ЕКАТЕРИНА САВИНОВА. ПОСЛЕДНИЙ ДУБЛЬ.
Катя родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края и была младшей дочерью в многодетной семье колхозников. Закончив школу, девочка отправилась в Москву учиться "на артистку". Но, опоздав на вступительные экзамены, подала документы в Землеустроительный институт, где проучилась полгода, пока не узнала, что во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии начался зимний набор на курс Василия Ванина. Она сдала экзамены и поступила, но после первого семестра была отчислена. Ванин сказал, что она замечательная актриса для театра, однако кино - не для неё.
Но упорная Катя снова поступила во ВГИК - в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный. Из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. Среди которых были Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и… Екатерина Савинова.
Жила Катя в маленьком ветхом домишке в двух шагах от института, снимая маленькую комнатку вместе с подругами. Жили весело, часто устраивали по разным поводам вечеринки. А ещё Катя любила самые невероятные розыгрыши и проделки. Могла, например, прикинуться слепой, распевая жалобные песни и собирая мелочь по вагонам. Или немой, объясняясь с людьми жестами…
В институте она познакомилась с Евгением Ташковым, будущим известным кинорежиссёром... Через восемь месяцев после окончания ВГИКа он сделал ей предложение. Реакция Кати была немного странной - она расплакалась. Но согласилась... А через несколько лет у них родился сын, которого назвали Андреем.
Кинодебют Екатерины Савиновой состоялся в 1949 г. в фильме Ивана Пырьева "Кубанские казаки", где ей досталась роль белокурой озорницы Любочки. Однако эта встреча со знаменитым режиссёром самым негативным образом сказалась на последующей судьбе актрисы. Дело в том, что Пырьев попытался приударить за юной провинциалкой; однако получил такой отпор, какого до этого не удостаивался даже от самых знаменитых актрис - Катя дала ему пощёчину. Пырьев затаил обиду на строптивую девушку и в дальнейшем сделал всё возможное, чтобы её карьера в кино не состоялась. Например, в 1956 г. режиссёр Григорий Чухрай собирался снимать её в главной роли в фильме "Сорок первый"; однако Пырьев, в те годы возглавлявший "Мосфильм" и бывший председателем оргкомитета Союза кинематографистов СССР, волевым решением снял актрису с этой роли и назначил другую исполнительницу. После этого ни один режиссёр не имел возможности пригласить Екатерину Савинову на крупную роль в своей картине. Поэтому актриса в те годы исполняла, главным образом, второстепенные роли. Сыграла Дуняшу в "Большой семье", официантку Клаву Шубину в "Тени у пирса", старуху в "Детях партизана", девушку-дирижёра Катю Воропай в комедии "В один прекрасный день". Драматическое дарование Савиновой раскрылось в роли Ольги в "Колыбельной", где она сыграла молодую женщину, сломленную ранним вдовством и гнётом семьи погибшего мужа.
На сцене Театра-студии киноактёра Екатерине великолепно удавались роли героинь, возраст которых намного превышал её собственный. Так, ещё будучи студенткой, она успешно сыграла Коробочку из "Мёртвых душ" Гоголя, а в двадцать пять лет - Кабаниху из "Грозы" Островского. Интересно, что никакого особого грима ей не требовалось. Припудривала волосы, обесцвечивала губы, рисовала чуть-чуть морщинки под глазами…
Когда в Театр киноактера пришёл Алексей Денисович Дикий и стал репетировать пьесу "Бедность не порок", он поручил Савиновой роль первой гостьи - властной старухи. Несмотря на то, что это был довольно маленький эпизод, Катя сыграла так, что Алексей Денисович пришёл в Малый театр и сказал: "Ребята, я вам советую посмотреть первую гостью. Это явление!" Актриса была невысокого роста, но в этой роли непостижимым образом становилась громадной.
В 1963 году Екатерина сыграла свою "звёздную" роль - в картине собственного мужа "Приходите завтра". Где она создала образ сибирской девушки Фроси Бурлаковой, которая приехала в Москву поступать в консерваторию и после ряда забавных приключений покорила столицу. Сценарий фильма писался под Савинову, в него вошло многое из её биографии. Однако эта роль, как и большинство предыдущих, досталась актрисе с большим трудом. Несмотря на то, что картина снималась на Одесской киностудии (в Москве путь ей был по-прежнему закрыт), худсовет не утвердил Екатерину на главную роль. Вместо неё была найдена актриса помоложе, успевшая сыграть главную роль в одном из фильмов про любовь. Говорили, что стараниями оператора фильма, мужа этой молодой актрисы, она смотрелась свежее и ярче, чем Савинова. Однако Ташков отказался работать с другой актрисой и после нескольких месяцев упорной борьбы сумел отстоять своё мнение. В итоге с прежним оператором он расстался, взял вместо него другого - Радомира Василевского.
