Когда уходят патриархи, это всегда невосполнимые утраты.
Тем более для такой маленькой страны как Кыргызстан. Геннадий Базаров, скончавшийся 6 февраля 2023 года на 81-м году жизни после продолжительной болезни, был последним из могикан, стоявших у истоков киностудии «Киргизфильм», венчающим когорту режиссёров середины 60-х, выпускников ВГИКа, чьи дипломные работы считаются гордостью республиканского кино, называемого «киргизским чудом»: «Первый учитель» Андрея Михалкова-Кончаловского, «Зной» Ларисы Шепитько, «Небо нашего детства» Толомуша Океева, «Трудная переправа» Мелиса Убукеева, «Манасчи» Болота Шамшиева.
Он, 23-хлетний, был самым младшим из них с его дипломным фильмом «Материнское поле», дипломниками на котором были также оператор Валерий Виленский и художник Кенеш Жусупов, а группу на студии называли «детский сад».
«Снять картину по своей повести мне неожиданно предложил сам Чингиз Айтматов. Я сказал: «Чингиз Торекулович, я же большое кино не снимал. А вдруг не справлюсь?» Он ответил: «Я видел твои курсовые, Гена, и «Молитву», и «Паузу». Мы в тебя верим, будем поддерживать, давай, рискуй, сынок.»
Единственное, что он попросил: в роли Толгонай снять Бакен Кыдыкееву. Это великая, потрясающая актриса, я её называю иконой XX века. После фильма она стала Народной артисткой СССР. На съёмках она без обиняков заявила мне,
чтобы я не терялся, приказывал, а они, народные артисты, будут выполнять, что я скажу. Иначе перестанут уважать меня как режиссёра.»
Комментарии 1