ч.1.
Продолжая историко-генеалогические исследования по селениям Лумского сельсовета, побывал в начале сентября в окрестностях исчезнувшей с карты в 60-годы прошлого века деревни Орловские(Красные Орлы).
Заехали в существующую ещё деревню Побекнур, которая находилась от бывшего места нахождения д.Орловские примерно в 1,5-2км на противоположном правом берегу реки Ярань. Пообщался с местными жителями, а буквально на выезде из деревни заметил старенькую мариечку, сидящую на лавочке у своего дома. Сказал, что едем вверх по речке Вичура искать останки бывшей деревни Орловские и попросил ее показать, где деревня эта находилась. На что она наотрез отказалась, а мне во след сказала: "Не Коди туда, неКорошо там.." .Туда так нам и не удалось съездить, т.к. проезд в местность бывшей деревни для легковой машины был невозможен: не было туда даже грунтовой дороги, ни мостов, ни бродов. Экспедицию в д.Орловские пришлось отложить на зимнее время.
Однако слова старой бабушки "неКорошо там..." запали в голову и я решил опросить яраничей на предмет: не известно ли им о чем-то сверхъестественном в деревне Побекнур и ее округе. О сверхъестественных явлениях русские старожилы-яраничи в той местности не припоминают, но многие отметили, что в Побекнуре чуть ли не в каждом доме была бабка или знахарка, и многие люди(даже из г.Яранска) обращались к ним со своими проблемами.
Учитывая это, и что Побекнур является одним из древних марийских селений на Яранской земле - поэтому наверняка здесь в старые времена была священная марийская роща и жрец-карт.
После получения этой интересной информации решил исследовать историческую этимологию и географию данных мест.
"Согласно легенде д. ПОБЕКНУР основана племенем мари в середине XVI в. (1565г.). В этих местах жили три брата из марийской д. Побег, во время восстания Е. Пугачева два брата были убиты, оставшийся в живых дал деревне название Побекнур («нур» в переводе с языка мари значит «поле»). Русские переселенцы приехали из Сердежа и Кукарки."
/Энциклопедия Земли Вятской, 2002г., т.1., кн.2. "Села и деревни" с.611/.
В справочнике "Кировская область.Административно-территориальное устройство на 1 июля 1998г." на стр.200 говорится также, что деревня Побекнур Шкаланского сельского округа основана в 1565 году.
В рукописи "Заселение русскими Яранского уезда"/Рукопись Вятской ученой архивной комиссии/ составленной на материалах опросных листов Подворной переписи 1891г. говорится: "В свою очередь переселились /черемисы/ после занятия Казани в Малошалйской волости д.Козловаж 4 брата, но один ушел под Санчурск и основал там деревню Козловаж. Тогда же основана деревня Побекнур"
/ГАКО. ф.170. оп.1. ед.хр.96/
К сожалению. представленные материалы основаны на преданиях и опросах и не подтверждены документами, но принять их к сведению надо за неимением реальных документов по д.Побекнур за 16 век.
Изначально Побекнур - это марийское поселение, но во второй половине 19 века в деревне уже было 8 дворов русских крестьян в числе 47 чел., а марийцев было 32 двора, 183 чел. жителей /Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг. т.9. Яранский уезд. ч.2.
отд. I, с. 258—265 /
По материалам переписи 1979г. в д.Побекнур русских уже не было(!), были только марийцы 152 чел.
Теперь о деревне ОРЛОВСКИЕ, на урочище которой пока так и не доехали.
Деревня Орловские основана на марийских (!длительно пустующих) землях переселенцами из Орловского уезда в первой половине 19 века и назвалась как "починок Орловской при речке Ярань".
/примечание В.К. автора: на левом берегу р.Ярань по данным 1859-73г.г../.
Василий Старостин в своей "Книге Вятских родов", составленной на материалах подворной описи 1891г. сообщает:
"Орловский, Вятская губерния, Яранский уезд, Малошалайская волость, Юльяльское общество, приход с. Лум, Предтеченская ц., река Вичура → Ярань, 30 семей, 208 чел. жителей.
Деревня, которая даже в послевоенные года насчитывала около 60 хозяйств с почти 300 чел. вдруг быстро в течении лет 20 канула в лету.(!)
Отметим несколько событий, которые заслуживает наибольшего внимания и вопроса:
1. д.Орловские сначала писалась при речке Ярань, далее при речке Вичура, а на поздних уже советских картах обозначена поблизости с речкой Красной, которая протекала в версте от речки Вичура и параллельно ей. Надо полагать, что поэтому и у д.Орловские появилось второе название Красные Орлы. Но интерес представляет не это, а то, что деревня странно перемещалась от рек Ярани и Вичуры в сторону речки Красной. Вызвано это расширением деревни или же с вынужденным переселением от р.Вичура и Вичурского леса ? - Вот в чем вопрос).
2.Почему д.Орловские перестала существовать в 60-годы прошлого века?
3. Почему в д.Побекнур, находящейся неподалеку от д.Орловские, в 70-е годы не осталось ни одного русского жителя?
4. Еще вопрос: почему эту местность в пойме Вичуры никто ранее не заселял, и даже марийцы?
5. Что это за местность такая - Вичура, куда люди побаиваются ходить?
6. Что означает название гидронима Вичура?
Начнем с последнего вопроса - с происхождения (этимологии) названия Вичура.
Вичура более в поздних документах писалась как Вицура(вероятно вследствие цокающего говора у Орловских переселенцев). У марийцев это слово звучало как Бичура, т.к. русское В у них звучит как Б (Володька-Болодька, Валерка-Балерка, Ведь-Бедь, Вопрос-Бопрос, Водить - Бодить и т.п.). а у русских писцов этих мест могла наоборот произойти трансформация с Б на В.
Бичура - мужское марийское имя, произошло от татарского заимствования, где Бичура - миф. домовой. Пример употребления: Алатская дорога 1717г.
/С.Я.Черных. Словарь марийских личных имен. 1995г.,с.94/
Вичора подговор мари д.Старый Куклюк, Кукморского района Татарстана, кукморский говор, с. Илеть Менделеевского района. Татарстан. Тоже самое, что Пичора устаревшее 1) домовой, злой дух Вичора. "Вичора ел" так в старину говорили, если у коровы молоко из вымени с кровью. Если муж избил жену, марийцы говорили "внутрь его домовой(Вичора) забрался"
/Вершинин В.И. Словарь марийских говоров Татарстана и Удмуртии. 2011г. с.54/
Таким образом, Бичо(у)ра, Вичо(у)ра - варианты одного слова, заимствованного у тюркских народов, в частности, у казанских татар, с которыми у луговых мари были контакты с древних времен.
Бичура (бисюра, бисура) - низшие духи(нечистая сила) в татарской мифологии.
Бичура у татар - это баснословное существо то же, что у русских простолюдинов - кикимора или "суседка".
У татар бичура представлялись в образе женщины маленького роста(от полутора до двух аршин) в старинном головном уборе "ирпак". Считалось, что бичура могут поселяться в домах на подловке, в подполье или в банях. Бывает это не во всех домах. Иногда для бичура отводили особую комнату, в комнате на ночь оставляли тарелку с едой и несколько ложек. Считалось, что бичура может проказничать в доме (открывать в печи трубу, шуметь, прятать вещи, наваливаться на спящих, душить, пугать), но к некоторым благоволит, приносит деньги, помогая разбогатеть.
У татар о ней имеется поговорка: “Куда делась эта вещь? Не бичура ли украла?” Если закроют трубу, ночью Бичура откроет, и вообще всячески шалит. Как попадает в дом бичура? Татары об этом говорят вот что: она попадает в дом тогда, когда татарин долго не кладет в нем печку, а потом переходит в него на житье. Есть ли средства выгнать из дома бичуру? Одни говорят, что для этого нужно разобрать весь дом и построить его на другом месте, а другие утверждают, что довольно привести в дом медведя и бичура убежит.
У некоторых групп западносибирских татар бичура соответствует как "дух сэры цац" (буквально, «желтоволосая»).
У татар-мишарей бичура — разновидность злых духов пиров.
Использовались материалы из книги: Яков Коблов «Мифология казанских татар» 1910, переиздана издательством «Смена» в 2015 году.
/Продолжение следует/
#Кировскаяобласть#Вятскаягуберния#Яранскийрайон#Яранскийуезд#Лум#Побекнур#Орловские#Вичура#Бичура#этимология#история#этнография#мифология
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2