После выхода фильма на киноэкраны страны роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. Кстати, в фильме Екатерина озвучивала и пожилую домработницу. Вот что значит обладание голосом в три с половиной октавы!
Но судьба картины складывалась не просто. Евгений Ташков рассказывал: "Когда была снята почти половина картины, приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой - известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: "Картину немедленно закрыть! Полное безобразие!" Однако поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съёмки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: "Дуракам полработы не показывают".
Когда съёмки были закончены, на нас обрушились обвинения, что мы выступаем против соцреализма. Потому что, во-первых, скульптор, которого блестяще сыграл Анатолий Папанов, разбивает статуи, сделанные именно в этом стиле. Во-вторых, меня ругали за то, что оказалась разбитой якобы маска Карла Маркса. На самом деле это была маска Герцена. Наконец мне сказали, что я выступил против считавшегося тогда "официальным" скульптора Томского. Оказалось, что его звали так же, как и героя Папанова, - Николай Васильевич…
Но были и забавные моменты. Когда картина после долгих мытарств всё-таки вышла в прокат, люди звонили в кинотеатры и спрашивали: "Какой сегодня фильм?" А им отвечали: "Приходите завтра". Они вновь: "А сегодня-то какой?". А им с раздражением: «Я не ясно выразилась? «Приходите завтра»… В общем, и грустно, и смешно…"
На Первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 году Анатолий Папанов и Екатерина Савинова, сыгравшие главные роли в фильме, были удостоены премий соответственно за лучшую мужскую и лучшую женскую роли. А в 1965 г. Екатерине дали звание Заслуженной артистки РСФСР.
Борис Владимирович Бибиков, её любимый педагог, как-то сказал: "Катя действительно необыкновенная актриса. Я знал только одного актёра с такой фанатичной преданностью искусству. Это был Константин Сергеевич Станиславский... И вот ещё наша Катюха, это чудо природы..."
Фильм «Приходите завтра» стал той отправной точкой, с которой начался уверенный подъём Евгения Ташкова и падение Екатерины Савиновой. Евгений ушёл из дома и поселился в гостинице, служившей общежитием киностудии, стоявшую в том же дворе.
«Мы очень устаём на съемках, - пояснял он. - Всё время вместе, споры-разборы. И ей, и мне нужно отдохнуть перед следующими съёмками. – И ещё добавлял: - Катя иногда начинает говорить странные вещи. Уверяет, что слышит голоса...»
Поползли слухи, что Катя сходит с ума, разговаривает с невидимыми собеседниками, что вряд ли она сможет досняться в роли Фроси Бурлаковой, что именно из-за этого муж и оставил её. А ещё говорили, что Евгений не на шутку увлёкся своей ассистенткой Тамарой, полной противоположностью блондинистой Кати с ямочками на щеках. Тома была жгучей брюнеткой с тёмными глазами и надменно сжатыми губами.
В сентябре 1961 г. обнаружилось, что Екатерина серьёзно больна. Всё началось с температуры: каждый день 37,4. Когда муж узнал, она призналась: "Да у меня уже месяца четыре она держится".
"Врачи долго не могли поставить правильный диагноз, - вспоминает Евгений Ташков. – Да ещё эти “голоса”… Приглашаем психиатров: "Это не наш пациент. Нужен невропатолог". Вызываем невропатологов. Они тоже не знают, что делать. В конце концов, Катя попала к профессору из Одессы, который считал, что все психические заболевания происходят из-за попадания в организм какой-то инфекции. И нашёл у нее бруцеллёз…
Как случилось, что Катя заболела?
Снимаясь в Крыму в эпизоде у Герасимова, Катя на базаре регулярно покупала парное молоко, которое очень любила. Там, заключили врачи, она и подхватила бруцеллёз. Период его созревания в организме - восемь месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места. А поскольку во время съёмок кинофильма "Приходите завтра" за тридцать сентябрьских дней у нас был тридцать один съёмочный, Катя работала на пределе нервного истощения. В результате болезнь затронула центральную нервную систему, Катя слегла, а съёмки отложили на год. Кстати, когда врачи посмотрели фильм, то сказали: “Мы точно знаем, где она больна, а где здорова: там, где она разухабистая, весёлая, - это до болезни”. Оказалось, совсем наоборот".
В общей сложности Савинова болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. В промежутках ездила с мужем на гастроли, давала концерты - надо было зарабатывать на жизнь. Первое отделение вёл Ташков, второе - она. Читала свои смешные трогательные рассказики, пела…
В 1964-м году она снялась ещё в одном знаковом для себя фильме «Женитьба Бальзаминова», где сыграла крупную роль – служанки Матрёны.
После ей предлагали роли второстепенные, эпизодические. "Алёша Птицын вырабатывает характер", "Чук и Гек", "Большая семья", "Медовый месяц" - кто сейчас вспомнит, кого в этих фильмах играла Савинова? Часто Екатерина сама придумывала свои роли, помогала режиссёрам своими находками, жизненными наблюдениями. Она обладала уникальным талантом – замечать и запоминать интересные жизненные ситуации. И очень переживала, потому что чувствовала свою невостребованность; считала, что ей можно доверять большие роли, а она довольствовалась ролями продавщиц, кассирш, соседских девчонок.
Не до конца были реализованы и её богатые певческие данные.
"У Кати был замечательный голос - три с половиной октавы, - рассказывает муж актрисы Евгений Ташков. - Поначалу она занималась вокалом с репетиторами, а после окончания ВГИКа поступила в Институт имени Гнесиных и на четвёртом курсе исполняла арии из классических опер!”
Такой талантливой студентки в Гнесинке ещё не было. Её называли "нашей Имой Сумак", спорили - какой у неё голос: контральто? меццосопрано? лирическое сопрано? драматическое? Ещё во время учёбы она получила два предложения – выступление на сцене Большого театра и поездки по стране с оркестром. Однако, обладая многогранным редким талантом, она всё-таки ждала ролей в кино и не променяла мечту о киноискусстве на карьеру оперной или эстрадной певицы.
Но предложений от кинорежиссёров больше не поступало…
...Когда Екатерина Савинова приехала в Новосибирск, она уже давно была больна бруцеллёзом и у неё было сильное нервное расстройство. Как-то она пожаловалась подруге, что всё её тело охвачено огненными кольцами. Всё чаще спрашивала: "Как же мне быть, если я не смогу выступать, петь?"
- Пойдём со мной в церковь петь на клиросе, - однажды предложила она подруге. - А то у меня пенсия всего сорок рублей; не знаю, как жить дальше.
Клара отказалась…
Накануне Пасхи Екатерина Фёдоровна накрасила яйца, напекла куличей. Вымыв полы дочиста, поставила стулья вверх ножками на стол, как это делают в деревне. Одевшись, сказала, что идёт на вокзал встречать подружку из Москвы. Но перед тем как уйти, написала на листке бумаги номер телефона Клары и взяла этот листок с собой…
Через несколько часов в квартире Клары Фроловны раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил подъехать, чтобы опознать труп женщины.
- Никаких документов при ней не нашли. Только на клочке бумаги был написан ваш телефон, - объяснили ей следователи...
По словам работницы станции "Новосибирск-Главный", 25 апреля 1970 она сразу обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. Было объявлено, что на второй путь прибывает пассажирский поезд. Когда он уже подъезжал к перрону, женщина вдруг перебежала через пути и бросилась под колёса. Стрелочница закричала: "Стой, что ты делаешь?!". Но бесполезно.
Позже выяснилось: актриса легла на рельсы так, чтобы не изуродовать лицо. После её гибели на нём не оказалось ни одной царапины…
Перед смертью Екатерина Фёдоровна оставила письмо. Что в нём написано – знают только её близкие...
Похоронили актрису на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении. 5 ноября 2006 года могилу перенесли на более престижный участок кладбища…
P.S.
Как-то один из поклонников актрисы написал в ютубе:
«Дорогая Катюша. Почти пятьдесят лет тебя нет с нами. Но странное дело: твою Фросю Бурлакову помнят до сих пор (фильм даже цветным сделали). Ты как светлячок – вспыхнула и погасла. Оставив нам на экране душевную чистоту и искренность. И голос, который по-прежнему согревает наши сердца. После тебя серенаду Шуберта никто так прекрасно не спел. И вряд ли споёт. Спасибо тебе…»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев