В первой половине XVII века в Москве существовал, так называемый, жемчужный ряд - рынок, на котором торговали жемчугом. До начала XVIII века монополия на добычу и продажу жемчуга в России принадлежала всемогущей церкви. Сан священнослужителя можно было определить по количеству жемчуга, украшавшего его одежды - чем выше он в церковной иерархии, тем больше жемчуга.
Но в 1721 году Петром I был издан указ, по которому весь добытый жемчуг должен был сдаваться в государственную казну. Жемчужный промысел служил существенным источником дохода для жителей многих русских деревень. Сразу после указа право добычи жемчуга в северных реках было предоставлено только казне. Для контроля за исполнением государственного постановления в Новгородскую, Псковскую и Тверскую губернии были направлены, вооруженные надлежащими инструкциями дворяне.Но, очевидно, в глубинке никто из местных жителей особенно не рвался исполнять столичный указ, и ожидаемого успеха это постановление не имело. Тогда в 1731 году добыча жемчуга была разрешена всем без изъятия, с одним только условием: самый крупный и чистый жемчуг должен был доставляться в коммерц-коллегию, за что нашедшему выплачивалось денежное вознаграждение.
Мелкий речной жемчуг на Руси называли жемчужной зернью. Крупные жемчужины овальной формы именовали жемчужными огурцами. Любопытно, что на Руси мелкий речной жемчуг с массой жемчужины менее 0, 25 карата ( 50 мг) и диаметром менее 3 мм называли бисером ( от араб. bustra - поддельный жемчуг) .
КРЕСТЬЯНСКАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА В РИСУНКАХ В. ГОРДЕЕВОЙ.
Все рисунки и описание праздничной крестьянской одежды из книги издательства " Изобразительное искусство", Москва, 1974 год.
Праздничная одежда, как сложное архитектурное сооружение, состоит из множества элементов, сочетает в себе различные по фактуре ткани, в её отделке используются камни, жемчуг, золотая и серебряная нити, грубая и тонкая вышивка, бусы и многое другое.
Костюм крестьянки Нижегородской губернии.
Конец XIX века.Собрание Государственного Русского музея.
Костюм состоит из рубахи, сарафана и душегреи. Одежда сшита из покупных парчовых тканей. Душегрея украшена позументом и золотым шитьем. Кокошник, расшитый золотыми нитями, жемчугом и каменьями, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье дополняют праздничную нарядность костюма. (фотография 1 )
Костюм крестьянки Смоленской губернии.
Середина XIX века.
Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Костюм состоит из домотканых рубахи и паневы. Рукава холщовой рубахи и ворот покрыты сложным тканым узором и вышивкой, различной по характеру исполнения. Узор рубахи носит ковровый характер. Красива черная шерстяная панева. Поле паневной ткани разбито на клетки вышитыми полосами, внутри каждой клетки помещены геометрические узоры, выполненные цветными шерстяными ниткам. Подол паневы украшает полоса вышивки. Обычно костюм крестьянки Смоленской губернии дополнялся поясом и передником. Костюм поражает сложным техническим исполнением. Головной убор-сорока расшит серебряной нитью и жемчугом. (фотография 2)
Костюм крестьянки Владимирской губернии.
XIX век.
Костюм состоит из рубахи, сарафана и шугая (вид верхней одежды), выполненных из покупных парчовых тканей. Кокошник, расшитый золотными нитями и жемчугом, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье придают костюму еще более праздничную нарядность. (фотография 3)
Костюм крестьянки Архангельской губернии.
Начало 19 века.
Музей народного искусства.
Костюм состоит из рубахи, расшитой жемчугом, верхней парчовой рубахи с расшитым жемчугом оплечьями и косоклинного парчового сарафана, отделанного позументом. Нарядный венец, расшитый жемчугом и каменьями, жемчужные серьги, жемчужное ожерелье с каменьями и вплетенный в косу косник дополняют этот праздничный костюм. (фотогафия 4)
Костюм крестьянки Калужской губернии.
Конец XIX века.
Костюм состоит из домотканой холщовой рубахи с кумачовыми рукавами, шерстяной одноцветной па-невы, домотканого холщового передника и шерстяного пояса c кистями, унизанными бисером. Особую на-рядность костюму придает передник. Тканые изображения женских фигур, птиц, кустиков, узорные и гладкие полосы, полоски-затканки чередуются на нем c вышивкой косыми крестами и разноцветными нашивками из ситца. Праздничную нарядность костюма завершает кокошник, шитый жемчугом и цветными бусами, жемчужные серьги и коралловое ожерелье. (фотография 5)
Девичий костюм крестьянки Тамбовской губернии.
Начало ХХ века.
Костюм состоит из цветной рубахи, сборчатого сарафана из цветной ткани в крупный рисунок и широкой ленты-повязки на голову. Повязка украшена нашивкой из золотого шитья. Нарядность костюму придают жемчужное ожерелье и косник, шитый жемчугом и цветным бисером. (фотогафия 6)
Девичий костюм крестьянки Московской губернии.
Середина 19 века.
Костюм состоит из цветной рубахи с широкими, суженными книзу рукавами, косоклинного сарафана и широкой ленты-повязки на голову. Сарафан украшен полосками цветной ткани и оловянными пуговицами. Праздничную нарядность костюму придают расшитая жемчугом и каменьями повязка, жемчужное ожерелье, жемчужные серьги и вплетённый в косу косник. (фотография 7)
Костюм крестьянки Тверской губернии.
Начало XIX века.
Частное собрание.
Кoстюм состоит из парчовой рубахи c расшитыми жемчугом оплечьями, сарафана и «сарафанчика”, расшитого золотыми нитками и позументом. Нарядный кокошник, выполненный из золотых нитей и жемчуга, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье дополняют костюм. (фотография 8)
Девичий костюм крестьянки Ярославской губернии.
Конец XIX века.
Костюм состоит из холщовой домотканой рубахи, сарафана из покупной парчовой ткани и «сарафанчика», расшитого позументом и серебряными нитями. Рукава рубахи перехвачены повязками c нашитыми на них тесьмой и блестками. Головной убор —венец, расшитый жемчугом, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье усиливают праздничную нарядность костюма. (фотография 9)
Комментарии 77