: эпитафии и мавзолеи Урало- Поволжья.
I. Этнический состав Орды.
Рассмотрим национальный состав золотордынского войска, в период XIII-XIV вв. Рашид-ад-дин в своем «Сборнике летописей» оконченном около 1310 года пишет следующее: «Этих четырех упомянутых эмиров с четырьмя тысячами войска Чингиз-хан отдал Джочи-хану. В настоящее время большая часть войск Токтая и Баяна...— из войск русских, черкесских, кипчакских, маджарских и прочих, которые присоединились к ним...».
Этнический состав войска Орды при Узбеке (правил в 1313 — 1341 гг.), со слов эль-Омари: «У султана Золотой Орды Узбека рати черкесов, русских и ясов».
О национальном составе ордынского войска при Тохтамыше, в 1388 году, можно узнать из сообщения Шереф-ад-Дина Иезиди: «Из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, жителей Крыма с Кафой и Азаком, башкирдов и М.К.С. (мокши) — собралось войско изрядно большое... и двинулся он против Тимура».
II. Эпитафии.
1)Домонгольская Волжская Булгария не знала каменных надгробий с надписями. Во всяком случае, не выявлено никаких таких памятников.Археолог Е.А. Халикова, исследовавшая региональные мусульманские памятники XI-XII вв., отмечает, что «по-прежнему на могилах отсутствуют выраженные следы надгробий».
2) Возникновение традиции установления памятников в Среднем Поволжье и Приуралье исследователи единодушно связывают с проникновением и распространением мусульманской религии. Многочисленные факты материалов из Аравии, Кавказа, Средней Азии, где имеются эпиграфические памятники более раннего периода, позволяют говорить в пользу такого мнения.
3) Н.И. Егоров заметил очень важное обстоятельство: тахаллусы погребенных, начертанные на булгарских эпитафиях, прямо указывают на среднеазиатское или кавказское происхождение покоящихся под надгробиями; ср.: Хасан ас-Самарканди, Хайбетель ибн Мухаммед аль-Дженди, шах Курасан ибн Мухаммедшейх ал-Кердари, Исмагил эш-Шемахи, Мобарак шах Курасани, Садреддин эш-Ширвани, Р-с эш-Шемахи, и т.д.
Д. Г. Мухаметшин тоже с этим согласен:
...тахаллусы среднеазиатского и кавказского происхождения говорят о том, что погребённые <...> были люди приезжие...
...тахаллусы-топонимы, в основном образованные от названия центральноазиатских, кавказских и других восточных городов и областей — Ширвани, Африкенди, Дженди, Самарканди, Шамахи, Курасани, Кердари, Туркестани... Кроме последнего случая, все они происходят из города Болгар. Эти псевдонимы-тахаллусы, образованные от топонимов, принадлежали людям небулгарского происхождения, приезжим служителям религиозного культа, купцам и тому подобное. У волжских булгар не было традиции установления каменных эпиграфических памятников; эта традиция привнесена мусульманскими мигрантами извне, преимущественно из Средней Азии (Хорезма).
4) И только в период Казанского ханства возникает «новая волна», теперь уже одних -з-язычных, памятников. Окончание булгарской эпиграфической традиции было связано с опустошением Волго-Камских земель в конце XIV – начале XV вв и превращением их в так называемое Дикое поле.
5) Язык эпиграфических надписей.
Государственным письменным литературным языком Орды считался ТЮРКИ (иске тюрки, чагатайский язык, те среднеазиатский), который восходит к Хорезмийскому (Караханидскому, Буграханскому, Хаканскому, те царскому) Тюрки. На чагатайском тюрки писали в Средней Азии начиная с XIII—XIV и практически до начала XX века. На тюрки писали в Казахстане, Урало- Поволжье и тд. На язык тюрки влияли местные языки.
В конце концов у нас сформировался особый язык, который сейчас называют поволжский тюрки́ (урало-поволжский тюрки́) – смесь чагатайского с местными языками.
"Джами ат-таварих" Кадыр Али-бека написан в 1602 году в городе Касимове при хане Ураз-Мухаммеде и является памятником прозаического исторического повествования.
Сам Кадыр Али-бек свой язык называет тюрки.
6) Данные эпитафии логичнее назвать просто мусульманскими, на языке тюрки.
III. Мавзолеи.
1) Кэшэнэ (кесене) — это архитектурное сооружение из камня или глиняных кирпичей над могилами почитаемых или знатных людей в средневековых исламских государствах.
