Рассуждения дилетанта о геополитике и о “национальном вопросе” погубившем не одну империю.
Часть первая.
Человек – это существо, рассказывающее истории, существо познающее мир через истории, через их восприятие и рассказывание. И не просто познающее мир, но и строящее свою жизнь как историю; историю имеющую начало и конец; историю которую можно рассказать. А. Наместников.
Небольшое предисловие.
Только начал писать и сразу же задумался: для кого и для чего я это пишу? На первый вопрос ответ довольно простой: для тех, кому голова дадена не только для того чтобы ею кушать, но и для того, чтобы ею думать, хоть иногда. Ну и для тех, кого сама жизнь заставила искать ответы на вопросы: как же так вышло?, что теперь делать? и как дальше жить?. А таких сейчас на просторах нашей бывшей когда-то единой Родины все больше. Буду рад если эта моя статья будет хоть кому-нибудь хоть чем-то полезна. Остальным, у кого думалка ограничена чисто потребительскими проблемами, у кого жизнь, что называется, удалась, и совершенно не располагает к размышлениям, я думаю, моя писанина будет не интересна.
А вот с ответом на второй вопрос немного сложнее. Честно говоря я и сам не знаю для чего я это пишу. Я ведь не какая-то известная личность к мнению которой прислушиваются, мнением которой интересуются тысячи людей, и я прекрасно понимаю, что вот эту мою писанину прочитают максимум десяток человек, в основном моих виртуальных друзей в “ОК” да “ВК”. Наверное пишу я все это скорее всего для себя. За прошедшие лет 35 в мире произошло столько событий, столько радикальных изменений в жизни многих людей, и в моей жизни конечно же тоже, что этих изменений в спокойные годы хватило бы не на одну жизнь. И конечно-же меня, как уроженца Донбасса и гражданина бывшей (теперь это уже можно с уверенностью сказать) Украины все это коснулось самым непосредственным образом. Вполне естественно, что мои взгляды,как и взгляды многих других думающих людей, на процессы происходящие сейчас в мире претерпели кардинальные изменения. Столько думано-передумано разных мыслей... И до сих пор они меня не отпускают. Получается как в той песне про монаха: телом -- здесь (в Израиле), а душой -- в небесе (в Донбассе, на Украине). Позтому, то, что я это пишу, это, наверное, попытка хоть немного облегчить груз моих мыслей, поделившись ими хоть с кем-нибудь.
Но прежде чем перейти к изложению этих своих мыслей, хочу внести некоторую ясность, расставить, так сказать, все точки над Ё. Я не историк, не ученый и все, что здесь пишу не надо рассматривать как какое-то откровение, какой-то научный труд, поэтому не ждите от меня никаких открытий. Их нет у меня, как говорят в Одессе. Все, что я хочу здесь изложить давно известно. Я всего лишь хочу поделиться итогами моих многолетних раздумий о том как устроен наш мир, стараясь изложить свои мысли как можно короче и проще, избегая мудреных научных терминов, чтобы было понятней всем. Поэтому, если в своих рассуждениях я буду не совсем прав, с чьей-то точки зрения, или не совсем корректен, с точки зрения какой-либо науки, не спешите бросать в меня камни. Когда-то в школе нам давали задание прочитать какой-нибудь материал и затем пересказать своими словами и сделать выводы из прочитанного. Считайте, что все что я пишу здесь, это и есть пересказ своими словами всего прочитанного мною в умных книгах о том как устроен наш мир с моими выводами. За сим – поехали.
Сколько себя помню, я всегда интересовался историей, историей России, Украины, историей казачества. Конечно чисто любительски, по научным библиотекам не ходил, просто любил читать книги на исторические темы. И конечно же тогда я так и не нашел ответа на многие из интересующих меня вопросов. Например: что происходило на территории бывшей киевской Руси после монгольского нашествия и откуда там вдруг появилась Украина, трехсотлетие воссоединения которой с Россией широко отмечали в 1954 году? И как мне сейчас совершенно ясно по другому и быть не могло, потому что советская история это как ноты в известной юмореске: тут играем, тут пропускаем, тут рыбу заворачивали, тут переврали, а это вообще не надо вам знать, потому что это противоречит марксистскому взгляду на историю. Кстати, в отношении вранья, недомолвок и перекручивания фактов с советской историей может поспорить только украинская история. А поскольку, как мне сейчас совершенно ясно и понятно, история тесно связана с политикой, с геополитикой (тогда я даже слова такого не знал) и многими другими гуманитарными науками то, естественно, пришлось расширять свой кругозор. Помню меня тогда, впрочем как и многих других нормальных людей, которым за державу было обидно, очень интересовал вопрос: почему советский народ, победивший в войне, народ – победитель, живет хуже побежденных немцев?. И вообще, почему одни страны живут хорошо, богато, а у других как в песне – <<Что они ни делают не идут дела, видно в понедельник их мама родила>>. Ну а потом грянула перестройка и под напором демократических перемен разверзлись хляби информационные и на головы и уши бывших советских людей обрушился такой поток информации, что в головах многих людей все смешалось, как в доме Облонских. И у многих, не только простых обывателей, но и вполне себе “профессиональных” людей, называющих себя экспертами, политологами, журналистами, этот беспорядок до сих пор присутствует, судя по их высказываниям о том, что сейчас происходит в мире. У меня начало проясняться в голове после “Майдана”. Тогда же у меня появился интернет, а вместе с ним и доступ к информации. Перечитал кучу статей умных и не очень умных авторов, перечитал много книг и даже собрал небольшую библиотеку. И, мне кажется, я нашел ответ на вопрос почему одни страны живут лучше других, хотя вопрос оказался не таким простым как мне тогда казалось, этот вопрос затрагивает основы нашего бытия. Но прежде чем поделиться с вами этим своим ответом хочу, образно выражаясь, спеть хвалебную оду истории.
Еще во времена перестройки, глядя на новоиспеченных президентов, премьеров и прочих депутатов и слушая ту ахинею, которую они несли, я думал, что каждый претендент на государственную должность обязан сдать экзамен на знание истории. Как минимум истории своей страны. Я и сейчас так думаю и даже больше того -- я считаю, что изучение истории в средней школе должно быть обязательным наряду с такими предметами как русский язык и математика потому, что без знания истории просто невозможно понять что происходит в нашем стремительно меняющемся мире и невозможно быть настоящим гражданином и патриотом своей страны.Такими людьми, не знающими своей истории, а потому не имеющими своей четкой гражданской позиции очень легко манипулировать. К сожалению для многих, не только простых обывателей, но и многих медийных личностей к мнению которых прислушиваются, история начинается лишь со дня их рождения, или с дня рождения их родителей или бабушек-дедушек, в крайнем случае, с 1917 года.а что было до этого – сплошная тьма. Поэтому у таких людей, с таким знанием истории, во всем что происходит в мире виноват или Путин, или Америка, или жидо-масоны, или кто-то еще, как говорится, выберите любой вариант который вам больше подходит. Но ведь давно известно – нельзя понять, что происходит на поле боя, сидя в одиночном окопе. Для этого нужно хотя бы вылезть из окопа, а еще лучше подняться над полем боя, чтобы увидеть всю картину происходящего. Вот и для того, чтобы увидеть полную картину происходящего сейчас в мире, нужно, только не подняться, а наоборот, углубиться в прошлое, проанализировать с помощью последних достижений науки прошедшее и тогда легче будет понять настоящее, понять те правила или законы по которым развивается человечество. И здесь без истории не обойтись.
За последние полтора века история вместе с другими гуманитарными науками сделала огромный качественный рывок в своем развитии, перейдя от простого описания событий происходивших в прошлом к систематизации, осмыслению и объяснению этих событий, а значит и к предвидению. хотя бы в общих чертах, как будет развиваться человечество.Но должен разочаровать тех кто ждет, что историки откроют какой-то универсальный закон развития человечества, а еще лучше какую-нибудь универсальную формулу, при помощи которой можно просчитать будущее. Такие попытки уже были и самая последняя всем хорошо известна. Был такой небезызвестный Карл Маркс, который открыл, казалось бы универсальный закон развития человечества – от феодализма к капитализму, капитализм сменяется коммунизмом и… вот оно светлое будущее всего человечества, тот самый вожделенный рай на земле. Люди постарше помнят ленинское: <<Учение Маркса всесильно, потому что оно верно>>. Увы… Жизнь показала, что учение Маркса не верно, а потому и не всесильно. И крах СССР, а вместе с ним и идей Маркса, лучшее тому подтверждение. Такого закона, а тем более такой формулы, нет и быть не может. И причина здесь проста – слишком уж сложен, многогранен и мало изучен сам объект изучения – человек, тот самый творец истории и самая большая загадка природы. Не хватит пальцев на руках и ногах, чтобы только перечислить науки занимающиеся изучением человека и человеческого общества. История лишь одна из них. И еще потому, что законы в гуманитарных науках (а история конечно же относится к ним), в отличие от точных наук, таких как математика или физика, нельзя выразить точной формулировкой или формулой. Законы истории, а точнее законы в гуманитарных науках это законы непрямого, а зачастую и отложенного по времени действия, т. е. результат нарушения закона виден не сразу, а по прошествии какого-то времени, а зачастую, даже не очевиден. Например, если вы решите, что закон всемирного тяготения на вас не распространяется и прыгнете с крыши высокого дома, то последствия этой вашей ошибки будут предсказуемы и видны будут сразу же – от вас останется куча мяса и переломанных костей. Но вот большевики, ведомые своим вождем Лениным, решили вопреки законам истории создать из южно-русской ветви русского народа новый народ – украинцев. Придумали им украинский язык, историю, создали государство, забыв при этом, или не зная, что государства и народы не создаются никакими законами и декретами. Они ведь были революционерами и считали, что они могут творить историю как они хотят. А расплачиваться за эту их ошибку приходиться только сейчас, спустя сто лет, и не им, а их внукам. Больше того, для многих, для тех у кого история начинается со дня их рождения, кого история ничему не учит, совсем не очевидна связь между тем,что происходило сто лет назад в России и нынешней войной на Украине. А ведь то, что происходит сейчас на территории бывшей Малороссии и Новороссии, а ныне Украины – это по сути продолжение той далекой уже гражданской войны, которая, как оказалось, не закончилась с победой большевиков, а продолжалась в умах и сердцах русских людей и вот вновь возродилась с новой силой в виде войны русских с порождением большевиков – украинцами, русскими по сути людьми, которым внушили, что они украинцы. Поэтому учить историю, а главное учиться у нее – это жизненная необходимость.
Чему же учит история?
Существует много ответов на этот вопрос начиная с того, что история ничему не учит, что история повторяется, что история развивается по спирали и заканчивая известным утверждением В. О. Ключевского, что история не учительница и она ничему не учит, а как строгая надзирательница наказывает за невыученные уроки. Я все же думаю, что история учит, по крайней мере тех, кто хочет учиться. Ну а нерадивых жестоко наказывает.
Итак, чему же нас учит история, точнее, чему она нас уже научила? Как говорил Козьма Прутков, если хочешь в чем -то досконально разобраться – зри в корень. И вот если узреть в этот самый корень, то мы увидим там человека, ту самую первопричину истории человечества, самую большую и самую мало изученную загадку природы. И причина такой малоизученности кроется в самой природе человека, в ее дуализме. Еще Аристотель говорил, что человек это общественное животное, существо биосоциальное. Можно сказать, что человек есть душевно-телесное, психофизическое существо, или иначе – человек есть одушевленное тело и телесно воплощенная душа. Я бы сказал, что человек – это живое воплощение основного закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей, так как в человеке удивительным образом сочетаются, находясь при этом в постоянной борьбе, два противоположных начала: животное, низменное, греховное – тело и возвышенное, духовное, праведное – душа. И вот эта борьба души и тела, это укрощение страстей человеческих, их “окультуривание” – и есть вечный двигатель прогресса человеческой цивилизации и неиссякаемый источник творчества всех поэтов, художников, музыкантов, всех деятелей культуры. И эта борьба будет продолжаться вечно пока существует человек. Так задумано природой или такими нас создал Бог. И в этой борьбе не может быть победителя, потому что человек без души это не человек, а просто животное. Но и душа без тела это тоже не человек: это ангел, эльф, или как там еще можно назвать бестелесное создание, но не человек. И эта двойственность человеческой природы, эта вечная борьба двух противоположных начал и есть тот самый вечный двигатель человеческой цивилизации, тот самый корень, начало всех начал, та самая “печка” от которой надо всегда плясать, когда мы пытаемся понять как устроен наш мир, что происходит в нашем бурном мире и почему так происходит.
Поскольку человек, как было сказано выше, это, хотя и одухотворенное, но все же животное, то он, как неотъемлемая часть живой природы, подчиняется, как и все живые существа населяющие нашу Землю, законам живой природы. И самый главный закон для любого живого организма – это закон продолжения жизни, жизни своей и своего рода или вида. В этом и заключается смысл существования любого живого организма. Эти законы заложены природой в программу жизни любого живого организма в виде генетического кода и называются инстинктами. Вопрос о том существуют ли инстинкты у человека очень спорный. Многие считают, что современный цивилизованный человек полностью, или почти полностью, победил в себе животное начало и может управлять своими чувствами и действиями настолько, что говорить о том, что у человека есть инстинкты просто глупо. Другие думают иначе. Не собираюсь ни с кем спорить. Просто замечу, что если для животных инстинкты это как компьютерная программа заложенная в их мозг и все их действия, вся жизнь — это неосознанное выполнение этой программы (очень упрощенно, но по сути верно). Человек же тем и отличается от животного, что может вносить некоторые изменения в заложенную в него природой программу, т. е. может управлять своими инстинктами. Современный человек конечно же научился управлять своими эмоциями, подчинять свои чувства разуму и даже иногда отменять некоторые инстинкты (например, жертвуя жизнью во имя высокой цели). Но есть основные инстинкты от которых человек не может отказаться по причине двойственности своей натуры, как было сказано выше, так называемые базовые инстинкты. Ученые называют три основных, базовых инстинкта человека:
— инстинкт самосохранения
— инстинкт продолжения рода (жизни)
— инстинкт сохранения вида (своего народа).
И так же как и многие животные живут в сообществах называемых стадами, стаями и т. д., так и человек, как общественное животное, живет в своем сообществе — в семье. С развитием человечества развивалась и семья. Первобытная семья, все члены которой были связаны прямыми кровными узами превратилась в род, в котором еще были сильны родственные связи, что следует из самого названия. Несколько соседних родов, на основе близости языков, территории проживания, образовали племя, в котором родственные связи были уже не так заметны (хотя бы потому, что у человека не может быть тысячи близких родственников), но, конечно же были. Родственные племена объединились в союзы племен, которые со временем трансформировались в новые общности – этносы, или народы (что примерно одно и тоже, если не вдаваться в тонкости терминологии), в которых родственные связи на первый взгляд почти не заметны, и все большую роль в объединении в единый народ играют общий язык, культура, воспитание, традиции, общая история, общие торгово-экономические связи, общая территория проживания, т. е. то, что сейчас называют культурный код, но родственные связи не исчезли совсем. Изучая этносы, известный русский историк Лев Гумилев пришел к выводу, что кроме вышеперечисленного, людей в этносе объединяет еще что-то, не поддающееся научному объяснению, что-то, что позволяет членам одного этноса безошибочно определять где свой, а где чужой. И это что-то, непознанное пока наукой он назвал “этническим полем”. Я думаю это и есть то кровное родство, кровная связь, существовавшая в первобытной семье и которая в процессе эволюции первобытной семьи в этнос перестала быть главной связующей силой и перестала осознаваться, но не исчезла совсем, а передается на подсознательном, генетическом уровне. Таким образом, можно сказать, не сильно согрешив против истины, что народ для современного цивилизованного человека это то же что первобытная семья для древнего человека: в ней он рождается, растет, впитывает культуру, язык, обычаи, основные черты характера своего народа, все то, что сейчас называют культурный или генетический код, все то, что отличает данный народ от других народов, и таким образом становится собственно человеком, личностью, частичкой своего народа. Как у каждого вида животных есть своя территория проживания, свой ареал обитания данного вида, так и для человека свой народ и свое государство, созданное этим народом для защиты своих культурных, традиционных ценностей, своей территории, это и есть его ареал обитания, его жизненное пространство вне которого человек не может жить полноценной жизнью.
Из этого моего краткого, сильно упрощенного экскурса в историю происхождения народов следует очевидный вывод: на Земле нет ни одного “просто человека”, или “человека мира”,как некоторые сейчас себя называют, то есть человека без национальности – каждый человек принадлежит к какому-либо роду-племени, к какому-либо этносу. И эта этническая принадлежность или национальность, так привычнее и понятней, та самая пресловутая “пятая графа”, это не просто запись в паспорте. Это самая настоящая объективная реальность т. е .то, что существует независимо от нашего сознания, то, что мы не можем ни изменить, ни отменить. Другими словами, если вас родила русская мама от русского папы и если вы воспитывались в русской семье на русской культуре, то – вы русский, нравится вам это или нет. И не только потому, что у вас в графе “национальность”, написано – “русский”, но и потому, что вместе с русской культурой, традициями, русским языком, с наследственными болезнями, наконец, вы получили от родителей частичку русской крови, то, что пока не познано наукой, то что сейчас называют менталитетом или генетическим кодом и что Л. Гумилев назвал этническим полем. И это с вами на всю жизнь,это как клеймо поставленное самой природой, и изменить это не в ваших силах. И то, что происходит сейчас в известной “стране У” яркое подтверждение сказанному. Сколько бы они не скакали, сколько бы они не кричали “Украина цэ Европа”, они никогда не станут европейцами, потому что они русские, их не такие уж далекие предки, их бабушки и дедушки были русские и называли себя малороссами, а не украинцами. Да и сами они воспитаны на русской культуре, хоть и называлась она советской, которая чужда европейской и потому европейская культура будет для них чужой, да и для европейцев они всегда будут чужими, людьми второго, а то и третьего сорта.
Народы можно сравнить с людьми – как и люди они рождаются, взрослеют, старятся и умирают, только срок жизни народа измеряется не годами, как у человека, а столетиями. Как и у человека у каждого народа есть свой родитель, у некоторых мифический, (например тотемное животное у североамериканских индейцев), или вполне реальный человек (например Арпад у венгров, точнее у мадьяр, как они себя называют) от которого они ведут отсчет истории своего народа. И так же как уникален каждый человек так и каждый народ уникален и самобытен. И так же как у каждого человека в процессе его воспитания, становления его как личности вырабатывается свой характер так и каждый народ в процессе своего формирования приобретает свои черты национального характера (все наверное слышали про польский гонор или немецкую педантичность). Эти черты национального характера и есть то, что сейчас называют менталитет или генетический код, или культурный код. Это свой стереотип поведения, свой образ жизни, свой взгляд на то как должен быть устроен наш мир и на свое место в этом мире, свои традиции, свои обычаи. Все то, что передается от поколения к поколению, впитывается с молоком матери и оказывает решающее влияние на все сферы жизнедеятельности народа и каждого человека, как представителя своего народа. Это и есть та самая национальная идея, отсутствием которой в России так озабочены некоторые товарищи, которая влияет и на выбор формы правления и на выбор государственной идеологии. Поэтому у каждого народа своя судьба, свой исторический путь, свое историческое предназначение. Можно сказать, что каждый народ, как и каждый человек , кузнец своего счастья, своей судьбы.Одни народы прожили короткую жизнь, не оставив после себя ничего кроме кратких упоминаний в истории, другие смогли сохранить себя , пройдя все этапы развития от родоплеменного устройства до государственного строя (классический пример – Венгрия), третьи сумели покорить, объединить вокруг себя другие народы, создав целые империи, или цивилизации, как сейчас наконец -то стали их называть, что конечно-же более правильно; и которые внесли огромный вклад (каждая свой) в развитие человеческой цивилизации. Собственно история человечества это и есть совокупность историй вот таких отдельных цивилизаций, которые и творят историю человечества, сменяя друг друга и внося каждая свой вклад в мировую сокровищницу достижений человечества. И это конечно-же не чья-то прихоть или случайность – это великая мудрость природы (или Творца). Все это многообразие и разнообразие народов, больших и малых, это необходимое условие существования человечества, это залог его выживаемости. Так же как здоровая конкуренция это средство борьбы с монополизмом, который, как известно ведет не только к повышению цен, как думают некоторые товарищи, но и, главное, к однообразию , одинаковости и в итоге к застою и гибели, так и многообразие народов, сменяемость отдельных цивилизаций, это способ борьбы человечества с однообразием, с одинаковостью, с монополизмом одной цивилизации, одной идеи, даже самой распрекрасной (типа коммунизма), за продление жизни всего человечества как можно дольше. Именно народы и созданные ими государства малые, большие и очень большие, те самые отдельные цивилизации творят историю человечества, каждый в меру своих сил и способностей и, образно говоря, являются шахматными фигурами, кто пешкой, кто ферзем, на геополитической шахматной доске.
Вот вкратце то чему учит история,точнее, то чему она нас уже научила. то, что я вычитал в умных книгах и что попытался, как мог конечно, пересказать своими словами. Это то, что по моему глубокому убеждению должен знать и всегда держать в уме каждый кто хочет понять, что происходит сейчас в мире. Это то, что должен учитывать каждый, кто принимает решения от которых зависят судьбы людей и стран, если он хочет избежать ошибок за которые история жестоко наказывает. Это то, что должен знать каждый гражданин своего государства, если он хочет сохранить свое государство и свой народ, чтобы его дети и внуки могли говорить на своем родном языке, развивать свою культуру, чтобы у них было будущее. И если продолжить сравнение геополитики с игрой в шахматы, в которой фигурами на геополитической шахматной доске являются народы и государства, то каждый политик, каждый игрок на геополитической шахматной доске, если он не хочет проиграть, должен не только знать правила игры, но и хорошо изучить и знать свойства, силу и возможности фигур на геополитической шахматной доске т.е. народов и государств. И тут без истории не обойтись. Сейчас многие ученые, политики, государственные деятели, покоренные последними достижениями в области точных наук и просто невероятным техническом прогрессом на основе этих достижений, стали “забывать” о биологической природе человека, рассматривая государства, империи как некие неодушевленные системы, закрытые, открытые и т. п. и пытаясь математическими методами смоделировать их поведение при определенных условиях, совершенно игнорируя при этом их национальные особенности, тот самый “национальный вопрос”, совершая тем самым большую ошибку. Вот об этих ошибках, и о том как их избежать, правильно интерпретируя то, что происходит сейчас в мире, опираясь на вышесказанное, поговорим на конкретных примерах уже во второй части.
Нет комментариев