РЕФАТ АППАЗОВ: БОГ НЕ ДАЛ МНЕ СЧАСТЬЯ УВИДЕТЬ НИ БАБУШЕК, НИ ДЕДУШЕК
8.09.1920 г. - в городе Симферополе родился Рефат Аппазов, выдающийся ученый-физик, общественный деятель.
В 1939г. окончил школу в г. Ялте. В том же году поступил в МВТУ им. H.Э. Бayмaнa, после окончания которого был направлен в НИИ – 88 под Москвой. B 1946 г. командирован в Германию для изучения трофейной техники, рабoтaл в pacчeтнo – тeopeтичecкoм бюро Института «Paaбe». По возвращении из Германии – в КБ C. П. Kopoлёвa, занимался проектированием ракетной и космической техники. Под руководством С. П. Королева проработал 20 лет, участвуя во всех его разработках, начиная с копирования немецкой ракеты ФАУ – 2 и первой управляемой ракеты дальнего действия Р1, а закончил созданием ракетно – космического комплекса «Энергия – Буран».
В конце 80-х гг. Рефат Аппазов активно включился в национальное движение по восстановлению прав своего народа.
Профессор, доктор техническиx нayк, лaypeaт Гocyдapcтвeннoй пpeмии CCCP (1980), кавалер орденов «Знак Почета», Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Ленина. Выдающийся интеллектуал, автор многочисленных научных работ по баллистике, Рефат Аппазов написал немало статей о судьбе своего народа, он автор книги «Следы в сердце и в памяти».
Рефат Аппазов скончался 18 апреля 2008 г. в городе Королеве Московской области, похоронен, согласно завещанию, в Крыму.
Предлагаю вниманию читателей главу из книги воспоминаний Р.Ф. Аппазова «Следы в сердце и в памяти» – 2-е изд. – Симферополь, 2007.
/Желающие могут приобрести это издание в книжной лавке «Страны Крым».
Вопросы на e-mail: ayderamir@mail.ru/ О РОДИТЕЛЯХ
Появился я на свет божий 26 августа 1920 года в городе Симферополе - так было записано в метрическом свидетельстве. Пересчёт на новый стиль приводит к 8 сентября, что и зафиксировано в паспорте. Это год Обезьяны, а по времени года созвездие Девы. Моё поколение воспитывалось в духе воинствующего атеизма. Нас учили не только самих не верить, но вести беспощадную борьбу с верующими, с религиозными традициями, всякими предрассудками и обрядами, со всем, что противоречит коммунистической идеологии. Ни о каких годах Обезьяны, Петуха или Лошади мы тогда и понятия не имели, впрочем, как и о том, что созвездия определяют то ли характер, то ли судьбу человека. Должен признаться, что к старости постепенно весь привитой иммунитет против религии исчез, хотя и примерным верующим не стал. А сейчас хотел бы отметить, что от Обезьяны и Девы я, по-видимому, приобрёл определённое наследие при рождении и, хорошо это или плохо, оно сопровождало меня всю жизнь.
Бог не дал мне счастья увидеть ни бабушек, ни дедушек. Мой дедушка со стороны отца - Сандыкчи Аппаз (то есть сундукщик Аппаз) жил в Карасувбазаре в своём доме и занимался столярным ремеслом. Говорили, что он был хорошим краснодеревщиком. Особенно ценились в Крыму его кованые сундуки, выполненные на турецкий манер с красивой узорчатой инкрустацией. Мне посчастливилось увидеть несколько таких сундуков, когда я был совсем ещё мал, но это врезалось в детскую память на всю жизнь. У него было два сына и одна дочь от первого брака и сын и дочь от второго брака. Отец мой был вторым по старшинству ребёнком в этой семье. Мне рассказывали, что дед обладал весьма жёстким характером. Свою первую жену он прогнал из дому (правда, не знаю за что), но и со второй были большие трения.
У нас в семье очень редко говорили о бабушках и дедушках. Я не видел даже их фотографий - видимо, они никогда не фотографировались. Исключение составлял только дедушка по материнской линии, фотографию которого я смутно припоминаю.
Хочу вспомнить одно весьма важное событие из биографии дедушки Аппаза, о котором я неоднократно слышал и даже имел возможность видеть материальное воплощение этого интересного события. Работая в своей мастерской, он имел обыкновение напевать крымскотатарские песни. На каких-либо музыкальных инструментах он не умел играть, но, обладая прекрасным слухом, всем сердцем чувствовал песню. Хотя голос, как и у большинства самодеятельных певцов, поставлен не был, его пение производило сильное впечатление печалью своих интонаций, красотой неожиданных нюансов и оттенков, наложенных на удивительно нежные, протяжные мелодии крымских татар.
Как известно, в Карасувбазаре долгие годы жил композитор Спендиаров. Его особняк сохранился до сегодняшних дней*. Когда я его видел в 1992 году, он являл собою жалкое зрелище. Так вот, композитор, прогуливаясь по закоулкам Карасувбазара, услышал, как под стук молотка и жужжание пилы в мастерской, заполненной запахами древесных стружек и столярного клея, напевает свои песни Аппаз-уста (мастер Аппаз). Они познакомились, и Спендиаров стал частым посетителем мастерской. После рабочего дня они не раз коротали вечера за чашечкой ароматного кофе, прерывая свои беседы песнями. Спендиаров прекрасно владел крымскотатарским языком, как своим родным. Композитор приносил с собой скрипку, подбирал понравившуюся ему мелодию и записывал. Мы все понимаем, что никакие записи не могут не только заменить, но даже передать в какой-то мере колорит народного исполнения. Чтобы сохранить кое-что из этого замечательного наследия, Спендиаров пригласил дедушку с двумя поющими сыновьями на запись нескольких граммофонных пластинок. Одному из сыновей, Халилю, было в то время чуть больше двадцати, а младшему, Асану, не больше четырнадцати. Для записи им пришлось выехать в Москву вместе, если я не ошибаюсь, с тремя музыкантами, владеющими скрипкой, трубой и бубном. Разумеется, всё это было сделано на средства композитора, который каким-то вознаграждением отметил и непосредственных исполнителей. Эти пластинки я сам видел, держал в руках и несколько раз слушал в более ранние годы на граммофоне с такой замечательной, очень красиво разрисованной трубой, а позже - на патефоне. Последний раз слушал, когда мне было лет 18-19 и я уже немного разбирался в музыке. Возможно, именно поэтому эта старая история произвела на меня такое сильное впечатление, и я запомнил многие её детали. Конечно, те несколько экземпляров пластинок, которые хранились в наших семьях как реликвии, остались при выселении крымских татар в наших квартирах и домах и исчезли с лица земли как никому не нужный хлам вместе со всеми другими предметами и памятниками, составлявшими культурное достояние нации.
*Как сообщалось в прессе, несколько лет назад этот дом приобрел один из наших соотечественников, снес его до основания и воздвиг то ли магазин, то ли кафе. Печальная история... (А.Э.)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 8