и духовной жизнью. Уже в середине неолита был выкован первый плуг и запряжен первый вол. Используя эти усовершенствования, люди стали получать больше зерна и продуктов, излишек положил конец наивному равенству «женского царства». Теперь жизнь сообщества зависела от мужчины пахаря, к нему перешел и порядок наследования имущества, и узаконенный порядок отцовства через принятие или отказ от потомства, рожденного женщиной. Иногда мужчина принимал только сыновей, а дочек оставлял роду жены, должно быть поэтому даже в советских родильных домах мальчики при выписке "стоили" несколько дороже.
"Проглатывание" - древнейший образ мужской беременности, достаточно вспомнить Зевса и Афину, рожденную от проглоченной Метиды, чье имя означает "мысль". (Метида удалилась из явного мира еще в олимпийский период, должно быть после этого появились шутки про короткий женский ум и женскую логику)
Символическое принятие потомства в лоно отцовского рода, и неизбежное умаление женщины в общественно-хозяйственной и религиозной жизни в позднем неолите становится понятным именно через «исторические корни сказки» Волк и семеро Козлят. Эти корни нередко прорастают и в современности, как в песне В.Высоцкого
"Во мне много маминого,
Папино - сокрыто
Я из века каменного
Из палеолита..."
Нет комментариев