НИЧТО НЕ ЗАБЫТО! 125 летию со дня рождения ПОС ВЯЩАЕТСЯ Водопьянов Михаил Васильевич
Михаи́л Васи́льевич Водопья́нов (6 (18) ноября 1899, Тамбовская губерния — 11 августа 1980, Москва) — советский лётчик, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Участник высокоширотных арктических экспедиций. Член Союза писателей СССР. Член ЦИК СССР. Генерал-майор авиации (30.04.1943),
Родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне — часть города Липецка) в семье крестьянина. В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную армию. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля. С 1920 года — помощник шофёра. С 1921 года — шофёр. С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова.
Михаил Водопьянов (справа) и Харитон Славороссов у самолёта «Конёк-горбунок». 1925 год. Навряд ли камышане знают, что летчик Водопьянов летал с родным братом первой комсомолки нашего Камышина Анны Пауль. – Яковом. (Пауль Яков Георгиевич (нем. Yakov Paul, родился 15 мая 1896года в поселении (деревне) Брунненталь (нем. Brunnental, позднее село Кривояр, Ровенского района Саратовской области) (по другим данным в поселении (деревне) Штреккерау, Самарская губерния (нем. Streckerau, позднее село Новокаменка, Ровенского района Саратовской области) в семье русских немцев. Предки Паулей перешли в подданство Российской Империи в царствование Императрицы Екатерины II в 1767 году. В 1914 году Я. Г. Пауль окончил Сердобское реальное училище. В 1914 году поступил в Императорский Лесной Институт (ныне — Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург), где проучился до весны 1916 года. В 1916 году окончил офицерские курсы авиации при Петроградском политехническом институте. В армии с 1916 года. Участвовал в Первой Мировой войне (звание унтер-офицер, 1916), летал на самолёте типа Voisin. В 1917 году окончил Севастопольскую авиашколу. Во время гражданской войны участвовал на «фарсальме» — «Фармане-30» с мотором «сальмсон» — в боях против армии Колчака (на Урале и в Сибири). В начале 1920-х годов как лётчик-инструктор Высшей московской школы красных военных лётчиков учил молодых лётчиков летать на «дейчфоре». Выпускниками школы были лётчики В. П. Чкалов, М. М. Громов, Б. Н. Кудрин, Н. П. Шебанов, Н. И. Шведов и другие. После окончания гражданской войны в 1922 году Я. Г. Пауль поступил в Московский Лесной Институт и в 1926 году, завершив обучение, получил свидетельство об окончании Ленинградского Лесного института с присвоением квалификации лесовода. В 1925 году после расформирование Московской школы Я. Г. Пауль летал на лёгком самолёте «Конек-Горбунок» с механиком М. В. Водопьяновым в Средней Азии (мероприятия по борьбе с саранчей) .
1. Фотография лётчиков Я. Г. Пауля и механика (в будущем лётчика) М. В. Водопьянова у самолёта «Конек-Горбунок» в Средней Азии, 1925 год.
В 1928 году Водопьянов сдал экзамены на звание пилота 3-го класса в лётной школе общества «Добролёт», получив право работать лётчиком Гражданского воздушного флота. В 1929 году окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. С 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске. 10 января 1930 года на самолёте Юнкерс Ф-13 (бортовой номер «СССР-127») проложил воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине[1], названный «Трассой героев» и имеющий протяжённость 1130 км[2]. Первый маршрут перелёта готовил вместе с пилотом Карлом Ренкасом[3][4][5][6]. В 1931 году Водопьянов попал в авиаотряд особого назначения. Ему поручили доставлять матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков (в то время — столица Украины), чтобы типографии на местах оперативно печатали тираж. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин. В 1932 году на Каспийском море вёл воздушную разведку лежбищ тюленей. Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик Серёгин погиб, а М. В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов)
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. В эом же году он был в Камышине, где встречался с камышанами в городскорм парке. Там на встрече был и Алеша Маресьев. Всколе комсомолец Маресьев поехал строить город Комсомольск –на- Амуре. Это уже потом, после войны, они, два Героя Советского Союза встречались в Москве. В марте 1935 года совершил перелёт по маршруту Москва — Свердловск — Омск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Охотск — Магадан — Гижига — Анадырь — Уэлен — Мыс Шмидта с целью проложить новую воздушную трассу для организации почтовой и пассажирской связи по данному маршруту, определить требования к самолёту в условиях Севера[8]. На приполярном аэродроме перед вылетом на Северный полюс В 1936—1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён вторым орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало). 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая звезда» № 6. 10—21 марта 1939 года — делегат XVIII съезда ВКП(б). Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного знамени. 2 февраля 1940 года ему было присвоено воинское звание комбриг. Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт ТБ-7 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. Дивизия Водопьянова в этом налёте потеряла 7 из 14 стартовавших бомбардировщиков.[9] По итогам налёта 17 августа был освобождён от должности командира дивизии как не имеющий «достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе, необходимой в командовании соединениями»[10]. При этом ему была объявлена благодарность за проявленное мужество, он остался в дивизии и продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. В 1941—1943 годах воевал в составе 432-го и 746-го авиационных полков дальнего действия. С сентября 1943 года — в распоряжении командующего авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. С декабря 1944 года — в распоряжении командующего 18-й воздушной армией. С февраля 1946 года — в запасе в звании генерал-майора авиации. В 1948—1950 годах участвовал в военной высокоширотной экспедиции «Север-2»[11]. В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения). Жил в Москве. Член Союза писателей СССР, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев