(Для произнесения на всенощном бдении.) (Как должно расположить дух свой к сретению Господню?)
Еще немного – и св. Церковь начнет светлое торжество свое в честь родившегося от Девы Искупителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, и отверзет пред нами Вифлеемский вертеп, в коем совершилась велия благочестия тайна – явление Бога во плоти, приведет нас под руководством священных песнопений своих к яслям, к тесному вместилищу Невместимаго. Давно вопияла и вопиет она в слух наш: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите», чтобы приготовить и предрасположить ум и сердце наше к благодатному посещению Господа Иисуса Христа, в чем и состоит сущность христианского празднования и преимущество христианских праздников. Повиновались ли мы сему гласу, уготовлялись ли к сретению небесного Посетителя душ? Тем лучше для нас. Господь не умедлит прийти к нам и сотворить Себе в нас обитель, по оному божественному обетованию Его: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 23). Ибо для того и воплотился Он, чтоб восставить в нас образ Свой, омраченный страстями, чтобы соделать сердце наше жилищем Божиим. Но, во всяком случае, прилично повторить теперь слово апостольское: «еще мало елико елико, грядый приидет, и не укоснит». Кто заботился наперед приготовить себя к великому торжеству церкви, тот не почтет маловажным краткого времени до начатия торжества и еще с большею ревностию употребит его для пользы души своей. Кто не помышлял заранее о приближенин великого дня Господня, тому тем паче необходимо употребить эти немногие остающиеся часы, чтобы расположить себя, сколько возможно, лучше к сретению Господа и Спасителя своего.
II. Чем расположить? Благочестивым размышлением, усердною молитвою, делами милосердия: первое отверзет ум и сердце к приятию небесного Посетителя душ, вторая возведет нас к общению и единению с Ним, последния запечатлеют таинственный сей союз приличною жертвою и даром.
а) Итак, пусть дух наш отринет на это время все чуждые помыслы, погрузится весь в созерцание беспредельной любви и милосердия Отца небеснаго, явленных в воплощении Единородного Сына Его. Чтоб лучше успеть в этом необходимом для очищения ума деле, будем по порядку вспоминать и размышлять: как первый человек, невинный и богоподобный, совершенный и блаженный, прельстившись советом вражиим, преступил святую и спасительную заповедь Божию, лишился чистоты и богоподобия, блаженства и бессмертия, осужден на труды и болезни, страдания и смерть, соделался пленником диавола и добычею ада; как милосердый Отец небесный, по неизреченной любви Своей к человеку, обетовал послать ему Искупителя в лице Единородного Сына Своего, раждаемого от жены, почему и нарек Его семенем жены; как это божественное обетование многочастне и многообразне повторяемо было устами св. пророков с безчисленными утешениями, ободрениями, возбуждениями, наставлениями, обличениями, чтоб оживить, укрепить и поддержать в роде человеческом веру в грядущего Искупителя; как премудрый и вседетельный Промысл Божий то многочисленными благодеяниями людям богобоязненным и благочестивым, то страшными прещениями и казнями людей злых и развращенных, то безчисленными знамениями и чудодействиями обуздывал разлитие греха и нечестия, укреплял и сохранял на земле веру и благочестие; как и посреди всеобщего развращения древняго мира мужи праведные и святые благоугождали Богу верою и любовию, святостию и чистотою, кротостию и терпением, смирением и самоотвержением и прочими богоподобными добродетелями; как, потом, с пришествием Сына Божия лице земли изменилось: для всех отверста дверь царствия Божия, всем открыт путь веры и покаяния, всем возвещается слово жизни и спасения, всем даруется прощение грехов и благодать Всесвятого Духа, всем обещается воскресение и жизнь вечная; как, наконец, Господь Иисус Христос придет паки на землю, воскресит все человечество, обновит всю тварь, и паки явится на земле царство правды и святости, царство мира и безмятежия, царство радости и блаженства, царство жизни и бессмертия. Чрез эти размышления ум наш неприметно возвысится от видимого к невидимому, от земли к небу, от временных явлений настоящей жизни человеческой к вечным судьбам промысла Божия в вечной судьбе человечества, самое воображение наполнится святыми образами истины и красоты, добродетели и правды; сердце умягчится, согреется любовию и благодарением к Искупителю; душа разверзется, и Сам Господь не умедлит озарить ее светом лица Своего.