Когда мы начинаем изучать архитектурные приемы, использованные при строительстве мавзолеев Урало- Поволожья, то находим в них следы влияний архитектуры Хорезма, Крыма, Малой Азии и Закавказья. Дело в том, что данная система сложилась в Средней Азии и в Иране. При отсутствии портала она получила название системы в стиле «восточного классицизма». Если мы вспомним мавзолей Саманидов в Бухаре или мавзолей Санджара в Мерве, относящиеся к домонгольскому периоду, то обнаружим в них зарождение данной ярусной системы. Таким образом, тюрко-мусульманская традиция строительства порталов пришла из Средней Азии и была перенесена тюрками-сельджуками на территорию Малой Азии. В Урало- Поволжьской архитектуре они появились в эпоху Золотой Орды и имела свои особенности. В Казахстан, Южный Урал, Зауралье традиция строительства мавзолеев пришла напрямую из Средней Азии (Ургенча, Хорезма, Бухары) и применялся кирпич. На строительство мавзолеев в Приуралье еще оказало влияние архитектура Крыма, Кавказа, г.Маджар и др, где вместо кирпича использовался камень. Применялся египетский архитектурный прием «мамлюкские срезы».
Но есть общее: эпиграфические надписи и мавзолеи всех типов распространены в зоне влияния суфиев. В XIII-XIV вв. братства суфиев Кубравиа (затем и Накшбандиа) было мобильным, влиятельным. Если традиция каменных надгробий с надписями и строительство мавзолеев пришла в Булгар и Башкортостан извне (Средняя Азия, Крым, Кавказ), то архитекторы, строители и резчики по камню были тоже "иностранные" зодчие. Вокруг мавзолеев находятся могилы (более раннего и позднего) местного населения. Значит, мусульманские мавзолеи расположены в центрах, в святых местах булгар и башкир.
2) Монголы разрушили все булгарские города. Поэтому к XX веку от архитектурных строений остались только фундаменты. По сути, все постройки в г.Булгар- это надстройки над фундаментами или новодел. В Татарстане первозданном или в хорошем состоянии мавзолеев не сохранилось.
В Башкортостане сохранились несколько кэшэнэ. Лучшая сохранность у мавзолея Тура- хана, у которой отсутствует только часть верхнего восьмигранного купола.
В другом мавзолее 15 сентября 1339 года похоронен Хусеин-бек (выходец из Средней Азии). Хусейн-бека называют первым имамом на территории современного Башкортостана. Вокруг расположены могилы местной башкирской знати. В Кугарчинском районе находится кирпичный Кэшэнэ Бэндэ- бике.
3) В Башкортостане несколько топонимов с названием Тура-хан. Скорее всего восходит к слову ТҮРӘ- господин, владыка, царь. Этноним ТЮРК тоже имеет общий корень. Тюрками называли господствующие, царствующие народы.
4) Первым чингизидом- мусульманином стал Берке хан, сын Джучи и мусульманки из рода йемек (ближних соседей башкир). Он принял участие в великом походе на Запад (1237—1242 годы), отличился в сражениях с кыпчаками в Подонье и приобрел бесценный военный опыт. После возвращения из похода при обустройстве нового улуса Берке получил владения на Северном Кавказе, где стал окружать себя мусульманами, из братства суфиев. Боясь роста влияния Берке, Бату-хан в 1252 году перевел его в улус в степном Заволжье подальше от центра Орды. Берке правил Ордой в 1256- 1266гг. Берке хан первым из Чингизидов начал миссионерскую деятельность среди народов Орды. Начальный этап широкой исламизации суфийского толка народов Урало- Поволожье были заложены именно им.
5) в 1321 году Узбек-Хан официально принял ислам от туркестанского шейха Саййид-Аты, крупного суфия. Очень жесткого и последовательного проповедника, главного идеолога обращения в мусульманство всех тюркских племён: от Днепра до монгольских степей. Симеоновская Летопись была лаконична, сообщив о великом событии, Узбек-Хан: «сел на царстве и обесерменился». Можно утверждать, что Узбек- хан явился причиной принятия ислама суфийского направления среди жителей Орды. С деятельностью хана Узбека связано начало строительства мавзолеев и установлений эпитафий в Урало- Поволожье.
.
ВЫВОД: В XIII-XIV вв. в Поволожье жили булгары, а на Южном Урале- башкиры.
Традицию строительства мавзолеев и эпитафий на надгробных камнях принесли суфии из Средней Азии. Язык надписей- чагатайский (среднеазиатский) тюрки. В мавзолеях, в могилах с эпитафиями в основном похоронены миссионеры, видные люди тоже в основном из Средней Азии, Крыма, Северного Кавказа. Мавзолеи располагались в святых местах, в центрах местного населения: башкир, булгар и являлись местом поклонения. Местные башкиры и булгары старались хоронить своих знатных людей рядом с мавзолеями.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев