Но в русском языке, кроме слова «наследство», есть еще и слово «наследие». Наследие предков - это то, через что им пришлось пройти, что пережить, что сохранить в памяти для потомков. Оно оказалось интересным и содержательным. Конечно, в их судьбах хватало всякого: были и трудные годы лихолетья, но были и яркие, можно сказать, героические моменты. А сколько случалось забавного, весёлого, смешного…
Знакомясь с этим неспешно раскрывающим свои тайны наследием, я почувствовал себя безмерно богатым и счастливым человеком. Надо было только как можно полнее его собрать, достойно оформить и передать дальше. Поэтому данные исторические очерки грешат «ненужными» подробностями, отсутствием принятой строгости и остроты сюжета. Зато в них описаны только реальные события прошлого, неизвестные и известные факты нашей истории с подлинными именами героев, населённых пунктов и даже кличками животных.
Сюда включены дошедшие до меня произведения устного творчества предков, преданья старины: сказки, притчи и просто меткие фразы.
Сейчас, когда я анализирую собранную информацию, понимаю, что это духовное наследие не только моё личное, нашей семьи, односельчан, земляков. Оно - составная часть нашей общей истории, истории и культуры Руси.
К Р О Х И
Народ наш, как и любой другой, всегда ценил меткое слово, сказанное к месту и вовремя. Иногда в обычных, казалось бы, выражениях люди подмечали что-то знаковое, после чего фразы становились бессмертными, выражения - нарицательными. «Произнесенное метко, - писал Гоголь, - все равно что писаное, не вырубается топором».
Сколько таких высказываний, начиная от «Кто с мечом к нам придет…» до «Надо, Федя, надо!», хранит память русского народа. Огромную роль в этом сыграло появившееся кино. А сколько «перлов» рождалось и умирало в разные времена «От Ромула до наших дней…» в бесчисленных селах и хуторах. Столетиями они кочевали из уст в уста, но, к сожалению, с развалом патриархального уклада семьи, где основная информация о предках рода, о семейных анекдотах передавалась от дедов к внукам, стали уходить в небытие.
Не является исключением в этом плане и наш хутор. Из богатейшего многовекового собрания шедевров устного творчества земляков, не страдавших отсутствием чувства юмора, до моего послевоенного поколения дошли лишь КРОХИ. Кое-что я попытался извлечь из памяти своего детства и перенести на бумагу.
Нет, бать
Жил когда-то в Сторожевом мужик с редким именем Сигин. (Сигиней.- Авт.) Оригинален был во всем: отчаянный матерщинник, большой специалист в единоборствах и драках (кулачных боях), очень любил лошадей - имел двух диковинных донских рысаков, за что был раскулачен и умер в 33-м году от голода. На его рысаках колхозники попробовали было пахать землю, но кони вскорости пали. Сын его Михаил, как потомок кулацкого рода, был взят… и пропал «без права переписки».
В дореволюционное время Сигин с сыном, как и большинство хуторских мужиков, зимой подрабатывали на железной дороге, расчищая снежные заносы. Платили хорошо, по двугривенному в день на человека.
Однажды во время перекура Сигин стал искать, с кем бы побороться для сугреву. Желающих не находилось, и тогда кто-то сказал:
- Сигин, а ты Мишку своего не сборешь.
- Если надо будет, - отвечал Сигин, - я его в бараний рог скручу, да слаб он пока с отцом бороться, ему еще и семнадцати годов нету.
В это время Мишка уже снял шапку, зипун и с широко расставленными ногами и растопыренными руками медленно пошел на отца.
Схватка продолжалась недолго. Под улюлюканье и свист Мишка уложил отца на лопатки и собрался было вставать, но отец остановил:
- Погоди, я сейчас вывернусь.
В ответ Мишка произнес фразу, которую потом мои предки передавали из поколения в поколение. Он сказал деловито и кратко:
- Нет, бать (и далее последовало такое крепкое слово, что в нашем роду не то чтобы отцу, при отце не произносилось).
Про этот случай мне рассказала моя бабушка. Она эту фразу подала так: «Нет, бать, того-то». Под бабушкиным «того-то» обычно скрывалось слово, которое вслух произносить нельзя, тем более что от нее даже слова «черт» никогда не слышали.
Она считала, что черт очень любит, когда его вспоминают, или когда люди матерятся. Он мигом является, незримо садится сквернослову на голову и поганым своим хвостом водит по губам, благодарит за оказанное удовольствие.
Впоследствии выражение «нет, бать» вспоминалось, когда сын превосходил в чем-либо отца.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 63
Будущее процветание страны и нации.
Жил в Радьковке. Это село вообще удивительное: и церковь сохранилась, и военных действий не было, и немцы не лютовали. И дедушку в лагерь после войны не сослали, как узника концлагеря, пришел домой в 1946г. , работал в колхозе и никто его не тронул.