б) Как скоро ощутится внутрь это прикосновение благодати Господней, да не умедлит дух наш вознестись во сретение грядущего к нему Господа на крылах усерной и теплой молитвы. О чем молиться? О том, чтобы Господь не презрел нашего недостоинства и нечистоты, не оставил нас погибнуть во грехах, как не оставил всего человеческого рода, отверз и нам дверь покаяния, как отверз ее всем людям; чтобы ниспослал нам благодать всесвятого и животворящего Духа Своего и ею обновил, очистил и освятил нас; чтобы даровал нам благодать возлюбить Его всем сердцем, всею душею и всею мыслию нашею; чтобы Сам пришел, вселился и обитал в нас, как благоволил обитать в убогом вертепе и возлежать в яслях. Такая молитва еще более отторгнет дух наш от всего земного, соединит нас в един дух с Господом, исполнит сердце тихою радостию о Дусе Святе, и любы Божия излиется в сердца наша Духом Святым. Тогда только способны будем праздновать, по слову апостола, «не в квасе ветсе, но в безквасиих чистоты и истины» (1Кор. 5, 8).
в) Чтобы запечатлеть эту готовность духа к прйнятию Господа, чтобы соделать нечто, особенно приятное и угодное небесному Посетителю душ, нужна, наконец, благоприятная жертва и дар, как деятельное свидетельство нашей покорности, благодарности и любви. Не говорим здесь о том внутреннем жертвоприношении, которое совершается совлечением ветхого человека, распятием плоти со страстьми и похотьми, умерщвлением удов, «яже на земли» (Кол. 3, 5), т. е. умерщвлением в себе всех противозаконных влечений сердца, всех нечистых похотей, всех пагубных страстей: без сего духовного жертвоприношения нельзя и подумать соделаться жилищем Божиим, приять и вместить в себе Божественное Отроча Вифлеемское. Ибо «кое причастие правде к беззаконию? кое общение свету ко тъме? кое же согласие Христови с велиаром» (2Кор. 6, 14)? Как совместится смирение с гордостию, уничижение с величанием, нищета с роскошью, чистота с скверною? Нет, мы говорим здесь о той чистой и святой жертве, которая приносится из чистой любви к Богу и приемлется, по слову апостола, в жертву благоприятную, в воню благоухания, ибо есть признак и плод истинной любви и благодарности. Это – чистое и безкорыстное служение Господу в лице ближних наших, которое Он по милосердию Своему вменяет Самому Себе: «понеже», говорит, «сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Матф. 25, 40). Итак, пусть в воспоминание нищеты и убожества Иисусова облегчится и восполнится, по возможности, скудость убогих; пусть в воспоминание наготы Божественного Младенца, повитого пеленами, прикроется нагота неимущих: пусть в память убогого странничества Иосифа и Марии, принужденных искать себе покоища в вертепе бессловесных, «зане не бе им места в обители» (Лук. 2, 3), введется в дом наш убогий странник, упокоится под кровом нашим не имущий, где главы приклонити; пусть в память воспетого ангелами мира услышат из уст наших слово мира и прощения те, которые имели несчастие, по навету диавола, оскорбить нас чем либо.
III. С подобными мыслями, чувствованиями и делами желаем вам, братие, сретить великий и просвещенный день Господень. «Еще бо мало елико елико, грядый приидет, и не укоснит». Аминь. (Сост. по Полн. собр. пропов. Димитрия, архиеп. херсон. и одесск., т. I, изд. 1889 г.).
протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 9